Окно в Евразию?

Москва, 17.04.2000
«Эксперт Северо-Запад» №7 (14)

Переход журнала "Северо-Запад" на новый объем - 32 страницы - дается редакции не без труда. Помимо естественной в таких случаях суеты досаждают сущностные вопросы. Из них главный - какой же объект, собственно говоря, мы собираемся описывать и в этом номере журнала, и во всех последующих?

Посмотрите, журнал издается в Санкт-Петербурге и маркирован как региональный проект. А это сразу порождает вопросы: почему в Петербурге, а не в древнем Пскове или серединном для Северо-Запада Петрозаводске, например? Что у Северо-Запада край, а что середина? Как связаны между собой - и связаны ли вообще - части географического целого, чье название вынесено на титульный лист нашего издания? Следует ли рассматривать сегодняшний Петербург как столицу региона - формальную или неформальную? Есть ли у "вымышленного" города Питера в бывшем его мишурном блеске и в его нынешней нищете достаточные основания для того, чтобы претендовать на такую роль? Чем, к примеру, хуже Новгород Великий, имеющий на эту главенствующую позицию уйму исторических прав? К тому же Новгород неожиданно быстро оживает в последние годы после пятисотлетнего запустения.

Вообще, опрос сведущих людей показывает, что сегодня такая единица, как "регион Северо-Запад", едва ли существует. Скорее можно говорить о сонме исторических теней, социальных фантомов и экономических грез. Еще в начале ХХ века торжество здравого смысла, в том числе и экономического, казалось не слишком отдаленным. Но, увы, сорвалось. Какое сегодня дело помору до псковича, ненцу до новгородца, калининградскому докеру до карельского лесоруба? Чем связаны мирные вологодские обыватели с нарождающимися петербургскими яппи? По-моему, ничем или почти ничем.

Кому-то мой взгляд покажется ошибочным. Во-первых, возразят мне, Северо-Запад как экономический узел был, есть и будет. О нем мы время от времени слышим в масс-медиа, о нем говорят политики, на его территории функционирует одноименная ассоциация. В собраниях этой ассоциации время от времени встречаются уважаемые люди.

На это я отвечу: да мало ли о чем мы читаем в газетах, мало ли где у нас заседают уважаемые люди? Разумеется, без каких-то связей никак не обходится. Вот проложена железная дорога. Она связывает. Это ее предназначение. Но этой же дорогой мы в равной мере связаны с Владивостоком и Киевом, с Варшавой и Хельсинки.

Во-вторых, скажут мне, деление страны на большие регионы - это очень удобно. Ведь 89 субъектов - многовато для нашей федерации. Столице невмочь сговориться со всеми, и областям надо поскорее укрупняться. Вроде бы верно. Но попробуйте - переделите, укрупните. В свободной России любая большая организационная затея порождает такое непропорциональное противодействие, что все задумки выхолащиваются на корню. Удается порой сформулировать только план, построенный на основе реальной внутренней мотивации граждан. Собственно говоря, такое объединение сначала должно произойти, и только потом его имеет смысл закреплять юридически. Или палками вгонять в Царствие Небесное? Так ведь некому вгонять.

Но кое-что положительное все-таки есть. В детстве у меня (как, думаю, и у многих наших читателей) в комнате висела географическая карта. Пунктир западной границы, изломы побережья северных морей, точки городов, синие реки и голубые озера, иероглифы полезных ископаемых - все это в сердце навсегда. И я верю, должно это как-то сказаться на будущем региона. Эта карта, результаты исступленных реформ царя Петра, зачинщика многих и ныне здравствующих региональных проектов, да не отменяемая, к счастью, физическая близость городов и весей северороссийских - основа для возможной интеграции. Вот, собственно, почти все наши активы.

Впрочем, есть еще одно соображение. В самом названии "Северо-Запад" я усматриваю опасный в начале третьего тысячелетия евроцентризм. Слово "Запад" тут явно доминирует, угадывается неизменная с ганзейских пор установка на вывоз сырья и ввоз предметов роскоши, как писали в учебниках, идеология "окна в Европу" и, отчасти, в остальной мир. Но смените точку обзора и вы увидите, что Северо-Запад и прежде всего Петербург - это порт на берегу огромного океана Евразии с ее рынками и ресурсами.

Позабытые, лишенные мотивации геополитические и экономические задумки прошлого предстоит еще дополнять и дополнять новым содержанием. Как предсказывал в свое время один известный петербургский политик, впереди большая работа. Надеюсь, "Северо-Запад", журнал отчасти и философский, примет в ней посильное участие.

У партнеров

    Реклама