ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Трудный путь самопознания

2001

Бизнес-элита Петербурга нуждается в цивилизационном прорыве

С 1994 года сотрудники петербургского Института социологии РАН регулярно проводят экспертные опросы, ставящие своей целью определить меру влияния различных персон на ситуацию в городе, выявить изменения элит, включая бизнес-элиту. В качестве экспертов к исследованиям было привлечено достаточно большое количество лиц - политиков, социологов, журналистов, политологов, партийных лидеров и т. д. Состав их время от времени менялся, отрабатывались методы опросов, менялись показатели, используемые при определении степени влиятельности. Для проверки гипотез проводились также и репрезентативные опросы населения. Исследования зафиксировали любопытный факт - степень влияния бизнеса на городской организм чрезвычайно устойчива. Все эти годы в двадцатку самых влиятельных городских персонажей регулярно входят представители городской бизнес-элиты, занимая самые высокие места в рейтингах влияния.

"Элита" в переводе с французского - лучшее, отборное, избранное. Не будем судить, насколько представители бизнес-элиты действительно являются лучшими, просто примем, что это круг бизнесменов с достаточно высоким рейтингом влияния.

Что такое влиятельность бизнесмена? Это способность сформировать определенное мнение и провести полезное для своего бизнеса решение, в итоге увеличивающее капитал и упрочивающее положение в обществе. Это умение отстоять свои интересы, привлечь людей под свое имя, в свой бизнес. Влиятельность - необходимая характеристика бизнес-элиты.

"Серый кардинал" - не элита

В наших специфических условиях влиятельность может быть открытой, публичной, либо тайной, основанной на скрытых от общества механизмах воздействия на процесс принятия решений. Субъектов тайного влияния - "серых кардиналов" - очень любят обсуждать СМИ. Они окутаны тайной, окружены порой зловещими - слухами, они этакие виртуальные лидеры, лидеры-фантомы. В Петербурге время от времени всерьез обсуждается усиливающееся влияние то одного советника губернатора, то другого. Сегодня это может быть Сергей Давитая, должность которого "при дворе" не вполне определена, а вчера это был московский имиджмейкер Алексей Кошмаров. Завтра будет кто-то другой.

Как нам кажется, влиятельность таких персонажей сильно преувеличивают, а их патронов безосновательно низводят до простых марионеток. Однако советники приходят и уходят, а правители остаются. Так, по убеждению экспертов, достаточно устойчивое положение питерского губернатора Владимира Яковлева связано с правильным выбором не очередного "серого кардинала", а группы бизнес-поддержки. Именно опора на солидные и влиятельные бизнес-структуры помогает Яковлеву в сложных ситуациях. Например, недавний конфликт между городской администрацией, ГП "ТЭК" и АО "Ленэнерго", угрожавший городу серьезными проблемами с энергообеспечением, был разрешен БАЛТОНЭКСИМ Банком, предоставившим ТЭКу кредит на погашение долга перед "Ленэнерго".

Влиятельность "серых кардиналов", не занимающих определенного места в системе открытых общественных связей, обречена быть нестабильной, ибо их положение в теневой сфере целиком зависит от собственных ежеминутных усилий, от того, насколько они лично контролируют ситуацию. И в любой момент их влияние может рухнуть - опасность быть устраненным физически или в результате интриг соперников для них значительно выше, чем для тех, кто занимает официальную должность в общественной структуре, защищающую от внезапных "наездов" врагов. Именно поэтому "серых кардиналов" социологи, как правило, к элите не относят. Тем более, что еще одним неотъемлемым качеством бизнес-элиты является фигурирование в публичной сфере.

В пользу тезиса об устойчивости влияния именно легального бизнеса на ситуацию в стране и регионе говорят рейтинги влияния, полученные нами в экспертных опросах. Так, практически всегда в первую десятку влиятельных лиц Петербурга входят Таймураз Боллоев, Владимир Коган, Виталий Савельев и Юрий Рыдник. Достаточно устойчивы и высоки рейтинги Сергея Бажанова, Юрия Головина, Андрея Лихачева, Александра Аладушкина. А вот рейтинги Владимира Барсукова, братьев Мирилашвили и братьев Шевченко, действующих в сфере неопределенного и нестабильного бизнеса, являются очень неустойчивыми.

Факторы и механизмы влияния

К основным факторам воздействия представителей бизнес-элиты на общественные процессы можно отнести широту сферы их деятельности, размеры контролируемой собственности и финансовых потоков, обилие связей внутри бизнес-сообщества и во властных структурах. Порой эти связи носят скрытый характер, представители бизнес-элиты иногда сами идут во власть, участвуя в выборах или переходя на работу во властные структуры.

Усиливается бизнес-элита и через взаимодействие с политическими организациями. Нужный эффект здесь достигается, как правило, двумя способами - "подкормкой" партийных функционеров, или, что происходит значительно реже, путем создания собственных партийных структур.

Усиливают влиятельность бизнесменов также PR-акции - если они проводятся грамотно и нацелены на создание благоприятного имиджа (для этого иногда покупают СМИ или даже создают новые). В качестве примера здесь можно привести деятельность директора "Северстали" Алексея Мордашова, восходящей звезды российского бизнеса, умеющего убедительно рассказать о целях и задачах современного бизнеса и бизнес-элиты. Бывают, правда, и PR-акции другого плана, направленные на уничтожение противника. Усиление собственного влияния достигается при этом использованием, например, популярных телекиллеров вроде Сергея Доренко.

Иногда неплохие результаты дает организация давления со стороны, например, из-за рубежа, если надо получить решение на федеральном уровне. Хорошим примером использования такого приема является вояж Игоря Малашенко чуть ли не по пятам Владимира Путина по странам Европы в начале скандала с группой "Медиа-мост". Для усиления влияния бизнес-элиты на региональном уровне весьма полезной может быть поддержка федеральных структур. Именно поэтому вся влиятельная питерская бизнес-элита имеет крепкие связи в федеральных структурах и активно этими связями пользуется.

Довольно эффективна и благотворительная деятельность предпринимателей - недаром в последнее время бизнес-элита стала активнее в ней участвовать. Власть подобные инициативы, как правило, поддерживает - они помогают ей справляться с проблемами, требующими больших финансовых затрат. Однако реакция "народа" на такую благотворительность, как показывают опросы, противоречива. Достаточно широко распространено мнение, что бизнесмены таким способом просто откупаются, возвращая народу лишь небольшую часть награбленного у него.

Некоторые наиболее продвинутые бизнесмены усиливают собственное влияние с помощью целенаправленного сбора и анализа информации. Умение отыскать нужную информацию, правильно ее классифицировать, а потом квалифицированно проанализировать ценится сейчас в бизнес-среде как никогда. Недаром на рынке труда остается неудовлетворенным спрос на аналитиков, труд которых сегодня оплачивается чрезвычайно высоко. Однако практически ни в одном вузе подобных специалистов не готовят.

"Элиты-лисы"

Согласно мнению исследовавших элиты политических философов, таких как Вильфредо Парето, Гаэтано Моска, Никколо Макиавелли, Хосе Ортега-и-Гассет, Роберт Миллс, важнейшей характеристикой любой элиты как общественно -структурного образования, включая и бизнес-элиту, является степень ее внутренней сплоченности, ибо умение действовать организованно весьма способствует достижению общих для членов элиты целей.

Сплоченность российской бизнес-элиты пока крайне невысока. Причина проста - она как совершенно новая группа в нашем обществе находится еще в процессе формирования. Несмотря на то, что ее костяк более или менее очерчен как на федеральном, так и на региональном уровнях, бизнес-элита пока окончательно не закрыла каналы для вхождения в нее явно чужеродных лиц. И неофиты, воспитанные в неустоявшемся российском обществе, нередко "взрывают" ситуацию, нарушают паритет и шаткое равновесие системы, пытаясь навязать бизнес-сообществу свои правила игры.

К тому же и старые участники элитных бизнес-группировок пока еще мало организованы, опасаются конкуренции, интриг и предпочитают действовать в одиночку. При этом для достижения собственных целей они используют почти исключительно личные контакты, предпочитая действовать по линии так называемых "социальных сетей", которые образованы из людей, хорошо друг друга, знающих и в случае необходимости готовых поручиться за своего коллегу и взять на себя ответственность за его действия. Такое предпочтение существует даже несмотря на то, что для успеха в бизнесе, как нигде, личные рекомендации, личные контакты, репутация в широкой бизнес-среде имеют очень важное значение. Впрочем, такой парадокс не слишком удивителен, ибо, говоря словами Никколо Макиавелли, бизнес-элиты - это "элиты-лисы", предпочитающие действовать тонкими, хитрыми методами, взаимодействовать с партнерами при помощи различных комбинаций.

Любопытно наблюдать, как происходит общение представителей бизнес-элиты на фуршетах и всевозможных презентациях, как между собой, так и с представителями других кругов - политиков, деятелей культуры, журналистов. Для бизнесменов такие мероприятия зачастую не способ отдохнуть, а работа в уникальной ситуации. В неформальной обстановке фуршетов и презентаций они могут познакомиться, переговорить и договориться не только о простом взаимодействии, но и заключить предварительные сделки с людьми, с которы ми порой бывает трудно найти контакт в иной ситуации - в силу большой загруженности или в силу того, что круги общения не пересекаются. ВИП-мероприятия - именно то поле, где активно действует бизнес-элита. Недавно мне случилось наблюдать, как один питерский бизнесмен и политик, рейтинг влияния которого мы регулярно отслеживаем, специально прилетел на одно мероприятие в Нижний Новгород с единственной целью завязать личные контакты с Сергеем Кириенко. Других возможностей пересечься с влиятельным представителем президента у него не было.

Петербургская стагнация

Вообще говоря, пересечение различных элит - предпринимательских, научных, культурных, политических, военных, - оказывающих значительное влияние на принятие серьезных решений в жизни страны и отдельных территорий, - важнейшее условие функционирования общества, свидетельство его жизнеспособности и развития. Закрытость элит, затрудненность прихода в них новых членов, наличие барьеров между разными элитными образованиями свидетельствует об их нецивилизованности, ибо ведет к стагнации общественного организма.

По наблюдениям экспертов, именно такова сейчас ситуация в Петербурге. В нашем городе и раньше-то жизнь элитных кругов была более сложна и закрыта, чем, к примеру, в Москве. Сейчас эти тенденции усилились. Причем происходит это на фоне все еще продолжающегося мощного оттока петербуржцев в Москву. В Питере мало престижных рабочих мест, и потому все, кто был нацелен на серьезную карьеру, покидают наш город. Оставшиеся цепляются за свои места и очень боятся их потерять.

Закрытости питерских элит немало способствует и специфика общественного мнения в городе. Дело в том, что оно формируется главным образом интеллектуалами, среди которых много активных деятелей эпохи перестройки, разочарованных ее результатами. И потому питерская общественность негативно настроена по отношению к Москве, постоянно культивирует особость нашего города, работая на поддержание его закрытости, как некоего элитного образования. Все эти наши городские тенденции способствуют атомизации и индивидуализации общественной жизни.

Сплотиться чтобы влиять

Наша бизнес-элита продолжает добиваться своих ц елей уже явно устаревшими методами - покупает поштучно чиновников, избирателей, журналистов, партийных лидеров и даже целые партии. В лучшем случае - создает собственные, на знаменах которых, однако, нередко нет ничего, кроме популистских лозунгов (для привлечения массового избирателя), в которые сами бизнесмены нимало не верят (когда приходят на выборы - голосуют за праволиберальные партии).

Самые разные социологические исследования однозначно показывают, что если бизнес-элита, как в Петербурге, так и в стране в целом, хочет стать по-настоящему влиятельной, ей надо сформулировать свои цели, осознать свои интересы как общественной группы и, наконец, консолидироваться (и в ее короткой истории уже есть примеры удачных попыток такого рода - вспомним хотя бы "семибанкирщину" в 1996 году, созданную для переизбрания Бориса Ельцина). Только тогда с ней будут считаться власти и ее начнет уважать население. А мировое общественное мнение перестанет считать российскую бизнес-элиту кучкой воров и коррупционеров.

Санкт-Петербург

«Эксперт Северо-Запад» №5 (34)
«Эксперт» в Telegram
Поставить «Нравится» журналу «Эксперт»
Рекомендуют 94 тыс. человек



    Реклама



    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама