В тупике

Международный бизнес
Москва, 04.06.2001
«Эксперт Северо-Запад» №10 (39)
Властям Литвы придется, по-видимому, отдать-таки свой национальный нефтекомплекс в управление "ЛУКОЙЛу"

Крупнейший в Литве нефтеперерабатывающий концерн Mazeikiu nafta (МN), 66% акций которого принадлежит государству, находится в предбанкротном состоянии - уже больше года его расходы существенно превышают доходы. Главная причина подобных неудач, по мнению экспертов, в том, что основной поставщик нефти, "ЛУКОЙЛ", резко сократил объемы своих поставок, когда полтора года назад правительство Литвы отказалось предоставить российской компании права оператора MN и передало их американскому концерну Williams International (WI), купившему 34% акций MN. Сейчас, когда положение MN стало катастрофическим и правительство возобновило переговоры с "ЛУКОЙЛом", у властей Литвы, по мнению специалистов, нет другого выхода, кроме как пойти навстречу российской компании.

Катастрофа

Mazeikiu nafta осталось только взорвать и списать, - эта сгоряча брошенная фраза Кястутиса Главяцкаса, председателя бюджетно-финансового комитета литовского Сейма, довольно точно отражает общественную атмосферу раздражения и недовольства по отношению к стилю и результативности управления национальным нефтекомплексом Литвы, осуществляемого WI.

Концерн в очередной раз привлек к себе внимание после того, как выяснилось, что в этом году его убыточность резко возросла - в первом квартале он сработал с убытком в 21 млн долларов, что в 4,5 раза превышает прошлогодний уровень (за аналогичный период). И это - почти половина убытков, официально понесенных MN за весь прошлый год (45 млн долларов). Из трех предприятий, входящих в комплекс, прибыль имело только биржайское.

Финансовый аналитик Миндаугас Шилинскас считает, что положение MN еще хуже - по его расчетам, фактические убытки в минувшем году были значительно больше официально объявленных - около 90 млн долларов. А всего за 15 месяцев хозяйствования WI они приближаются к 125 млн долларов. По прогнозам аналитика, в этом году убытки составят не менее 50 млн долларов.

Кроме того, концерн имеет долговые обязательства по долгосрочным кредитам на общую сумму около 450 млн долларов, взятым либо напрямую у литовского правительства (289 млн), либо под его гарантии. Эти долги уже превышают уставной капитал предприятия. Сам же WI пока вложил только 75 млн долларов (в виде первого взноса за акции), то есть его риск в 6 раз ниже, чем у литовского государства.

По подсчетам же другого финансового аналитика Витаутаса Плунксниса, заработанной концерном прибыли (с учетом 22,5 млн дотации из бюджета) хватает только на уплату процентов по кредитам. При такой экономике, резюмирует эксперт, правительству и впредь придется повышать свой риск, ибо без государственной гарантии вряд ли кто-нибудь отважится одолжить MN денег на модернизацию. Обнародованные цифры шокировали правительство, и премьер вызвал представителей WI на ковер для объяснений.

Во всем виноваты русские

Американцы твердили старое - во всем виноваты коварные русские. По утверждению генерального директора концерна Джима Шила, "ЛУКОЙЛ", с которым вот уже полтора года не удается заключить долговременный договор о ежегодных поставках 6 млн тонн нефти, держит MN на голодном пайке, высасывая из концерна финансовую кровь (путем взвинчивания цены). Конкретная причина нынешнего провала MN - в декабре прошлого года пришлось закупить по очень высокой цене большую партию нефти. В январе-феврале цены на мировом рынке стали падать, и произведенные из дорогой нефти продукты оказались убыточными.

По утверждению американца, "ЛУКОЙЛ" сознательно ведет MN к банкротству, дабы вытеснить WI из Литвы.

