ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Кто сделает лучший ход?

2000

На продовольственном рынке Петербурга все больше отечественных товаров

Совсем недавно главным врагом петербургской пищевой промышленности был импорт. Его доля на рынке города достигала, по разным оценкам, от 40% до 60%. Самым тяжелым для наших производителей оказался 1997 год: тогда продовольственная интервенция Запада достигла пика. По данным, предоставленным компанией "ЛенстройИнвестМенеджмент", Петербург тогда получил около 1,2 млн тонн иностранных продуктов питания, в том числе более 350 тысяч тонн мяса и мясопродуктов, около 6 тысяч тонн молока и сливок. Собственное же пищевое производство Питера сжималось, предприятия сокращали обороты. Выпуск колбасных изделий в городе по итогам 1997 года чуть превысил 48 тысяч тонн, хотя еще в 1996 году достигал 51 тысячи, а в 1990-м зашкаливал за 120 тысяч. Всего же в 1997 году из-за импорта продовольствия российская пищевая промышленность потеряла 2,5 трлн рублей. Без работы оказались 5 тысяч человек.

Однако к 1999 году доля импортных мясопродуктов в Петербурге снизилась до 4%, а сегодня составляет лишь 1,5%. Производители из дальнего зарубежья занимают не более 0,5% рынка - в основном польский бекон, датская колбаса и сосиски из США.

Воспоминание о Гайдаре

Принято считать, что импорт отступил в результате кризиса 1998 года. В действительности же причин несколько. Главная из них - отечественные производители научились делать то, чего не выпускали раньше: йогурты, молоко длительного срока хранения и в удобных упаковках, десятки новых видов колбас и многое другое. Местные предприятия теснили зарубежных конкурентов по мере того, как расширяли ассортимент и улучшали товарный вид продукции.

Другая причина - политика государства. Первому рыночному правительству, кабинету Гайдара, нужно было заполнить прилавки и показать воспитанным на дефиците гражданам, что такое изобилие. Действовал предельно мягкий режим таможенных льгот и таможенного контроля. По наблюдению экспертов, значительная часть продовольствия поступала в Северо-Западный регион либо в обход таможни, либо по заниженным пошлинам. Схемы минимизации импортных затрат поставщики продуктов питания, особенно эстонские и финские, изучили досконально. Любили декларировать товар по категориям, по которым предусматривались более низкие таможенные тарифы, создавали в Питере дочерние фирмы. Зарубежные производители отправляли "дочкам" сырье или полуфабрикаты и выпускали в Питере товар под своей маркой.

Однако начиная с 1995 года государство стало поднимать ввозные пошлины, обложило импортеров продовольствия дополнительными налогами. В итоге зарубежные продукты значительно подорожали и уже не выдерживали ценовой конкуренции с отечественными. Август 1998 года довершил процесс.

"Импорт больше не является нашим конкурентом, - констатировал заместитель генерального директора мясоперерабатывающего завода 'Парнас-М' Юрий Щербаков. - Он в четыре-пять раз дороже и потребляется менее чем двумя процентами населения, людьми с высоким достатком, которые привыкли покупать эти мясопродукты, находясь за границей".

Смена игроков

После ухода зарубежных конкурентов гранды питерской пищевой промышленности - "Петмол", "Самсон", "Парнас-М" - получили возможность безраздельно властвовать на рынке. Но не воспользовались этим. Место, освобожденное Западом, быстро занимают новые игроки.

Кто эти новые игроки? Прежде всего производители из других российских регионов. После августовского кризиса покупательная способность на местных рынках настолько сузилась, что компании вынуждены были искать покупателей в других регионах. По словам председателя совета директоров ИФГ "Ленстройматериалы" Александра Аладушкина, активно работающего в пищевой сфере, иногородняя экспансия стала особенно заметной в последние полгода. За это время доля пищевых производителей из других регионов увеличилась в Петербурге примерно на 10%.

Экспансия конкурентов из других регионов особенно затрагивает интересы городских бакалейщиков (производителей макарон, фасованных круп) и молочников. Так, Первую санкт-петербургскую макаронную фабрику весьма беспокоит концерн "МАКФА". Еще совсем недавно в молочной отрасли Северо-Запада был один неоспоримый лидер - санкт-петербургский завод "Петмол". Даже в тяжелые времена для всей пищевой промышленности, когда город буквально наводнила молочная продукция из Скандинавии, Германии и прибалтийских республик, его рыночная доля не опускалась ниже 50%. Когда девальвация рубля очистила прилавки от импорта, казалось, что именно это предприятие захватит рынок. Но "Петмол" теснят Пискаревский и областные молокозаводы, а также производители из других регионов, связанные с группой "Вимм-Билль-Данн". Для мясной отрасли проблема конкурентов пока менее значима. Правда, к давно пришедшим в Петербург москвичам (главный из них - Черкизовский комбинат) сейчас добавились Брянский, Пензенский и Каширский мясоперерабатывающие заводы, "Новгородский мясной двор" и другие.

Наиболее интересное явление на мясном рынке - противостояние крупных мясопроизводителей и массы малых предприятий. Местные лидеры отрасли с удивлением обнаружили, как много народилось за последнее время "мелочи". По оценкам экспертов, сегодня в Питере действует порядка 400 небольших фирм, в то время как два года назад их было только 135. В одиночку ни одно из малых предприятий не может составить конкуренцию "Самсону" или "Парнасу", но в совокупности они забирают весомую часть потребителей. Фирма "Стрелец" (совсем недавно она была настолько маленькой, что о ней знала лишь небольшая кучка покупателей) сегодня, по самым скромным оценкам, занимает 1% питерского рынка мясопродуктов. "Малое мясоперерабатывающее предприятие, успешно развиваясь, постепенно вырастает до ранга крупного, но переход в другую весовую категорию тем не менее не влечет повышения цен, - отмечают представители 'Парнаса'. - Продукция у малых фирм дешевле, чем у признанных лидеров отрасли. Правда, качество товара небольших заводов не всегда на уровне".

Разумное сочетание цены и качества

Что касается потребителя, то ему безразлично, кто именно победит в жарких баталиях на пищевом поле. Главное, чтобы цены были пониже, а товар получше. Приход производителей из других регионов оказался для питерцев выгодным - чужаки активно демпингуют. Что касается местных малых предприятий, то они обеспечивают дешевизну продукции за счет низких затрат на производство и отсутствия расходов на рекламу. Кроме того, они имеют налоговые льготы, предусмотренные для малого бизнеса.

Пищевым лидерам приходится тоже шевелиться. Это не значит, что цены на продукты и у них начнут снижаться. "Максимум, что можно пока сделать, - заметил коммерческий директор филиала комбината 'Черкизовский' в Петербурге Евгений Стеценко, - попытаться цены не повышать". За прошлый год продукция "Самсона" и "Парнаса", по данным независимых экспертов, подорожала в среднем на 20%, а товары московских мясокомбинатов - примерно на 35%. В течение двух месяцев 2000 года крупные компании цены на мясные изделия в Питере не поднимали.

Долго не повышать цены они, естественно, не смогут. Поэтому крупным производителям, чтобы иметь больше простора для ценового маневра, придется заняться созданием сырьевой базы. Российское сельское хозяйство развалено, подавляющее большинство пищевиков работает на импортном сырье. Это и само по себе дорого, а по мере роста курса доллара становится еще дороже. Конкурентные преимущества получит то предприятие, которое обзаведется "эксклюзивными" источниками отечественного сырья.

Из мясокомбинатов, представленных в Питере, сырьевые дела лучше всего идут у "Черкизовского". В распоряжении этого предприятия около 15 собственных агропромышленных комплексов. Даже с учетом расходов на доставку из Москвы цена "черкизовских" продуктов оказывается конкурентоспособной. На вопрос о том, не хочет ли комбинат поучаствовать в развитии сельского хозяйства Ленобласти, его представители ответили: "Что вы, кто нас туда пустит? Это вотчина петербургских предприятий". Но петербургские "Самсон" и "Парнас" "подведомственных" хозяйств в Ленобласти пока не имеют.

Возродить сельское хозяйство Ленобласти нелегко. Потихоньку восстанавливается лишь свиноводство. Поголовье же крупного рогатого скота уничтожено полностью, а выращивание бычка занимает не менее полутора лет. Даже изыскав деньги для развития аграрных хозяйств, пищевые предприятия не сразу получат результат. Это-то их и останавливает.

По мнению экспертов, в ближайшее время конкурентные стратегии наших пищевиков не будут основываться на качестве продукции. "Это просто пока не очень нужно, - комментирует Александр Аладушкин. - Российский потребитель еще не заражен западным вирусом борьбы за здоровый образ жизни. Он не приучен читать этикетки, изучать состав продукта. Ему главное, чтобы вкусно было и на вид красиво. Входя в рынок, мы много говорили о значении товарного вида продукции. Наши производители это усвоили. Научившись хорошо паковать и оформлять товар, они пока могут не заботиться о качестве".

Дело не только в том, что российский потребитель "малограмотен". Просто дешевая колбаса не может быть по-настоящему хорошей, а производству дорогой мешает нищета населения и обострение ценовой конкуренции. Чтобы не потерять рынок, производителям сейчас нужно держать минимальные цены.

Мясокомбинаты нашли некий компромисс: добиваются пристойных вкусовых свойств дешевых по составу продуктов. "Парнас" в середине минувшего года наладил производство недорогих колбас с крупами - с гречей и с перловкой. "Самсон" начал выпускать колбасы "Ростокинскую", "Восточную", "Питательную" и другие с добавлением мяса птицы и растительного белка. Продукты действительно получились неплохими, что признал потребитель. Но качество и вкусовые свойства - разные понятия. В качественной колбасе должно быть как можно больше свежей говядины со свининой и как можно меньше круп, птичьего мяса или соевого белка.

Всерьез повышением качества производители, видимо, займутся примерно через год. Во-первых, платежеспособный спрос, по прогнозам экспертов, за это время подрастет. Во-вторых, потребитель приучится читать этикетки... Однако с ростом платежеспособности начнет возвращаться и импорт. Есть информация, что финны уже сделали "Докторскую" специально для петербургских потребителей.

Цены лидеров петербургского рынка мясопродуктов
«Эксперт Северо-Запад» №3 (10)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама



    Самозанятым помогут заявить о себе

    Альфа-Банк первым представил мобильное приложение для самозанятых

    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама