Каждому свое

Спецвыпуск
Москва, 04.06.2001
«Эксперт Северо-Запад» №10 (39)
Автомобильные предпочтения петербургской элиты не слишком близки к западным стандартам

Проведенное в Петербурге социологическое исследование (на чем ездят, почему выбирают тот или иной автомобиль, на чем хотели бы ездить) показало, что с точки зрения мировых норм автомобильные предпочтения российской элиты слабо мотивированы социальным статусом и экономическим расчетом, а скорее основаны на предрассудках и комплексах.

У них все регламентировано

В развитых странах автомобиль давно уже является не столько средством передвижения, сколько визитной карточкой, определяющей статус владельца, профессиональную группу, к которой он относится, некоторые самые главные черты характера. Начиная с ранней юности делать карьеру, европеец или американец на каждой ее ступени должен вести себя соответственно неким стандартам. Отклонения от общих правил не приветствуются. Существуют довольно жесткие рамки, кому и на чем ездить: крупный бизнесмен должен пользоваться представительским автомобилем, его ближайший подчиненный - просторным седаном в "топовой" версии с кожаным салоном и легкосплавными дисками. Рядовому электрику надлежит ездить на пикапе среднего возраста, а домохозяйке - на маленькой симпатичной малолитражке.

Эти нормы не столь очевидны, как правила подбора одежды или этикета, но отслеживаются не менее жестко. В большинстве западных компаний при назначении на более высокую должность менеджеру выдаются "подъемные" на приобретение автомобиля, соответствующего его новому статусу. Угадывающееся в этом насилие над личностью не является таковым, так как индивидуальность человека этим отнюдь не убивается: в рамках своих новых возможностей покупатель может выбрать тот автомобиль, который не только выполнит роль идентификатора статуса, но и отразит черты индивидуальности нового владельца.

Хочешь казаться солидным и консервативным - покупай Mercedes S-класса, хочешь иметь имидж агрессивного и напористого - твоя машина BMW. Желающие быть в глазах окружающих стильными и свежемыслящими садятся за руль Audi, а те, кто считает себя непохожим на других, но заслуживающим не меньшего уважения, выбирают Lexus. Если же ты продвинутый интеллектуал, то Honda - верный выбор. Запад предоставляет человеку сразу две свободы: выбора и самоидентификации.

В России такая разветвленная иерархия появиться сразу не могла. Еще недавно российский автопром был монополистом в деле обеспечения населения огромной страны средствами передвижения. Узость ассортимента давала мало возможностей для самоидентификации. С открытием границ возможности эти появились, но хлын увший мощный поток иностранных автомобилей штормом пронесся по недавно раскрепостившимся мозгам и все в них перепутал.

Боссы фирм, поголовно передвигающиеся на фермерских Nissan Patrol GR, имеющих вид "прочь с моей дороги", и вообще иномарка как вершина мирового автомобилестроения стала реальностью первых лет рыночных реформ России. Визуально за пятнадцать лет картина значительно улучшилась. Ураган в головах улегся, иерархия автомобилей стала приобретать общепринятые черты. Nissan Patrol уступил место Mercedes, а остальные начали выстраиваться хоть в каком-то порядке.

Как мы это делали

Респондентами нашего опроса стали жители Петербурга, условно разделенные по профессиональному признаку на десять следующих групп: финансово-кредитная (сюда вошли сотрудники банков, финансовых и инвестиционных компаний), строительство, страхование, производство, реклама и PR, власть (представители отраслевых комитетов администрации города), рестораны, наука и преподавание (преподаватели вузов), связь и телекоммуникации, торговля. Желание отразить различия в предпочтениях при выборе и использовании автомобиля между представителями различных групп заставило выбрать респондентов одинакового статуса - 95% опрашиваемых относится к уровню среднего и высшего руководства. Опрос проводился силами одной из крупнейших петербургских исследовательских компаний.

Общий объем выборки составил около 1000 респондентов, по 95-100 в каждой из профессиональных групп. Опрос проводился методом личных интервью и телефонного опроса. Респондентам нужно было ответить на 35 вопросов о себе, об автомобиле, на котором они ездят, об автомобиле, на котором хотят ездить, о том, как они эксплуатируют машину и сколько готовы платить за ее эксплуатацию, о том, где хранят, где заправляют, как относятся к страхованию и употреблению алкоголя перед тем, как сесть за руль. Вопросы касались только личных автомобилей.

На чем ездят

До сих пор большинство (53%) выбирает отечественные автомобили. При этом парк отечественных машин несколько моложе парка иномарок. Наиболее популярны иномарки в группах "рестораны" и "связь" (85% и 70% соответственно). Отечественные автомобили имеют наиболее сильные позиции в группах "власть" (80%), "наука и преподавание" (70%), "производство" (65%) и "страхование" (60%).

Как ни странно, для небедных, в целом, руководителей возраст автомобиля не является очень важным критерием. Лишь 50 с небольшим процентов автомобилей имеют возраст 5 лет и менее. А на древних отечественных машинах (старше 6 лет) ездит 60% не любящих "иностранцев" работников недвижимости, в рекламе таких 55% и 50% - даже среди патриотически настроенных банкиров. "Древние" иномарки пользуются большой популярностью у предпочитающих иностранные авто чиновников и рекламщиков (85% первых и 65% вторых эксплуатирует машины, которым более 6 лет).

На иномарках возрастом менее 2 лет ездят в основном "связисты" и работники сферы недвижимости (по 40%). Немного отстает страхование (35%). С отечественными автомобилями картина иная. Больше всего на годовалых российских машинах ездят страховщики (50%) и торговый люд (40%). У остальных групп в этой возрастной категории автомобилей показатели крайне низки и не превышают 25%.

Что бы это значило?

Эти результаты позволяют сделать интересные выводы. В первую очередь о практичности страховщиков. Они выбирают новые машины, хоть и преимущественно российского производства. Возможно, их поведение наиболее рационально (с учетом их потребностей), ведь прежде чем вложить куда-то деньги, представители этой группы привыкли все рассчитывать с карандашом в руке. Выбор представителей власти, преподавателей вузов и производственников может объясняться как консерватизмом или недостаточно высокими доходами, так и нежеланием "высовываться" и демонстрировать на людях свои истинные финансовые возможности.

Исключительно высокая популярность иномарок в среде работников сферы питания объясняется заботой об имидже. Это подтверждается тем, что более половины представителей этой группы, отдавших предпочтение иномаркам, имеют автомобили не старше 6 лет и с исключительно высокой долей машин немецкого производства, куда относятся считающиеся престижными Audi, BMW и Mercedes. Не так просты "связисты". Своими ответами они очень напоминают группу "рестораны", но при этом располагают значительно более новым транспортом. Это свидетельствует о высоких заработках. Интересен тот факт, что большинство занятых в сфере рекламы и PR используют машины старше 1994 года. Со стороны эта отрасль кажется весьма доходной, однако полученная картина скорее всего свидетельствует об обратном. Желание приобрести модный и заметный автомобиль при бюджетных ограничениях заставляет рекламщиков выбирать более старые модели.

На чем хотят ездить

Предпочтения респондентов по странам распределяются так: 85% всех опрошенных хотят ездить на немецких автомобилях. На втором месте, с большим отрывом (31%) - "японцы", и с еще большим отставанием (4-6%) - автомобили производства США, Швеции и Франции. Самая большая доля немецких машин у "ресторанов" (95%), "производства" и "власти" (по 90%). "Японцы" больше всего привлекают "связистов" (50%), изысканность в автомобильном вкусе, отдавая предпочтение французам, проявляют "банки" и "связь". Американские автомобили выбирают в основном чиновники и "связисты" (да и то не более 15%), шведов называют преподаватели и "недвижимость" (по 15%).

Среди предпочитаемых марок безоговорочным лидером является Mercedes. Далее нас ожидает неожиданность: второе место респонденты отдали продукции ВАЗа. С тольяттинской продукцией второе место делит BMW. Отсутствие в нашем исследовании группы "бандиты", представители которой славятся своим пристрастием к BMW, позволяет сделать вывод, что эта немецкая машина наконец-то стала избавляться от "криминального" имиджа. На этой же ступеньке стоит немецкий народный автомобиль Volkswagen. Третье место разделили Toyota и Audi. Остальные марки сильно отстают. Далее перечислять не будем, отметим лишь, что Ford и Opel обогнали Jaguar, разделив место с Volvo.

Теперь посмотрим, благодаря кому получается такая странная картина. Высокая доля у Mercedes достигнута благодаря "ресторанам" (50%) и "торговле" (40%). Стойкую антипатию к Mercedes продемонстрировала только власть, зато абсолютным большинством. ВАЗы наиболее популярны у власти (35%), страховщиков и преподавателей (по 30%). Volkswagen наиболее мил "торговле" (40%) и "производству" (25%). BMW - "ресторанам" (40%), "производству" (25%) и "власти" (20%). Audi наиболе симпатичен тем, кто кормит (25%), страхует (20%) и обеспечивает связь (20%). Нет неожиданностей у Volvo - этой марке отдали наибольшее предпочтение чиновники и работники науки (по 15%).

Автомобиль моей мечты

При описании свойств идеального автомобиля на первом месте у всех категорий опрошенных с огромным отрывом лидирует надежность. Анализ показывает, что отношение к этому показателю у россиян поистине культовое (возможно, вследствие стремления свести расходы на эксплуатацию автомобиля к минимуму). Так, при всей своей тяге к демонстрации достатка и престижа, 100% представителей ресторанного бизнеса поставили надежность на первое место. Довольно часто маниакальная жажда надежности противоречит другим предпочтениям, например, дешевизне, а отчасти и низкой стоимости эксплуатации (так как в стремлении обеспечить надежность автомобиля владельцы порой многократно превышают разумные расходы на сервис), которую респонденты в среднем поставили на второе место. На третьем месте - мощность.

Рекламисты хотят иметь автомобиль (помимо обязательной для всех надежности) недорогой в эксплуатации, эффектный и модный. Престиж, как ни странно, роли для них почти не играет. А вот для представителей власти - это закономерно - доступность в эксплуатации и вместительность. А еще - трудно совместимая с надежностью невысокая цена. Работники финансово-кредитной отрасли ценят доступность в эксплуатации, мощность и вместительность. Последнее многим покажется странным, так как в общественном сознании представители этой профессиональной группы носят с собой лишь тонкую кожаную папку с бумагами.

Работники от недвижимости более всех хотят иметь модный автомобиль. А на первое место по важности (после надежности) ставят мощность. Заявляя, что для них неважен престиж автомобиля, они скорее всего кривят душой, потому что не отдают предпочтения качествам, которых обычно престижные машины лишены.

Страховщики весьма оригинальны. Они менее всех заинтересованы в надежности (хотя этот показатель и у них на первом месте), мощности и престижности. Это коррелирует с высоким у них рейтингом ВАЗов, не обладающих в массовом сознании ни надежностью, ни мощностью, ни престижем. При этом они хотят ездить на "эффектном" авто, к тому же вместительном (это качество они ценят больше всех). Рациональными аргументами объяснить этот парадокс вряд ли возможно.

Производственники также демонстрируют непредсказуемость. При всей раскрепощенности в мечтах (в основном о Mers, BMW и VW), более всего ценят (помимо традиционной надежности), низкую стоимость эксплуатации и приобретения.

Самыми нетрадиционными в своей уравновешенности оказались связисты и научные работники. Последние превыше всего (помимо культовой надежности) ценят низкую стоимость эксплуатации и хотят, чтобы машина была недорогой. Поэтому симпатизируют главным образом ВАЗу. Связисты более изощренны в предпочтениях - помимо банальной надежности, автомобиль, по их мнению, должен быть "приятным". Далее идет мощность и вместительность. Модность также имеет здесь высокий результат. Понятно, что это трудно совместить с низкой стоимостью в эксплуатации, и потому этот показатель у связистов один из самых невысоких.

Более подробные расспросы выявили интересные подробности: кожаный салон важнее всего для "ресторанов", даже важнее электрических стеклоподъемников. Для некоторых групп антиблокировочная система в приводе тормозов менее важна, чем подогрев и регулировка зеркал ("страхование" и "рестораны"), хорошая аудиосистема ("страхование", "производство"), противотуманные фары ("наука"). Необходимость полного привода по-настоящему ценят только "торговцы", а дизельные силовые установки - "банкиры".

Самый популярный тип кузова - седан. Универсалы пользуются наибольшей популярностью у "торговцев" (24%, что вполне объяснимо) и у строителей (22%). Отдельно хочется отметить, что джипы пользуются наибольшей любовью у власти (19%).

