Обрусевшие рекрутеры

Тема недели
Москва, 03.04.2000
«Эксперт Северо-Запад» №6 (13)
Петербургский рекрутинговый рынок, вскормленный западным бизнесом, приобретает национальные черты

Услуги по подбору квалифицированного персонала для бизнеса силами частных фирм фактически были импортированы в Петербург. Этот бизнес в городе начинали иностранные компании - Hil International, Manpower, Korn Ferry, Boyden, Amrop и другие. В течение нескольких лет западные фирмы доминировали на нашем кадровом рынке. Но сейчас все меняется. Иных рекрутинговых агентств, Korn Ferry например, в Петербурге уже нет, другие, скажем, Manpower или Russian Connection, заметно снизили свою активность, третьи, Norman DL Consulting Group в частности, преобразовались из СП в стопроцентно российские компании. Всемирно известное агентство Boyden - уникальный случай! - слилось с местной фирмой "Лаум". Формально "Лаум" вошла в мировую сеть Boyden, а на деле получилось наоборот: об иностранной компании как об отдельной структуре на питерском рынке и не слышно. В итоге сегодня среди лидеров рынка преобладают "русские". Важно и то, что "российским" становится и состав клиентуры. До середины 1998 года основными заказчиками рекрутеров были иностранные компании, работающие в Петербурге. Сейчас к услугам кадровых агентств обратился отечественный бизнес.

Игроки

Вообще, рынок персонала переживает сегодня подъем. По словам рекрутеров, в течение последних нескольких месяцев количество заказов от работодателей увеличивается в геометрической прогрессии.

Совокупный объем питерского рынка рекрутинга, по приблизительным оценкам, 5-6 млн долларов в год. На этом поле действует более ста агентств. 80% из них - так называемые частные биржи труда, которые берут деньги с кандидатов (людей, желающих найти работу). Несмотря на многочисленность, такие структуры по объему заказов от работодателей занимают не более 10-15% рекрутингового рынка.

Серьезный бизнес предпочитает обращаться ко второй группе агентств: они берут гонорар только с работодателя, причем он исчисляется в процентах от годового оклада найденного специалиста. Именно эти агентства считаются "настоящими" рекрутерами. "Настоящих" в городе примерно двадцать. Явные лидеры - "Анкор-Петербург", "Бизнес-Линк", Kelly Services, и "Лаум/B-I-R". На них приходится около 40% всех заказов. Далее, по оценкам экспертов, следуют Manpower, Norman DL, "Персонал-Сервис", "Деро" и другие.

Четкой специализации между "серьезными" пока нет. Это за кордоном одни компании подбирают низовой персонал, другие - топ-менеджеров; одни ищут специалистов по страхованию, другие - финансовых директоров. В Питере же все рекрутеры занимаются всем: от найма уборщиц до head-hunting (прямой поиск топ-менеджеров или специалистов экстра-класса, которые никогда сами с резюме в зубах в агентство не придут - их надо найти и переманить из фирм, где они уже успешно трудятся). "В 1998 году разделение труда на рынке начинало складываться, - отмечает директор 'Анкор-Петербург' Наталья Ганина. - Однако кризис спутал все карты. Рекрутерам стало не до тонкостей - любым заказам были рады".

Тем не менее провести некоторые разграничения можно. Особняком стоят компании, которые официально называют агентствами executive search, неофициально - хэд-хантерами (head hunters). Это World Howell, Amrop, Boyden. Если обычные рекрутеры "трудоустраивают" за год несколько сотен специалистов - в среднем около трехсот, то хэд-хантеры - лишь несколько десятков, зато и гонорары у них значительно выше.

В найме квалифицированных рабочих выделяется Kelly`s. Эта компания формирует целые рабочие смены, подбирает временный персонал, занимается и стафф-лизингом - оформляет специалистов на работу к себе, а затем "сдает их в аренду" тому или иному заказчику. Временным персоналом и стафф-лизингом активно занялся и "Анкор", хотя, по словам Натальи Ганиной, это не является основным направлением деятельности компании.

