Мы теряем его...

Бизнес
Москва, 18.06.2001
«Эксперт Северо-Запад» №11 (40)
Главным приоритетом при реструктуризации РАО "ЕЭС России" должна быть ориентация на отечественное машиностроение

Одобрение правительством концепции реструктуризации ЕЭС дает энергетикам возможность укрепить финансовое положение отрасли и заняться, наконец, обновлением и развитием энергетического хозяйства страны. В том, что энергетика способна, в принципе, завалить заказами все отечественное машиностроение, сомневаться не приходится - потребность в новом оборудовании для электростанций накопилась гигантская. "Сегодня нужно вводить 10 млн кВт в год, только чтобы компенсировать выбытие, - сказал заместитель директора департамента энергетики министерства экономического развития и торговли Андрей Сморгонский. - Правда, "Артур Андерсен" (одна из крупнейших мировых консалтинговых компаний. - "Эксперт С-З") называет цифру в четыре раза ниже, но точными данными никто не владеет, потому что за 10 лет ни разу не проводилось инвентаризации энергетического хозяйства. Мы считаем, что реальное выбытие будет составляет 6-8 млн кВт. Плюс необходимо будет наращивать мощности в соответствии с программой развития экономики России до 2010 года, иначе эта программа провалится".

Итак, как минимум 10 млн кВт в год новых генерирующих мощностей, как говориться, вынь да положь. Отметим, что это объем, который был введен в России за последние десять лет. Дальше начинается элементарная математика. По словам Андрея Сморгонского, введение 1 млн кВт новых генерирующих мощностей требует 1 млрд долларов, замена устаревшего оборудования - 300-500 млн долларов. То есть потенциальный объем рынка энергетического оборудования составит 5-10 млрд долларов в год.

Предположим, что энергетики эти деньги найдут: частично за счет повышения тарифов (при этом идея полностью включить инвестиционную составляющую в тариф сегодня признана бесперспективной, поскольку связанное с этим двух-трехкратное повышение тарифов убьет целые отрасли российской промышленности), частично - за счет привлечения инвестиций и кредитов, частично, может быть, за счет продажи станций. Тогда возникает вопрос: кто получит заказы на поставки оборудования - отечественные машиностроители или западные компании?

У западных компаний имеется существенное преимущество в финансовой мощи. Для примера можно привести цифры, названные генеральным директором концерна "Силовые машины" Евгением Яковлевым на конференции "Энергомашиностроение и энергетика России: развитие и конкуренция", организованной журналом "Эксперт С-З", концерном "Силовые машины" и РАО ЕЭС: концерн "Дженерал электрик" продал в прошлом году энергетического оборудования на 13 млрд долларов, "Мицубиси" - более чем на 10 млрд, объем продаж фирмы "Аристон" превысил 12 млрд долларов. На этом фоне все российские энергомашиностроители с общим оборотом менее 1 млрд долларов выглядят более чем скромно.

Зато у наших предприятий имеется существенное преимущество по ценам: по свидетельству заместителя Андрея Сморгонского, отечественное оборудование в два-три раза дешевле импортного при сопоставимом качестве.

"Наше гидроэнергетическое оборудование соответствует мировому уровню, - отметил первый заместитель генерального директора ЗАО "Энергомашэкспорт" (входящего в концерн "Силовые машины") Леонид Матвеев. - Мы вывели на мировой уровень паровые турбины от 100 до 800 кВт. Ленинградский металлический завод совместно с компанией "Пермские моторы" сегодня ведет разработку газовой турбины 180 МВт, которая будет конкурентоспособна на мировом рынке в ближайшие 20-25 лет".

Однако даже с учетом этих достижений отечественные энергомашиностроители не смогут противостоять иностранным конкурентам по двум причинам. Во-первых, западные компании постоянно опираются на весьма существенную поддержку своих государств, как чисто финансовую, так и политическую. "В 98 году доля государственных НИОКР в энергетике составила в США 38%, во Франции - 40%, в Италии - 50%, - отметил в своем выступлении Леонид Матвеев. - Государственные средства шли на разработку парогазовой установки нового поколения". Что касается политической поддержки, то, например, когда в Китае проходил тендер на поставки оборудования для каскада гидроэлектростанций "Три ущелья", в Пекин наведались и президент Франции, и германский канцлер, которые откровенно лоббировали интересы своих компаний. Российским энергомашиностроителям о такой поддержке со стороны государства приходится только мечтать. Результат печален - контракты на миллиарды долларов достаются зарубежным конкурентам, а те же "Силовые машины" в текущем году героически (другого слова здесь не подберешь) вкладывают в обновление продукции чуть больше миллиарда рублей. Перспективы видны невооруженным взглядом. "Без государственной поддержки - гарантий, субсидирования процентных ставок, кредитов - российское энергетическое машиностроение не выживет", - с грустью констатировал Евгений Яковлев.

Москва

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №11 (40) 18 июня 2001
    В поисках Северо-Запада
    Содержание:
    Единство противоположностей

    Инвестиционный риск и потенциал регионов Северо-Запада в 1999-2000 гг.

    Экономика и финансы
    Общество
    Без рубрики
    Реклама