Как эксплуатируют

В среднем за год респонденты накатывают по 20 тыс. км. Больше всех ездит "недвижимость" и страховщики, а меньше всех преподаватели. При этом высокая доля использующих личный транспорт для служебных поездок наблюдается у страховщиков, "недвижимости" и "ресторанов". Свой автомобиль заправляют где придется 28% опрошенных (в среднем по городу 40%), на Neste - 30% в (по городу 24%), на "Балттрейде" - 23% (по городу 8%), на ПТК - 10% (по городу 12%). Neste популярна у преподавателей, высокая доля "Балттрейда" - у "ресторанов".

На стоянке оставляют автомобиль ночевать 50% опрошенных, 32% - в гараже, на улице - 18%. Доля стоянок высока у "власти", "преподавателей" и "науки". Гараж предпочитает "торговля" (60%), "рестораны" (55%), "наука" (50%). Чаще других бросают машину на улице "банкиры". Из противоугонных устройств наиболее популярны сигнализации (84%), механические блокираторы на втором месте (39%), иммобилайзерами оснащено 32% автомобилей.

Автомобиль застрахован у 30% опрошенных. Интересно, что самые "дисциплинированные" в этом отношении сами страховщики - самая высокая доля - 85%, на втором месте связисты и власть - 45%. На содержание автомобиля меньше всего готовы тратить производственники и "рестораны" - около 100 долларов в месяц, а больше всех - "власть" и "банки" 160-180.

На одной машине ездят как правило 3-5 лет. Быстрее всех меняют машины "связисты" - 42% чаще 1 раза в год. Не ездят долго на одном авто также страховщики и "недвижимость" - в отличие от преподавателей и чиновников. При этом очень многие из тех, кто меняет машины часто, хотели бы это делать реже. Идеальным большинству во всех профессиональных группах кажется срок 3-5 лет. Реже всех хотят менять машины рекламщики - 15% указали желательную периодичность раз в 5-7 лет.

На вопрос о возможности употребления спиртных напитков перед поездкой есть утвердительные ответы во всех профессиональных группах. Самые пьющие - банки (пиво 25, вино 30, водка 20%), "производство" (15, 10 и 5% соответственно) и "рестораны" (30, 5 и 10%). Самые трусливые - люди науки (5% респондентов указали пиво). Практически все респонденты осведомлены о том, что даже 0,5 л пива выветривается не менее 2 часов. Низкая доля осведомленных только среди чиновников, но они пиво за рулем не пьют вообще, допуская вино и крепкие напитки (по 5%).

Появившееся отечественное безалкогольное начало пользоваться популярностью у автомобилистов. На первом месте безалкогольное пиво "Балтика N 0", немного отстает "Бочкарев". Импортное безалкогольное пиво обгоняет по популярности российское, но это не надолго. Российские пивоваренные компании вышли на рынок позже, но быстро его захватывают. Работники ресторанов абсолютным большинством (100%) знают, что безалкогольное пиво при полноценном вкусе не оказывает пагубного влияния на состояние водителя. И именно эта группа наиболее активна в его потреблении (45% пьют "Балтику", 70% принадлежит импортным маркам). Интересно, что с постулатом о вкусе и безвредности согласны большинство респондентов во всех профессиональных группах, кроме рекламщиков (10%). Вероятно, сказывается привычка не верить в то, в чем убеждаешь других.

Картина эта неоднородна для всей России. Наверняка, в Москве результаты были бы более пестрыми, а в Самаре - однообразными.

В ожидании прогресса

Очевидно, подъемных на машину при продвижении по служебной лестнице в Петербурге пока не дают. Или дают, но доля этих счастливчиков ничтожна. Наиболее близки к западным стандартам вкусы глав ресторанов. Они хотят Mers, BMW и Audi и не хотят ВАЗы вообще. Близки к ним "связисты", с тем лишь отличием, что ставят на первое место Audi, и "производственники", включающие в список предпочтений еще и VW. Остальные как будто стесняются признаться в своих желаниях. Не названы Ferrari, Alfa Romeo, Rolls-Royce, Acura, Lexus и это очень печально, ведь эти марки являются изысканными и престижными. Хорошо еще, что вместе с ними питерская элита проигнорировала также Skoda и Hyindai, а то уж совсем тоскливая картина получается.

Есть психологические барьеры, которые заставляют человека на иномарке ездить аккуратнее, чем на отечественной машине. Но какой смысл беречь амортизаторы, цена которых меньше 30 долларов за пару, и отказывать себе в удовольствии (а зачастую и в потребности) быстро передвигаться по городу? По мнению многих экспертов, эксплуатация отечественной машины выгоднее. Это особенно заметно, когда сравниваешь цену приобретения и цену продажи. Так как относительно новая иномарка дешевеет намного быстрее, "в асфальт" уходит гораздо больше денег. Все считают, что ездить на "Запорожце" позорно, но разъезжать на Daewoo Nexia считают нормальным, даже тонируют окна, титановые диски ставят, не понимая, что "мертвеца" не оживить. Машина, появившаяся двадцать лет назад, должна либо стоить как ВАЗ, либо не находить сбыта.

Четкость предпочтений рациональна - каждому человеку необходим определенный уровень комфорта, безопасности и динамических характеристик. Когда менеджер высшего звена ездит на дешевой машине (если, конечно, она не обладает какими-либо дополнительными, особо ценными, свойствами), то он обкрадывает свой имидж. Если простой банковский клерк имеет Mercedes S-класса, то это вызывает ненужные вопросы и подрывает репутацию банка.

Есть и более рациональные объяснения: хрупкая домохозяйка лучше защищена в малолитражке, чем мужчина весом 140 кг, потому что автомобиль, несмотря на все заверения производителей, рассчитывается на конкретный тип потребителя. Какой смысл в воздушной подушке безопасности, если водитель предпочитает ездить медленно, или просто не может в нее попасть, так как при ударе обязательно зацепится головой об потолок? Когда общество придет к пониманию всего этого, автомобильная палитра Петербурга будет более богатой.

Санкт-Петербург

Долгое время в нашей стране продавалось безалкогольное пиво только иностранного производства. Потенциал этого сегмента рынка очень высок, особенно учитывая нечеткость российского законодательства в части определения допустимого содержания алкоголя в крови водителя. Миф о том, что 0,5 л пива не определяется алкотестерами и не оказывает заметного влияния на состояние водителя, уже многократно опровергнут. Настоящее исследование показало, что респонденты об этом хорошо осведомлены - 77,5% опрошенных знают, что бутылка пива "выветривается" из организма в течение 2-х часов.

В самом начале весны петербургская пивоваренная компания "Балтика" выпустила первую партию безалкогольного пива "Балтика N 0". Это светлое пиво, сваренное по классической технологии, с плотностью сусла 10%. Объем выпуска первой партии составил 80 тыс. пол-литровых бутылок.

Для производства безалкогольного пива на петербургском заводе компании была установлена специальная линия немецкой фирмы APV, которая пока не имеет аналогов в России. Мощность новой линии - 8 тыс. бутылок в час, ее покупка и монтаж обошлись "Балтике" в 800 тыс. долларов.

На сегодняшний день доля безалкогольного пива в продажах по России составляет 1,5%, но его потенциал оценивается в 2-3%. По предварительным прогнозам, "Балтика" в 2001 году сможет продать порядка 2 млн декалитров безалкогольного пива.

Безалкогольное пиво - это настоящее пиво, которое проходит все технологические стадии производственного процесса - варка сусла, брожение, фильтрация. После фильтрации следует стадия деалкоголизации, а затем пиво поступает на розлив. Линия по производству безалкогольного пива, установленная на "Балтике", позволяет использовать наиболее совершенный на сегодняшний день способ получения безалкогольного пива. Отличие балтийского пива от зарубежных аналогов в том, что по вкусу оно похоже на обычное.

Сегодня марка "Балтика N 0" уже опередила всех российских конкурентов и в ближайшее время сильно потеснит "иностранцев". Доля "Балтики" на отечественном пивном рынке к концу 2000 года составила около 20%, т. е. фактически каждая пятая бутылка пива, производимая в России - это пиво компании "Балтика". Компания занимает первое место в России и Восточной Европе по объемам производства. За десять лет работы "Балтика" увеличила объемы производства в 36 раз - с 27 млн литров в 1991 году до 974 млн л в 2000 году!

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №10 (39) 4 июня 2001
    Санкт-Петербург - 2003: Навстречу юбилею
    Содержание:
    Реклама