ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Судитесь с налоговой инспекцией

2000

Юристы консалтинговых фирм добиваются, чтобы несовершенство налогового законодательства не нарушало интересы бизнесменов

Министр по налогам и сборам Александр Починок как-то сказал: "Меня надо останавливать. Не нужно мне поручать собрать как можно больше налогов - я ведь соберу! Но что будет с бизнесом?" Останавливают Починка или нет, трудно сказать. Но в последнее время, стремясь наполнить дырявый бюджет России, его подчиненные нередко демонстрируют чрезмерное служебное рвение. Налоги взимают даже тогда, когда для этого нет законных оснований. Одни обобранные затаивают обиду, другие рискуют оспаривать решения фискальных органов. Конечно, доказать свою правоту нелегко - у налоговой инспекции матерые юристы. Однако шансы выиграть дело все же есть.

Переплачивая, ты обманываешь государство

Фирму N (названия не указываем по ее просьбе), что строит в Петербурге крупный завод, государство решило наказать трижды. И во всех трех случаях - до смешного абсурдно. Во-первых, за недоплату налога на имущество в размере 45 рублей ей начислили штраф в 15000 рублей. Обоснование: "грубое нарушение правил учета объектов налогообложения".

Второй раз на ту же сумму компанию оштрафовали за честность. Бухгалтерам было неясно, какая часть затрат на капитальное строительство облагается НДС, а какая - нет, поскольку законодательство позволяло двоякое толкование. Дабы разрешить сомнения, компания направила запрос в Минфин и Министерство по налогам и сборам. По инструкциям официальный ответ должен поступить в течение месяца. Не получив ответа и через три месяца, N решила на всякий случай налог заплатить. Когда все же выяснилось, что платить не следовало, фирма опять оказалась в нарушителях. И по той же самой статье - об учете объектов налогообложения: нельзя платить за то, за что не надо платить. Излишнюю предусмотрительность наши налоговики воспринимают как попытку увильнуть от уплаты других налогов и без долгих разбирательств наказывают. А если бы надо было платить, но не заплатили, то неминуемо последовали бы штраф и пени за несвоевременную уплату. Замкнутый круг.

Наконец, в третий раз N поплатилась за отношения с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), в котором получила кредит на строительство своего завода в России. В налоговой инспекции решили, что банк должен уплатить России налоги с процентов, которые он получит по предоставленному кредиту. А удержать с банка эти налоги и передать их в налоговую инспекцию обязана фирма N. Вот такая оригинальная схема. Отечественных инспекторов не смутило ни то, что кредиты ЕБРР предоставляются на основе межправительственных соглашений, ни то, что до сих пор никому в голову не приходило облагать их данью. Правда, пока инспекция еще не начислила штраф фирме N, а лишь направила соответствующий запрос своему начальству в министерстве. Существующих документов, регламентирующих отношения с Европейским банком реконструкции и развития, инспекции оказалось недостаточно...

Фирма N устала от налогового рэкета и решила судиться. За помощью обратились в компанию "Что делать - Консалт". Руководитель департамента аудита компании "Что делать - Консалт" Лия Куприянова подчеркивает, что, взявшись за это дело, ее фирма ставит цель не просто защитить интересы конкретного клиента, но и создать прецедент, чтобы потом, в случае успеха, ссылаться на него при рассмотрении подобных дел. А, накопив достаточно прецедентов, можно рассчитывать на изменение налоговой практики и даже законодательства.

Эпопея морских компаний

Не исключено, что юристы "Что делать - Консалт" близки к изменению налоговой практики и законодательства, защищая шипинговые компании, чья деятельность - услуги судовладельцам, перевозчикам, грузоотправителям - связана с морским транспортом. Такие услуги по природе своей трансграничные, то есть экспортные. А экспорт во всем мире приветствуется. Именно поэтому деятельность шипинговых компаний всюду освобождена от налога на добавочную стоимость (НДС), что позволяет снизить затраты и, соответственно, цены на услуги. Снижение цен, в свою очередь, расширяет не только присутствие шипинговых компаний на рынке, но и улучшает экспортные возможности других отраслей экономики. Государство в плюсе - увеличивается доходность бюджета по другим налогам.

Схема проста, но не для наших налоговых органов. Они высчитывают, какая часть услуг произведена шипинговыми компаниями до пересечения госграницы. И эту часть экспортной не признают. Выделить ее достаточно трудно - нужно скрупулезно изучить подробности фрахтовых контрактов. А последние, как правило, составлены так, что допускают различные толкования. Компании всеми способами стараются уйти от налога, который повышает их затраты, поскольку, включив их в стоимость услуг, они станут неконкурентоспособными на мировом рынке: если попытаться полностью компенсировать НДС, цены придется поднять на 20%.

Консультанты, изучив проблему, пришли к выводу: российское законодательство, как и зарубежное, предусматривает право шипинговых компаний НДС не платить. Дело в том, что услуги этих фирм можно относить либо к экспортным услугам, либо к необлагаемому обороту. И в том и в другом случае налог на добавленную стоимость не взимается.

Служители Фемиды, которым все чаще приходится разбираться в тяжбах шипинговых компаний и налоговиков, никак не могут определиться. Только в 1999 году федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа рассмотрел два идентичных дела компаний, предоставляющих услуги бербоут-чартера (сдача в аренду судов без экипажа), и вынес по ним два противоположных решения: поддержал иск Балтийского морского пароходства и отверг иск ООО "Мастер-Шипинг".

Именно поэтому третье дело, которое ведет сейчас "Что делать - Консалт", приобретает особое значение. Консультанты представляют интересы одного из крупнейших судовладельцев Северо-Запада, не желающего платить НДС по услугам бербоут-чартера. Слушание в первой инстанции состоялось в конце прошлого года, и иск судовладельца к налоговой инспекции был признан обоснованным. Второе апелляционное слушание также завершилось победой клиента "Что делать - Консалт". В общем, есть надежда, что по завершении трудных судебных процессов свободно вздохнут все российские компании, сдающие в аренду суда без экипажей.

Надеяться на это позволяет накопленный опыт морских агентов. Три года назад в судах слушались несколько дел компаний, которые нанимаются судовладельцем, чтобы обеспечить лоцманское обслуживание судна, бункировку топлива, благополучный заход в порт, прохождение через таможню. Арбитражи были выиграны, и с тех пор к морским агентам региональные налоговые службы больше не пристают.

«Эксперт Северо-Запад» №3 (10)
«Эксперт» в Telegram
Поставить «Нравится» журналу «Эксперт»
Рекомендуют 94 тыс. человек



    Реклама



    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама