Цель реструктуризации - стабильно работающее предприятие

Экономика и финансы
Москва, 03.04.2000
«Эксперт Северо-Запад» №6 (13)
Мы не против критики, главное - чтобы она была объективной и без искажения фактов

В журнале "Северо-Запад" N3 от 21 февраля 2000 года была опубликована статья Дмитрия Смирнова "Промышленность обложили политикой". Плохо не то, что в статье критикуется проводимая администрацией Санкт-Петербурга политика реформирования промышленных предприятий, а то, что автор статьи искажает факты и идеологические подходы, которые лежат в основе Концепции реформирования промышленных предприятий Санкт-Петербурга.

Идея реструктуризации пришла не сверху, как говорит Смирнов. Реформирование промышленных предприятий - это необходимый процесс, востребованный условиями экономической жизни.

В 90-х годах в России произошли глубокие структурные изменения в ряде сфер политической и экономической жизни общества: кардинально преобразована политическая система страны; с созданием коммерческих банков принципиально изменилась банковская система; сфера торговли, общественного питания и бытовых услуг практически приняла рыночные формы, стала достаточно гибкой и в определенной степени ориентированной на удовлетворение запросов различных групп населения.

В сфере материального производства, являющегося основой жизни общества, изменения в основном коснулись системы управления промышленностью и ее отраслей. В частности, были ликвидированы Госплан, Госснаб, отраслевые министерства, ведомства, региональные плановые органы.

Основные изменения на самих промышленных предприятиях связаны преимущественно со сменой форм собственности и практически не затронули их организационную, технологическую, производственную структуру. Они остались такими, какими были в прежней плановой системе: неизменившиеся размеры имущества (прежде всего зданий и оборудования), большие земельные участки, полный набор собственных вспомогательных производств, социальная сфера.

В новых экономических условиях, характеризующихся значительным сокращением производства (в том числе связанного и с уменьшением государственного оборонного заказа), высокой степенью недозагруженности мощностей, при сохранении в прежних размерах основных фондов и земельных участков, предприятиям стало практически невозможно эффективно использовать имеющийся производственный и кадровый потенциал, не по силам стало и содержать весь сложившийся имущественный комплекс.

Стратегическим путем решения этих проблем и приведения условий производства в соответствие с требованиями рынка является реформирование промышленных предприятий. Необходимо оптимизировать их структуру, сохранить накопленный научный, технологический, кадровый потенциал, а также решить социальные вопросы.

Реструктуризация стихийно уже началась. У города нет рычагов прямого административного воздействия на предприятия, которые в большинстве являются частными. Поэтому задачей органов городской власти стало создание системы регулирования и помощи процессам реструктуризации. Реформирование - одно из основных направлений региональной промышленной политики. Это закреплено в Концепции реформирования промышленных предприятий Санкт-Петербурга.

В основе концепции лежит необходимость повышения роли органов власти в регулировании процессов реформирования и увязке этих процессов с решением социальных и экономических проблем Санкт-Петербурга.

В соответствии с положениями концепции введены в действие нормативные и методические документы, создающие систему регулирования процессов реструктуризации в городе. Эта система предполагает и определенные меры поддержки предприятий в период их реструктуризации.

Одним из таких элементов поддержки является определенное законом Санкт-Петербурга создание запасов имущества промышленных предприятий. Но действие этого закона и других мер никак не предполагает отчуждение имущества предприятий и принятие его на баланс города, как ошибочно считают некоторые специалисты. Предприятие самостоятельно решает в рамках действующего законодательства, как в дальнейшем поступить с имуществом, которое закон позволяет вывести в запас: использовать его дальше в собственном технологическом процессе, продать, сдать в аренду и т. д.

Разработка плана реструктуризации дело непростое и трудоемкое, предполагающее взвешенные решения и принятие определенных обязательств. Иначе зачем поддерживать то, что заведомо не может быть реализовано на практике.

Конечно же, заключая с предприятием договор о поддержке процесса реструктуризации, администрация обязана контролировать выполнение заявленных в плане мероприятий, а также иметь рычаги воздействия на возможных недобросовестных управленцев. В противном случае получается, что город предоставляет льготы и поддержку, а предприятие никакой ответственности не несет. Но цель реструктуризации - стабильно работающее, финансово устойчивое предприятие, которое своевременно и в полном объеме может выполнять свои обязательства, в том числе и перед бюджетом. В этом, и только в этом, выгода бюджета, а уж никак ни в том, чтобы имущество взять в собственность города.

Говоря о цивилизованных собственниках и управленцах как об альтернативе предложенной программе, Дмитрий Смирнов приводит в пример ЛСПО им. Свердлова, где в результате реструктуризации, проведенной без участия городских властей, появился жизнеспособный и успешно работающий ЗАО "Станкостроительный завод 'Свердлов'". Но при этом он не говорит о тех трудностях, которые предприятию пришлось преодолевать в одиночку и которые теперь учтены городской администрацией при создании концепции.

Еще одной претензией к городской программе стало то, что она принята без обсуждения. Однако это не так. Прежде чем концепцию реформирования внесли на рассмотрение правительства города, она широко обсуждалась и получила одобрение директоров, профсоюзов, научных организаций. Создание общих условий и требований к реструктуризируемым предприятиям не исключает индивидуальности подходов, учета специфики производства. Но при этом выполнение общих требований является обязательным условием для городской поддержки процессов реформирования предприятий.

Дмитрий Смирнов считает, что "нормальный инвестиционный климат - это и есть ядро промышленной политики". Однако каким бы благоприятным ни было инвестиционное законодательство, оно не обеспечит притока инвестиций на промышленные предприятия, находящиеся в предбанкротном состоянии. Реструктуризация это первый этап реформирования, в результате которого предприятия смогут стабильно работать, будут финансово устойчивыми и, таким образом, более привлекательными для инвесторов.

У партнеров

    Реклама