ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Карельская Мекка

2001

Рост интереса туристов к Валааму привел к возрождению монастыря, что совершенно не сказалось на жизни местного населения

За последние десять лет Валаам буквально восстал из пепла. Турист, который бывал в этих краях лет десять назад и посетил остров сегодня, констатирует: на острове восстановлено большинство храмов и скитов, с них сняты десятилетиями стоявшие строительные леса; приведены в порядок дороги; налажено регулярное водное сообщение и связь с материком. Ежегодно Валаам посещает около 60 тыс. человек, из которых около 10 тыс. паломники, 6,5 тыс. иностранные туристы, остальные - российские гости.

Рост числа туристов в последнее время составляет 3-5% в год. Казалось бы, возрождение монастыря и возросшие туристические потоки должны сказаться и на жизни простых островитян. Однако этого не происходит. До баланса интересов между монастырем, остальными жителями острова и карельскими властями еще очень далеко.

Монополия на гостей

За 50 лет на Валааме советская власть уничтожила все, что создавалось веками. На кирпич разбирались каменные скиты, деревянные строения использовались как топливо. С 1940 года здесь находилась школа юнг, с 1949 года - совхоз, а с 1952 по 1984 год - дом-интернат для инвалидов Великой Отечественной войны. Несколько скитов, Назариевская пустынь и около 20 деревянных часовен были разрушены и прекратили свое существование.

Возрождение обители началось в 1989 году, когда совет министров Республики Карелия "передал в пользование" Ленинградской епархии Валаамский собор и ближайшие скиты. Монастырь стал действующим, а сам Валаам - территориальной единицей карельского городка Сортавала, находящегося в 40 километрах от острова. Однако монастырю потребовались существенные финансовые вливания. У государства денег не нашлось, поэтому основная ставка была сделана на туристов. Церковные аналитики понимали, что при грамотной организации туристического процесса остров получит приток не только гостей, но еще и богатых жертвователей.

Уже в 1991 году при монастыре была организована паломническая служба, которая занялась не только организацией "островного" сервиса, но и сама стала привлекать паломников и туристов, сделав акцент на познавательном аспекте. В 1999 году служба получила статус самостоятельного юридического лица - ООО "Паломническая служба" - с пропиской в Санкт-Петербурге. Таким образом была создана монополия монастыря на туризм по Валааму. Как считает генеральный директор "Паломнической службы" Игорь Степанов, право на установление церковной монополии было обеспечено тем, что архипелаг исконно принадлежал церкви, а здания и строения были в собственности монастыря.

Правда, расцвету валаамского туризма предшествовал серьезный, как говорят на острове, внутримонастырский кризис. В середине 90-х монастырь начал терять контроль над туристическими потоками. У монахов не было ни опыта, ни знаний в области организации туристического бизнеса. Смена руководства паломнической службы (другими словами, менеджмента) и ужесточение политики монополизации предотвратили начавшийся отток туристов.

За все нужно платить

Однако впечатление от внешнего благополучия тихой островной жизни весьма обманчиво. Развивая туризм, монастырь, а именно вокруг него кипит вся финансовая жизнь острова, не слишком заботится о местных жителях, которым поток туристов жизнь не улучшил. Карельские власти, постепенно оттесняемые обителью от ведения дел на острове (в силу все того же стремления к монопольному праву на все и вся), имеют все меньше шансов воздействовать на социально-экономическое развитие Валаама. "Монастырь, фактически узурпировав остров, не слишком активно сотрудничает с администрацией Сортавалы по решению проблем тех же островитян. Всем ясно: монастырь стремится к тому, чтобы "мирского" населения на островах не осталось", - констатирует Александр Себин, первый заместитель главы администрации Сортавалы.

В обустройство жизни валаамцев, открытие новых рабочих мест, создание социальной инфраструктуры средства почти не инвестируются. Монастырь, правда, предпринимал попытку построить для своих нужд маленький рыбзавод. И хотя в прошлом году проект был благословлен самим Патриархом Алексием II, из этой затеи ничего не вышло. Замглавы Сортавалы рассказал корреспонденту "Эксперта С-З": "Мы сделали для этого все что могли: выделили на острове площадку, одобрили проект. Но по каким-то причинам дальше дело не ушло. Поэтому, даже без отдельной программы, мы сами пытаемся хоть что-то сделать для организации на острове новых рабочих мест. Хотя бы пары десятков". Совместно с правительством Финляндии Карелия договорилась создать производство первичной переработки ладожской рыбы, которая потом идет в продажу тем же туристам. Половину средств - около 200 тыс. финских марок - готовы выделить финны. Остальное - Карелия. Ведь туристы покупают на Валааме копченую рыбу, которую жители готовят в нарушение всех санитарных норм".

Итоги бессистемности

В понимании населения Валаама монахи - бездельники, они не работают, а только молятся. А сам монастырь попросту обирает жителей, ничего не давая взамен. Раньше, когда не было монастыря, жить было лучше, считают они. Из проживающих на Валааме примерно 500 жителей количество имеющих постоянное занятие не превышает 70 человек. Человек десять наиболее оборотистых нашли себя, торгуя сувенирной продукцией и рыбой, промышляя частным извозом туристов на моторных лодках. Работа эта сезонная, обеспечивающая занятость не более четырех месяцев в году. Их доходы, по разным оценкам, колеблются в пределах от 12 до 23 тыс. рублей в месяц. Это, так сказать, островная элита.