Такие объяснения генеральный директор "ЛУКОЙЛ Балтия" Иван Палейчик назвал "детскими" и обвинил американцев в неспособности заниматься нефтяным бизнесом. Не устроили аргументы Джима Шила и многих литовских аналитиков. Так, по подсчетам Миндаугаса Шилинскаса, даже покупая нефть у россиян по мировым ценам (сейчас российская нефть в среднем немного ниже мировой), Литва экономит за счет транспортировки по трубопроводу с востока (а не танкерами с запада) ежегодно 20-25 млн долларов. Именно этим объясняется тот факт, что WI не покупает нефть на Западе, хоть президент компании Джон Бумгарнер не раз "грозился" это сделать.

Что делать?

Правительство либералов оказалось в крайне затруднительном положении. Ведь будучи в оппозиции, либералы весьма остро критиковали "кабальные" условия договора с американцами, а нынешний премьер Роландас Паксас, в прошлом консерватор, как известно, в 1999 ушел в отставку в знак протеста против его подписания, а затем сменил и партийность. Это решение было в Литве расценено как мужественный гражданский поступок, и в сущности обеспечило популярность мало известному до этого Союзу либералов на прошлогодних парламентских выборах. Идя на них, лидеры обещали после победы сразу же "разобраться" с WI.

Однако после прихода к власти их решительность заметно приувяла. Первые же, в сущности, вполне безобидные попытки "надавить" на WI вызвали резкую реакцию американцев - вплоть до писем с угрозами устроить международный скандал, сформировать антилитовское лобби в конгрессе и т. п.

По всему чувствовалось, что либералы оказались в замешательстве, не зная, как себя вести. Ухудшение отношений с американцами, грозящее непредсказуемыми ответными действиями, явно напугало премьера. Впечатление такое, что полгода он просто избегал касаться проблем нефтекомплекса. И только скандальный отчет за первый квартал вынудил премьера вызвать представителей Williams для беседы. Но американцы не столько оправдывались, сколько наступали.

В частности, их очень интересовал вопрос, не собирается ли правительство идти на уступки "ЛУКОЙЛу". Министр хозяйства Литвы Эугениюс Гентвилас успокоил их, заявив после встречи, что передача прав оператора "ЛУКОЙЛ"у в ближайшие планы правительства не входит. То же самое он повторил 16 мая во время встречи с вице-президентом "ЛУКОЙЛ" Юрием Сторожевым.

Премьер потребовал от американцев чаще и полнее информировать правительство о положении на предприятии и дал им квартальный срок для перелома ситуации. В противном случае пригрозил сменить состав правления общества. Гентвилас призвал американцев ответственней подходить к поиску поставщиков и не перекладывать решение этой проблемы менеджеров компании на плечи правительства. Что касается угрозы банкротства концерна, то по мнению министра хозяйства, говорить об этом пока рано.

Однако Миндаугас Шилининкас этот дежурный оптимизм не разделяет. По его мнению, при нынешнем финансовом положении маловероятно, чтобы WI отважилась еще раз вложить деньги в концерн и внести второй платеж за акции, оплатив вексель.Более того, эксперт вообще сомневается, что WI сможет когда-нибудь вернуть 450 млн долларов кредитов.

В этой ситуации он видит для WI только один логический выход - продать акции, чтобы таким образом вернуть хоть часть инвестированных денег. Причем скорей всего их придется выкупать правительству - за ту цену, которую назначат американцы. Примерно такого же мнения придерживается и Иван Палейчик, считая, что американцы сознательно ведут предприятие к банкротству, дабы иметь повод от него избавиться.

Загадочное многоточие

Во время визита в Литву Юрий Сторожев еще раз подчеркнул, что принятый в "ЛУКОЙЛе" стиль корпоративного управления предполагает контроль над всей технологической цепочкой - от скважины до пистолета бензоколонки. Он отметил, что россиянам не нужны акции сами по себе - они купят их только в том случае, если получат хотя бы равные с WI права на управление концерном. И это требование является условием заключения договора о нефтепоставках, которого добивается Литва.

Казалось бы, при такой несовместимости позиций говорить не о чем. Тем не менее Сторожев заявил журналистам, что соглашение возможно, но предварительно нужно обдумать предложения литовской стороны (33% акций за 75 млн долларов, как сообщил премьер Гентвилас).

Экономическое положение MN таково, что, по всем признакам, в отношениях с Williams назревает серьезный конфликт. При имеющемся раскладе трудно надеяться, что ситуация в ближайшее время кардинально изменится к лучшему. И тогда, хочешь не хочешь, надо будет принимать решения. По мнению депутата Сейма Кястутиса Главяцкаса, наиболее вероятно, что правительство вынуждено будет взять управление концерном на себя. Собственно, об этом американцы уже предупреждены.

Логично предположить, что "ЛУКОЙЛ" займет выжидательную позицию, надеясь, что "яблоко" упадет само. Ведь если Williams окончательно распишется в своей беспомощности, реальная помощь с другой стороны станет просто необходимой. И тогда удовлетворение требований "ЛУКОЙЛа" - лишь вопрос времени.

Вильнюс

Нефтекомплекс Литвы

Концерн Mazeikiu nafta в его сегодняшнем составе сформирован в 1998 г. Он объединяет три крупнейших предприятия нефтяного комплекса республики - Мажейкский НПЗ, плавучий экспортно-импортный Бутингский терминал и Биржайский нефтепровод (прежнее название - Naftotiekis).

Проектная мощность Мажейкского НПЗ - 12 млн тонн нефтепродуктов в год (бензин, дизтопливо, авиатопливо и др.). Завод построен в 1980 г.

Оборот в прошлом году составил около 1 млрд долларов, из которых 350 млн долларов доходов получено в Литве; на втором месте (287 млн долларов) - английское общество BP Oil International, на третьем - Польша (86 млн долларов).

Мощность Бутингского терминала с удаленной на 7 км от берега морской платформой, к которой швартуются танкеры, соединенной с берегом гибкими трубопроводами, проложенными по дну моря, - 8 млн тонн экспортной и 6,1 млн тонн импортной нефти. Государственная приемка терминала состоялась в ноябре 1999 г. К нему построен отрезок трубопровода из Мажейкяй. Для завершения строительства (нефтехранилищ) требуется еще около 23,5 млн долларов. В прошлом году терминал перекачал около 2,5 млн тонн нефти вместо планировавшихся 5 млн. 65,5% загрузки обеспечил ЮКОС. Стоимость услуг терминала - 5 долларов за тонну. Оборот в прошлом году составил 14,6 млн долларов.

Биржайский филиал - это комплекс, включающий в себя литовский участок нефтепровода "Дружба", перешедший в собственность республики в 1992, с Биржайской насосной станцией. От него из местечка Юонеляй идет два ответвления - на Вентспилс и в Мажейкяй. Общая протяженность расположенных на территории Литвы нефтепроводов и продуктопроводов - около 400 км. Пропускная мощность трубы - 16 млн тонн нефти в год, что уже лимитирует суммарные проектные мощности Мажейкского НПЗ и Бутингского терминала (20 млн тонн). В прошлом году основными пользователями литовского нефтепровода были "ЛУКОЙЛ" и "ЮКОС": на них пришлось соответственно 36 и 14% оборота. Стоимость перекачки до Мажейкяй сегодня - 1,68 доллара за тонну, до Бутинге - 2,12 доллара за тонну и до Латвии - 0,82 доллара за тонну.

В декабре 1999 года 34% акций концерна Mazeikiu nafta без конкурса было продано американской компании Williams International (WI). Одновременно американцы приобрели приоритетное право на выкуп остальных акций и стали оператором нефтекомплекса. Сумма сделки - 150 млн долларов, из которых 75 уже внесены, на остальные выписан вексель, оплатить который они должны в течение трех лет. Еще столько же обещали инвестировать в развитие предприятия в течение 5 лет.

Вильнюс

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №10 (39) 4 июня 2001
    Санкт-Петербург - 2003: Навстречу юбилею
    Содержание:
    Реклама