Есть в городе специализированное рекрутинговое агентство по найму финансовых специалистов - EMG International, но силен по этой части и "Лаум"...

Отсутствие жесткой специализации породило острую конкуренцию. Даже признанные лидеры не имеют эксклюзивных заказов. Работодатель почти всегда обращается одновременно к нескольким агентствам. Выигрывает тот, кто выполняет заказ быстрее или находит более качественного работника. Потеря заказов частично компенсируется высоким уровнем цен на услуги. Ведущие компании не идут на серьезное снижение "тарифов". "Агентство, которое хочет остаться в десятке лидеров, сильно демпинговать не может, - поясняет директор представительства Kelly Services в Петербурге Екатерина Горохова. - Оно вынуждено следить за качеством, а себестоимость качественных услуг чрезвычайно высока. Мы, например, хотя постоянно чувствуем конкуренцию со стороны 'Анкора' и 'Бизнес-Линка', остаемся самой дорогой компанией среди городских рекрутеров. Наш гонорар за подбор грамотного специалиста составляет 25% его годового оклада".

В среднем, заметим, "традиционные" питерские рекрутеры берут вознаграждение в размере 17%. На практике это означает, что за найденного главного бухгалтера они получают примерно 3600 долларов, за топ-менеджера в российскую компанию - 4800-5000 долларов. Обычный тариф хэд-хантеров - 25%, но порой он достигает и 40%. Топ-менеджера для иностранной компании рекрутеры берутся искать иногда за 6000-9000 долларов, а бывает и за 25 тыс. долларов. Все зависит от ситуации.

Новые веяния

Иностранный клиент (из работающих в Петербурге западных компаний) отдает предпочтение двум лидерам рынка - Kelly`s и "Анкору". У Kelly`s западными фирмами сформировано 90% портфеля заказов, у "Анкора" - 75%. Роман этой пары с иностранцами сейчас в самом расцвете - Ford, Philip Morris, GTA-Petro (бывшее RGR-Petro) осуществляют в Петербурге и Ленинградской области крупные инвестиционные проекты.

По Петербургу даже ходят легенды об "Анкоре" и Kelly`s. Говорят, что эти компании за одну ночь набирали для иностранных заводов по тысяче работников. Конечно, народ склонен преувеличивать, но 450 квалифицированных рабочих для GTA-Petro в течение двух дней, рассказала "Эксперту" Наталья Ганина, "Анкор" однажды действительно подобрал. А вот в Kelly`s за несколько дней нашли для крупной западной фабрики (ее название рекрутеры предпочли не оглашать) 1500 служащих. Естественно, взаимоотношения этих фирм с западными гигантами не ограничиваются разовыми "авральными" заказами. Они обслуживают "гала-проекты" на постоянной основе, в течение примерно года. Ford, например, в свое время приступил к активному найму персонала, даже не начав строить фабрику в Ленобласти.

И все же главная особенность текущего момента - у питерских рекрутеров все меньше иностранных клиентов и все больше российских. Это замещение началось после кризиса, когда множество западных фирм свернули или заморозили на неопределенное время свою деятельность в России, а отечественный бизнес, напротив, пошел на подъем. Даже у Kelly`s с "Анкором", несмотря на всю их прозападность, наблюдается постоянный рост заказов от российских компаний. В других же агентствах города доля отечественных заказов увеличилась с докризисных 2-3% примерно до 60%.

Кто же он, новый российский клиент рекрутеров? Это, во-первых, холдинги, объединяющие под своей "крышей" не связанные друг с другом по профилю компании. Расширив после кризиса свои империи, они теперь пытаются привести свое разношерстное хозяйство в порядок, для чего, понятно, им требуются грамотные кадры. Во-вторых, строительные компании и торговые сети, в-третьих, промышленные предприятия среднего размера. Индустриальные гиганты типа Кировского завода к рекрутерам пока не приходят.

Ловушки для неопытного заказчика

Настороженное отношение отечественных предпринимателей к рекрутерам объясняется многими факторами. Например, для российского бизнеса в отличие от западного рекрутинг - штука непривычная. По оценкам Леонтьевского центра, на питерском рынке занятости по-прежнему доминирует старый добрый способ подбора персонала: родственные и дружеские связи. До самого последнего времени его предпочитали около 90% работодателей. Постепенно традиционалистов становится меньше. "В начале 90-х российские предприниматели не понимали, как вообще может существовать рекрутерский бизнес, - вспоминает Станислав Алексеев, управляющий Norman DL. - У меня, говорили они, очередь из родственников, желающих устроиться на службу, и чтоб я еще за набор кадров деньги платил?! Сейчас они уже поняли, что эти услуги необходимы, и за них стоит заплатить. Однако они все еще не осознали, что платить надо немало".

Отсюда возникают следующие ситуации: клиент видит, что одни кадровые агентства готовы нанять ему финансового директора, условно говоря, за 200 долларов, а другие - за 2 тысячи долларов. Не зная специфики этого рынка, заказчик, естественно, останавливает свой выбор на услуге за 200 долларов и попадает в руки одного из тех восьмидесяти агентств, которые занимаются не обслуживанием бизнеса, а трудоустройством безработных.

Далее возможно несколько вариантов. Вариант первый, самый распространенный: агентство не сможет выполнить заказ. Вариант второй (тоже нередкий): оно в кратчайшие сроки предоставит десяток "подходящих кандидатур", каждая из которых способна развалить бизнес клиента до основания. И в том, и в другом случае предприниматель поклянется до конца жизни больше не обращаться к рекрутерам. "Непрофессионализм иных коллег серьезно портит поле", - резюмирует Станислав Алексеев.

Серьезные проблемы создает и отсутствие четкой специализации. Даже если работодатель обратится в солидную рекрутинговую компанию, не факт, что он попадет именно туда, куда ему надо. Что ни говори, невозможно одинаково хорошо заниматься наймом рабочих и подбором финансовых директоров.

Кадровый дефицит

Однако все сказанное - цветочки по сравнению с ключевой проблемой. Считается, что Петербург полон интеллектуальной, высококвалифицированной рабочей силы, которую взрастили многочисленные вузы и оборонные предприятия. Какое заблуждение! Исследования Леонтьевского центра показали обратное - 85% городских компаний, опрошенных учеными, жаловались на острый дефицит квалифицированных кадров и отмечали недостаточный уровень подготовки специалистов, желающих устроиться на службу. Это значит, что знания и навыки, которые дает питерская система обучения, не соответствуют требованиям работодателей, то есть не востребуются рынком.

Вот и получается: количество заказов у рекрутеров растет, но это не подкрепляется ростом предложения квалифицированной рабочей силы. Более того, по словам Станислава Алексеева, количество достойных кандидатов в последнее время неуклонно снижается. "Рынок грамотных работников в значительной степени вычерпан, - соглашается Наталья Ганина. - Был короткий период после кризиса, когда ценные кадры появились даже на государственных биржах труда. Однако с августа 1998 года прошло немало времени - все они успели найти хорошие места, а новые специалисты из воздуха не берутся".

По словам директора компании "Лаум" Юлии Никитиной, сейчас, как и раньше, одними из самых дефицитных остаются грамотные главные бухгалтеры и финансовые директора. В числе же новых - квалифицированные рабочие. Неожиданно выяснилось, что в индустриальном Санкт-Петербурге хороших рабочих практически нет. Они либо спились, либо за годы простоя заводов дисквалифицировались. Еще больше трудностей возникает с наймом производственных управляющих - заместителей генерального директора по производству, директоров небольших предприятий, входящих в холдинги, главных инженеров, главных энергетиков и так далее. По выражению Юлии Никитиной, "это просто засада".

Ситуация, по большому счету, плачевная. Как заметила начальник исследовательского отдела Леонтьевского центра Нина Одинг, "если, не дай Бог, начнется рост производства - поддерживать его будет некому".

Кузница кадров

Наиболее "продвинутые" рекрутеры решили не ждать милостей от судьбы, а "ковать" кадры самостоятельно. Kelly`s, например, осуществляет крупный проект в вузах города - Техническом университете, Университете экономики и финансов (бывший ФИНЭК) и ряде других. Представители компании периодически читают студентам лекции - объясняют, как следует искать работу в рыночных условиях, и одновременно пополняют свои базы данных.

"Мы ведем раздельно текущую и 'будущую' базы, - говорит консультант Kelly`s по подбору ключевого персонала Елена Супрун. - Студентов и выпускников вузов отбираем именно на будущее - вакансии ребятам предложим года через два, когда они поработают в компаниях и станут специалистами. Часть студентов трудоустраиваем уже сегодня, но, конечно, на низовые должности - мелких клерков, ассистентов".

По мнению Елены Супрун, предоставление студентам "малопрестижных" вакансий - один из наиболее эффективных путей "взращивания" грамотного персонала. "Молодые люди, - говорит она, - становятся чем-то вроде подмастерьев. Они выполняют несложную черновую работу, получают небольшие деньги, но зато учатся и постепенно приобретают самое главное - нужную квалификацию и доверие работодателя".

"Я составлю конкуренцию Kelly`s"

Владислав Горбенко, директор рекрутингового агентства "Арес", не разделяет общепринятого презрительного отношения к структурам, которые берут деньги с тех, кто ищет работу. Еще недавно, с 1991-го по 1997 год, он сам брал деньги с кандидатов: "Арес" являлась одной из старейших и крупнейших частных бирж труда. Преобразовавшись в классического рекрутера, чьи услуги оплачивает работодатель, Горбенко рассчитывает потеснить лидеров рынка, включая Kelly`s. Говорит, что в этом ему поможет предыдущий опыт.

- Считаю, что мы сделали немало полезного, потому что обслуживали неокрепший российский бизнес, у которого не было возможности платить большие гонорары рекрутерам, но была потребность в кадрах. "Арес" рос вместе с ними. Они вышли на новый уровень, и мы тоже.

В сравнении с другими агентствами "Арес" обладает важным конкурентным преимуществом - мы хорошо знаем российского клиента, понимаем его. Поэтому я рассчитываю занять лидирующие позиции на петербургском рынке рекрутинга.

Добиваясь этой цели, я сознательно демпингую: наши гонорары составляют десять процентов годового оклада, что ниже среднерыночной цены. При этом заказы стоимостью меньше ста пятидесяти долларов мы не берем.

"Хантить" некого

Управляющий Norman DL Станислав Алексеев - один из старейшин городского рекрутинга. Он начинал работу в 1991 году в компании HiL International и многие годы специализируется на хэд-хантерстве. Алексеев считает, что западные хэд-хантеры, появившиеся в Петербурге в начале 90-х, переоценили возможности рынка.

- На мой взгляд, говорить об отступлении западных игроков на питерском рынке рекрутинга не вполне верно. Дело в том, что среди иностранных компаний, пришедших в город в начале девяностых годов, было очень мало рекрутеров как таковых. В основном приходили хэд-хантеры - агентства, призванные "охотиться" за особо ценными для бизнеса кадрами. Это было при Анатолии Собчаке, когда казалось, что Петербург превратится в финансовую, торговую столицу. Но не получилось - вышел обычный промышленный город, которому требуется рядовой персонал, в крайнем случае - средний менеджмент. HEADов здесь нет, стало быть, HUNTить некого. Увидев это, часть западных компаний покинула Петербург.

Оставшиеся хэд-хантеры занимаются в основном тем, что применяют свой метод - метод прямого поиска - для подбора менеджеров среднего звена. Порой это оправданно, а иногда напоминает стрельбу из пушки по воробьям. Моя компания, хоть в принципе и специализируется на head-hunting, параллельно занимается традиционным рекрутингом: глупо "охотиться" за кандидатурой, условно говоря, секретаря-референта, когда ее можно взять из обычной базы данных.

У партнеров

    Реклама