ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Кризис жанра

2001

Под давлением обстоятельств петербургские туроператоры вынуждены думать о проведении единой ценовой политики

Вэтом сезоне туристические фирмы Петербурга, ориентированные на отправку граждан за рубеж, явно просчитались в своих радужных ожиданиях. При общем росте количества выезжающих, по разным оценкам от 10 до 40%, турфирмы вынуждены проводить демпинговую политику и работать с минимальной для себя рентабельностью. Предложение самых популярных направлений превысило спрос в полтора-два раза.

Петербургское разочарование

По данным департамента по туризму Минэкономразвития РФ, в 2000 году выезд российских граждан с туристическими целями по сравнению с 1999 годом возрос на 65%, а по некоторым направлениям - в несколько раз. Правда, на этом фоне Петербург, по данным Агентства социальной информации (ежегодный опрос жителей по системе CATI), выглядел куда скромнее. Поток жителей северной столицы, отправившихся за границу, возрос всего на 30%.

В начале туристического сезона 2001 года турфирмы, понадеявшись, исходя из результатов прошлого года, на резкое увеличение числа туристов, по некоторым направлениям резко увеличили заказ самолетов. Уже в начале мая объем заявленной перевозки перекрывал прошлогодние показатели. Однако туристов оказалось меньше, чем планировалось, и многие лайнеры оказались незаполненными. "Я не понимаю, на какие цифры опирались фирмы в начале сезона, - говорит Александр Гришанов, управляющий делами туристической фирмы ЗАО "Прима", - делая прогнозы по полутора-двухкратному увеличению потока туристов. В городе 100 тысяч состоятельных людей. Они давно распределены между фирмами. И в год реально может совершаться не более 50-75 тысяч турпоездок".

"В этом сезоне фирмы совершили элементарный экономический просчет, - полагает Елена Слиозберг, директор турбюро фирмы "Актис". - Переизбыток самолетов, основанный на неверном расчете спроса по одному-двум направлениям, привел к падению цен, что сказалось на ценах и других направлений". Арнольд Риш, вице-президент ОАО "Совет по туризму и экскурсиям", более лаконичен: "Объемы чартерных программ превышают прошлогодние на 500 мест (всего 2500 еженедельно) по Анталии и на 200 мест по Испании. На мой взгляд, по Турции произошел переизбыток мест на 30 процентов. Держатели этих мест терпят убытки".

Однако не только экстраполяция прошлогоднего взрывного роста количества выезжающих стала причиной нынешнего кризиса, но и правила игры, сложившиеся на рынке.

Чартерный пасьянс

В стоимости туристического пакета 30-50% приходится на оплату авиаперелета. Чартерный, договорной с авиаперевозчиком, рейс может удешевить билет в 1,5-2 раза. Кроме того, чартер доставляет туриста прямо к месту отдыха, в ближайший местный аэропорт, что, естественно, повышает конкурентоспособность фирмы, обеспечивающей такой сервис. Не случайно полноценным туристическим оператором считается тот, кто имеет свои чартерные рейсы на основных направлениях или берет авиалайнер в доле с другими компаниями. Владельцев чартеров по той же Турции достаточно много - около 10-15 фирм. Однако ни одна из них не обеспечивает стопроцентную загрузку самолета, а продает часть мест так называемым "блочникам", то есть фирмам, выкупающим 10-15-20 мест. Даже если держатель "жесткого" блока не продает свой туристический пакет, он все равно вынужден нести затраты на бронирование мест. Туроператоры посчитали, что лучше нести потери от демпинга, чем потерять еще больше на невыкупленных туристами авиабилетах.

По информации туристических фирм, сейчас разница в ценах на билеты на Кипр доходит до 80-120 долларов, Турцию - до 70-100 долларов, Болгарию - 40-50 долларов. Сильный разброс цен по одному направлению, Турции, привел к удешевлению туристического пакета по другим направлениям. Если потребитель видит, что тур в Анталью можно купить за 200-300 долларов, то вряд ли его можно уговорить купить путевку в Испанию, на Мальту или Крит за 400-700 долларов. Тамара Халецкая, генеральный директор туристической фирмы "Солвекс-Турне", отмечает: "В связи с тем, что "горит" Турция, мы снижаем цены на Болгарию, а тем самым губим свои российские курорты. И те клиенты, которые хотели поехать в Сочи, едут в Болгарию. Поскольку для них ценовой фактор является определяющим".

Куда подался северный турист

Туристы Северо-Запада, географически ориентированные на Санкт-Петербург, уже несколько лет подряд едут на отдых через Москву. В нынешнем году эта тенденция стала еще более очевидной. Хотя бы потому, что на рынке первопрестольной тоже явный переизбыток "чартерных" самолетов. Туристы летают в Москву исходя из обычной экономии на авиаперелете и, соответственно, на путевках. Дело в том, что на московском рынке авиаперевозок, даже независимо от нынешнего "переизбытка", сложилась нормальная конкурентная среда, а в Петербурге "Пулково" является монополистом и цены на чартерные рейсы явно завышены.

"В мае московские турфирмы предлагали Анталийское побережье за 140-160 долларов,- утверждает Наталия Рыкова, президент компании "Фламинго". - В Петербурге такие цены невозможны, это ниже стоимости билета. И, к примеру, петрозаводские фирмы, работающие с московскими туроператорами из-за низких цен, отправили тогда через Москву 600 туристов. А ведь, по сути, это наш, питерский клиент".

По мнению Натальи Лавреневой, исполнительного директора турфирмы "Ривьера", "с одной стороны, мы не можем выбирать перевозчика и крайне заинтересованы в появлении на нашем рынке такой же сильной компании, как "Пулково". С другой стороны, это надежная компания, с которой можно договариваться".

Кроме пулковской монополии, еще одной проблемой для питерских туроператоров, обеспечивающей конкурентное преимущество их московских колег, является плохое железнодорожное и авиасообщение между Петербургом и другими регионами Северо-Запада. Из Архангельска, Мурманска, Петрозаводска поездов и самолетов в Москву раза в два-три больше, чем в северную столицу. Даже если северный турист решил ехать через Петербург, сделать ему это весьма затруднительно. Что такая проблема существует, подтвердило и открытие авиакомпанией ГТК "Россия" рейсов из Петербурга в Котлас. Самолеты заполнены на 100%.Однако основная проблема петербургских операторов заключается в слабом туристическом потоке. Если бы объем перевозимых туристов был выше раза в два и запрашиваемых самолетов было бы больше (для сравнения: в Турцию из Москвы еженедельно улетает около 45-50 воздушных лайнеров, а из Петербурга около 6-7), то на рынке сразу бы нашлись авиакомпании. По крайней мере, то же "Пулково" сделало бы скидки за больший объем перевозок.

"Чужой" клиент

Условно весь туристический поток можно разделить на две части: организованных туристов и тех, кто не пользуется услугами туроператоров. В этой раскладке "дикарей" намного больше, примерное соотношение три к одному. Изменить эту ситуацию достаточно сложно. Понятие "новый клиент" для петербургских фирм практически отсутствует. "У нас не бывает новых клиентов, - говорит Марина Пулина, генеральный директор турфирмы "Аливект Трэвел". - Бывают только чужие". Не случайно большинство руководителей турфирм говорит, что основным способом привлечения новых для их фирмы клиентов является реклама "из уст в уста". Однако ее воздействие весьма ограничено, поскольку не выходит за рамки сложившегося круга потребителей туристических услуг.

Таким образом, общий рост рынка обеспечивается в настоящее время за счет увеличения частоты поездок традиционных клиентов, а не за счет притока новых туристов. Агрессивной маркетинговой позиции нет практически ни у одной из петербургских туристических фирм. Реклама же в бесплатных газетах, на телевидении и радиоканалах остается малоэффективной. По признанию многих руководителей, "в туризме вообще сложно найти рекламного менеджера. Реклама в бесплатных газетах приводит лишь к шквалу звонков, но реальных продаж не дает".

Дружить фирмами

Отсутствие притока новых потребителей еще более обостряет конкуренцию между турфирмами за традиционных клиентов. По мнению некоторых специалистов, нынешняя ситуация на рынке выгодна крупным туристическим компаниям, посЧасть небольших турфирм не выдерживает конкуренции и закрывается. Как отмечает Александр Гришанов, "некоторые фирмы под ценовым давлением уже ушли с рынка. Мне недавно позвонили два бывших директора фирм с просьбой принять их на работу в качестве оператора на определенном направлении".

Однако еще не факт, что передел рынка будет происходить в пользу именно питерского крупняка. По мнению Тамары Халецкой, "рынок в нынешнем сезоне достаточно сложный. И не в последнюю очередь за счет прихода в Петербург крупнейших московских операторов ("Натали Турс", "Дельфин", "Ориент") и турецкого "Бен Тур". Пока со стороны москвичей конкуренции не чувствуется, но, например, турецкая компания поставила в этом году два чартера вместо одного в прошлом".

В этой ситуации туроператоры вынуждены начать думать о консолидации и проведении единой ценовой и "чартерной" политики. Однако если в Москве этот процесс уже идет достаточно давно, то в Петербурге есть только отдельные примеры такого поведения фигурантов туристического рынка. В середине июня между несколькими туроператорами были достигнуты предварительные договоренности по одному из направлений. "В Петербурге не было принято договариваться, - говорит Наталья Лавренева. - И, пожалуй, впервые прошло результативное совещание по консолидации рейсов на Анталью. Решили уменьшить количество самолетов. Пока на один".

Санкт-Петербург



Редакция "Эксперта С-З" планировала приложить к этой статье рейтинг крупных туристических компаний Петербурга ( по основному критерию количества отправленных за границу туристов). Однако из 25 фирм заполнить нашу анкету-письмо согласились 7, а из них только 4 предоставили информацию по количеству туристов. В связи с этим было принято решение не публиковать сводную таблицу с указанием всех параметров оценки деятельности фирм. Мы сожалеем, что заявленный в прошлом номере рейтинг не получился, и выражаем особую благодарность за участие в материале и заполнении анкет следующим компаниям: "Актис", "Аливект Трэвэл", ЗАО "Прима", "Ривьера", ОАО "Совет по туризму и экскурсиям", "Солвекс-Турне", "Фламинго".

«Эксперт Северо-Запад» №12 (41)
«Эксперт» в Telegram
Поставить «Нравится» журналу «Эксперт»
Рекомендуют 94 тыс. человек



    Реклама



    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама