Бремя клеить марки

Бизнес
Москва, 18.06.2001
«Эксперт Северо-Запад» №11 (40)
В Новгородской области пытаются навести порядок на рынке алкогольной продукции

Сразу после шумных гуляний, посвященных Дню России и празднику города, в Великом Новгороде открылось девять акцизных складов для винно-водочной продукции. "Времени на раскачку нет", - говорят в городской администрации, подгоняя производителей, оптовиков и продавцов.

Рвение чиновников можно понять: акцизные сборы составляют приличную долю областного бюджета. Только от основного новгородского производителя ликероводочной продукции, ОАО "Алкон", планировалось в 2001 году получить 106 млн рублей. На сегодняшний день в доходную часть городского бюджета поступило лишь 44% от запланированной суммы акцизных сборов, а годовые потери могли составить более 25 млн рублей. С введением регионального акциза власти рассчитывают восполнить недобор.

Трудно быть патриотом

У одного из крупнейших производителей алкогольной продукции на Северо-Западе, ОАО "Алкон", в последнее время наблюдались большие трудности с реализацией своей продукции. Из произведенных 500 тыс. декалитров предприятие смогло реализовать лишь 200 тыс. Завод выпускает девять сортов водки и 15 различных настоек. Причем большинство из них считаются элитными марками, имеющими достаточно высокую отпускную цену. Многие продавцы предпочитают более дешевый продукт из соседних регионов, где местные производители получают от властей разного рода преференции. Например, "ПсковАлко" треть своей продукции реализует на новгородском рынке.

Еще в апреле руководство Новгородской области обратилось с просьбой к новгородским торговым организациям реализовывать только "свою" водку. Те, в свою очередь, жаловались на высокую цену "алконовской" продукции, мешающую проявлять патриотизм. Под двойным нажимом властей и торговцев "Алкон" начал производство двух видов дешевой водки - "Русской" и "Столичной" - с заводской отпускной ценой 31,5 рублей за бутылку. При этом администрация города резко ужесточила контроль над ценой водки в розничной торговле, где минимальная цена одной бутылки не должна быть меньше 38 рублей.

Однако, несмотря на все желания властей, ситуацию в алкогольной отрасли так и не удалось нормализовать. Генеральный директор ОАО "Алкон" Юрий Бобрышев считает, что сбыту продукции его предприятия мешает прежде всего, избыток на прилавках "левой" водки, как правило, снабженной фальшивыми алконовскими этикетками. Такая водка стоит в опте менее 25 рублей и занимает почти половину рынка. Поддавшись на уговоры о выпуске "народной" водки, предприятие в результате вынуждено конкурировать с некачественным продуктом и, конечно, несет от этого убытки.

Все как один на борьбу

С введением дополнительной региональной акцизной марки и складов под патронажем налоговых инспекций власти надеются уменьшить долю нелегальной продукции. На всех складах Новгородской области и в розничной торговле закончена инвентаризация нереализованных винно-водочных изделий со старыми акцизными знаками. Определен и срок ее продажи - две недели. А дальше - рейдовые бригады и комплексные проверки. Как сказал на совещании по введению новых акцизов заместитель мэра Новгорода Юрий Гребенюк, бороться с нарушителями будут все - от налоговых инспекторов до пожарных.

При этом бремя расходов, связанных с организацией акцизных складов, а также с приобретением оборудования для наклейки региональных марок целиком легло на оптовиков. Возмещение же понесенных затрат будет происходить за счет повышения цен. Как считают в Великом Новгороде, оптовая, а за ней и розничная цена алкогольной продукции вырастет примерно на 5-10 процентов.

Самая большая торговая сеть Облпотребсоюза, включающая в себя 20 районных потребительских кооперативов, уже открыла два акцизных склада в областном центре и в Боровичах. По словам Галины Мелиховой, отвечающей в Облпотребсоюзе за закупку продовольственных товаров, первая партия винного напитка производства Старорусского ХПП уже завезена на склады. Однако единовременные затраты, связанные с новациями властей, оказались не всем по карману. Так, один из крупных новгородских производителей водки ООО "ТПК Никита" был вынужден отказаться от собственного акцизного склада и будет работать только через оптовиков, в чем письменно заверил соответствующие органы его генеральный директор Николай Мухин. По его словам, предприятие теперь вынуждено отказаться от розничного направления торговли - хотя еще вчера 20% всей водки "ТПК Никита" продавала именно так. Собственный склад для этого предприятия оказалось слишком дорогим удовольствием. По словам Николая Мухина, только одна машина по нанесению штрих-кода стоит около 8 тыс. долларов, а у завода еще не погашен кредит в 300 тысяч рублей "Инкасбанку" на приобретение счетчика продукции. "ТПК Никита" выпускает только один вид водки - "Русскую", - разливая ее в три вида бутылок. Ежемесячно предприятие выпускает продукции на два миллиона рублей при отпускной цене 40 рублей 10 копеек за бутылку. Но заводу с каждой поллитровки остается лишь полтора рубля. Тут, конечно, станешь считать каждую копейку. Хотя власти, по мнению Николая Мухина, считают по-другому: "Два месяца завод практически не работал из-за нового счетчика, из-за вынужденного простоя потерял около четырех миллионов, а бюджет соответственно не досчитался налогов. И кому это надо?"

Великий Новгород

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №11 (40) 18 июня 2001
    В поисках Северо-Запада
    Содержание:
    Единство противоположностей

    Инвестиционный риск и потенциал регионов Северо-Запада в 1999-2000 гг.

    Экономика и финансы
    Общество
    Без рубрики
    Реклама