Основная часть местных жителей - безработные и пенсионеры. Кроме как в начальной школе, детском садике, на маленькой электростанции да в паре магазинов, работу на Валааме можно найти еще только в монастыре. Используя такое положение вещей, монахи платят сущие копейки: 200-300 рублей в месяц. Из своих доходов монастырская казна дотирует жителей для переправы на материк и иногда снабжает местное население провиантом. Натуральное хозяйство - основной источник существования жителей острова.

Как следствие, на Валааме процветают пьянство и бытовой криминал. Представители местной милиции говорят, что нередки случаи, когда жители воруют в монастыре продукты и даже имущество. А это, в свою очередь, только усугубляет желание монахов избавиться от опасных мирян. Руководство монастыря поддерживают идею постепенного переселения соседей на материк. От греха подальше.

Говорят, что в монастыре разработана соответствующая программа. Карельские власти совместно с одним из православных фондов (один из его учредителей - монастырь) нынешней осенью сдадут в Сортавале жилой дом на 60 квартир, в котором часть валаамских семей получит жилье. "Они сразу же столкнутся с проблемой занятости. Сортавальцам проще найти работу. А валаамцев здесь никто не ждет", - считает Александр Себин. В прошлом году около 20 валаамских семей уже получили жилье в Сортавале. "Так они и существуют - между островом и материком: сдают в Сортавале жилье в аренду, а сами возвращаются на Валаам, спасаясь от агрессивной городской среды", - говорит Себин. Бывали случаи, когда переселенцы, пропив городское жилье, полученное взамен валаамского, возвращались на остров уже нищими, только добавляя проблем монастырскому начальству.

Бог велел делиться

Чтобы сбалансировать развитие монастыря и мирской жизни на острове, власти Сортавалы предлагают деньги, получаемые монастырем от туристических компаний (с одного российского туриста 114 рублей, а с иностранного 200), поделить между монастырем и бюджетами Карелии и Сортавалы, обещая, что все таким образом полученные доходы будут потрачены на развитие социальной инфраструктуры острова. Однако монастырь этому противится. "Мы вообще считаем, что паломническая служба всячески уходит от налогов, пользуясь лояльным отношением государства к церкви. Cлужба зарегистрирована в Петербурге, а должна бы встать на налоговый учет в Сортавале", - считает Александр Себин.

Простой подсчет показывает, что рентный доход монастыря от входной платы превышает 6 млн рублей в год. И это не считая частных пожертвований и сервисных услуг - тоже деньги не маленькие. "Каждый ведь грехи замаливает, как может", - говорят валаамские священнослужители. Праздничные обеды во время визитов на остров высшего духовенства и официальных лиц организует питерский бизнесмен Валентин Ковалевский, президент ассоциации петербургских ресторанов "Ост-Вест". Петербургский "Водоканал" с финскими коллегами собирается реконструировать разрушенную систему водоснабжения и канализации острова. Некая прибалтийская фирма передала в дар монастырю небольшую АТС и т. д. и т. п.

У руководства монастыря, обвиняемого властями и жителями Валаама в узурпации власти и создании монополии на "гостеприимство", свои резоны. Чрезмерный поток гостей, как считают представители обители, разрушит гармонию монашеской жизни, которая основана прежде всего на уединении. Например, когда организация туризма еще только начиналась, островитяне столкнулись со "стихийным туризмом". "Было время, когда остров посещало до 150 тысяч гостей, отчего началась регрессия экоресурсов архипелага. Гости бродили беспорядочно по всему острову, зачастую доходя до закрытых скитов, где уже находились монахи. Архипелаг был замусорен. Помочь делу мог только жесткий контроль за процессом", - считает директор паломнической службы Игорь Степанов. Более того, сегодня руководство службы пришло к тому, что поток туристов на остров нужно сдерживать. "Оптимальное количество - около 60 тысяч человек за сезон. 80 тысяч туристов - это предел. Если будет больше, острову будет нанесен огромный ущерб, - полагает Степанов, добавляя: - Если бы у монастыря не было монополии, турфирмы завалили бы остров туристами".

И все же объективные предпосылки для того, чтобы в перспективе сбалансировать интересы монастыря и населения, есть. Остров обладает огромным туристическим потенциалом, который вполне способен дать толчок развития не только монастырю, но и светской жизни на острове. Но для этого все равно придется искать общий язык и, так или иначе, разрабатывать планы развития острова. Переселение жителей можно рассматривать как не более чем один, причем не самый лучший способ выхода из складывающейся ситуации. Инфраструктура туризма имеет достаточный потенциал (побочные производства, новые гостиницы и т.д.), развить который монастырю без участия жителей острова будет весьма затруднительно.

Санкт-Петербург

Как попасть на остров

Добраться на остров можно либо купив паломнический тур, либо на теплоходе от турагентства, либо на вертолете. Или самостоятельно - из Сортавалы (между островом и городом курсирует теплоход). Правда, при таком варианте могут возникнуть трудности: для проезда в Сортавалу через Приозерск требуется разрешение на въезд в погранзону. К тому же единственная на острове гостиница имеет мало мест, которые бронируются турфирмами и летом обычно занята. Причаливать к острову на яхте или катере без санкции монастыря также нежелательно: может развернуть береговая охрана.

«Эксперт Северо-Запад» №12 (41)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама



    Самозанятым помогут заявить о себе

    Альфа-Банк первым представил мобильное приложение для самозанятых

    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама