Антикварный бизнес и музейная экспертиза

Культура
Москва, 04.06.2001
«Эксперт Северо-Запад» №10 (39)
Второй антикварный салон состоялся в Петербурге

Организатор салона, проходившего с 22 по 27 мая - московская компания ЭКСПО-ПАРК, - собирается и впредь проводить подобные салоны ежегодно. Итоги салона еще раз показали, что главными проблемами современного российского антикварного рынка остаются экспертиза и свободный ввоз антиквариата в страну. Проблема со свободным ввозом мешает рынку пополняться товаром, и одновременно препятствует экспертизе: многие эксперты считают, что им нужны эталонные вещи для сравнительного анализа

Предложение и спрос

В топ-листе салона - "Неверие Фомы" Ильи Репина, "Портрет Лермонтовой" Григория Яковлева, "Вид Царскосельского дворца" Александра Гауша. Сенсаций никаких нет: декоративно-прикладные вещи скромного, неколлекционного уровня. Достигнуть европейского уровня рынку мешает ограниченное предложение товара. Спрос и предложение на Втором салоне ограничиваются посредственной живописью, мебелью, бронзой и фарфором второй половины XIX века, ювелирными украшениями относительно невысокой стоимости. Пик интереса к ампирной мебели прошел, и сейчас выше спрос на мебель середины XIX века, комфортную и в хорошем состоянии. На салоне практически отсутствовали гравюры, столь любимые некогда петербургскими собирателями-эстетами, равно как и старинные карты, и ковры, и столь модные нынче коллекционные фотографии. Графики ("бумаги"), материи тонкой и интеллектуальной, на салоне было немного, ей предпочитают живопись, пусть даже сомнительного происхождения и низкого художественного уровня.

Петербургское и ленинградское искусство XX века на салоне отсутствует напрочь, будто бы его и не было. Где-то в углу поставлен плохо оформленный портрет девушки, написанной Владимиром Лебедевым, но был оценен слишком высоко - в 12 тыс. долларов.

Приоритет музейной экспертизы

Главной проблемой сегодняшнего петербуржского рынка произведений искусства остается экспертиза. "Ситуация сложилась так, что экспертиза Государственной Третьяковской галереи (ГТК) или Центра им. Грабаря считается эталонной и имеет вес, а экспертиза Русского музея (РМ) никого не устраивает. На западные вещи предпочтительней иметь экспертизу московского музея им. Пушкина, а не Эрмитажа. Эта ситуация вполне удобна только для москвичей, ведь в любом случае это все те же деньги, которые текут в Москву" - считает петербуржец Александр Горбунов.

Сложившиийся status quo никого в общем-то не устраивает. Очевидно, что экспертиза на петербургские вещи должна работать в Санкт-Петербурге. Впрочем, Алла Повелихина, один из крупнейших специалистов по русскому авангарду, рассматривает проблему шире санкт-петербургского контекста: "В России должен быть обязательно создан экспертный совет по авангарду. В него вошли бы сотрудники ГРМ, ГТГ и ряд независмых специалистов. В чем загвоздка? Никто не хочет привозить на территорию России картины для сравнения со здешними вещами. Должен быть обязательно введен закон о свободном ввозе, тогда и вопрос с экспертизой может как-то наладиться. Надо очень тонко к этому подходить".

А нужен ли салон?

Первый антикварный салон в Петербурге прошел позапрошлым летом и в целом оказался невыгодным и для компании-устроителя, и для антикваров-участников. Первая предполагала, что в самом Петербурге, откуда из года в год вещи едут в Москву, товар будет хорош на загляденье. Вторые ждали состоятельных покупателей, в первую очередь москвичей. Надежды не оправдались. Набралось всего 15 участников. тогда как лицензированных антикваров уже более 70. Московские антиквары на этот салон приезжали только для того, чтобы присмотреть какие-то вещи для их дальнейшего продвижения. Московский антиквар Алексей Зайцев, как и ряд его московских коллег, считает, что "в целом российский антикварный рынок здесь представлен прилично: это все те же интерьерные вещи, на которых сосредоточены и московские салоны". Петербургский антиквар Евгений Малышев замечает, что "без участия москвичей здешний салон в один ряд с московским никогда не станет. Но он показывает то, что есть - по большому счету, отсутствие товара на рынке". Участники салона считают, что он нужен им для поддержания имиджа, даже если расходы не окупаются.

Коллекционер Андрей Васильев считает, что "салон производит удручающее впечатление для города с такой историей и с пятимиллионным населением. Все сконцентрировано на коммерческой живописи, уровень которой подходит разве что для украшения приемных".

Санкт-Петербург

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №10 (39) 4 июня 2001
    Санкт-Петербург - 2003: Навстречу юбилею
    Содержание:
    Реклама