ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Экономика

Второе пришествие немцев

2001

Инвестиционный климат Великого Новгорода привлекает все больше инвесторов, главным образом, немецких

Всредние века Новгород был крупнейшим торговым центром Ганзейского союза. Купцы со всей Европы продавали свои товары под крытыми арками Ярославова Дворища, славя Святого Николая - покровителя мореплавателей и торговцев. Современный купеческий люд вершит свои дела в коридорах Большого дома, осыпая комплиментами предприимчивого губернатора. Сегодня Новгород опять вошел в лексикон многих иноземных языков благодаря потеплению климата, на этот раз инвестиционного.

О созданной в области системе налоговых льгот, которая больше нигде в России не встречается, знают во многих странах. Легальное освобождение без малого от 60% налогов для европейских и американских фирм - манна небесная и одновременно компенсация за риск. А рисковать есть чем: весь иностранный бизнес Новгородчины, созданный с 1994 года, оценивается почти в миллиард немецких марок.

Некоторые экономисты считают, что инвестиционная привлекательность региона - дело прошлое, другие готовы взять новгородский путь развития как эталонный для всей России. Поговаривают, что и президент Путин склоняется к выбору именно этой модели. Подтверждением привлекательности новгородского опыта служит тот факт, что около 60 областей страны запросили новгородские инвестиционные законы и акты для изучения. Но в стране изменения запаздывают, так что Новгородская область по-прежнему входит в тройку наиболее привлекательных регионов и продолжает оставаться центром российского свободного предпринимательства. Одним из основных инвесторов в новгородскую экономику стала Германия.

С 1994 года в Новгородском регионе открылось 19 предприятий с участием немецкого капитала. Самый крупный проект - открытое в Чудово фирмой "Pfleiderer" производство изоляционных материалов. Сумма инвестиций этой компании составила почти 13 млн немецких марок. Но наиболее распространенная сфера деятельности немецких предприятий - автомобильная.

Пионер - всем пример

Вице-президент торгово-промышленной палаты Восточной Вестфалии из Билефельда и совладелец концерна Sommer Fahrzeugbau GmbH& Co. KG Герберт Зоммер был первым из 160 иностранных инвесторов, которые стали работать в Новгороде. Созданная еще в 1992 году в Новгороде дочерняя фирма "Новтрак", специализирующаяся на выпуске полуприцепов для седельных тягачей, процветает: сегодня здесь работа идет в три смены; фирма уже окупила первые вложенные 2 млн немецких марок. Через семь лет обороты "Новтрака" должны достичь 10 млн марок.

Сегодня предприятие готовится к грандиозной перестройке. Уже готов проект расширения территории и переноса ряда цехов. До сентября эта работа должна быть завершена - будут установлены быстросборные модульные цеха. "Постоянно растет количество заказов, - рассказывает генеральный директор ЗАО "Новтрак" Андрей Комов, - сегодня мы уже полностью обеспечили себя работой до конца года, в июле будем принимать заказы на следующий. Приходится даже извиняться перед клиентами, но наши сегодняшние мощности работают на максимуме".

За 2000 год объемы производства "Новтрака" выросли на 170%. Возможно, это произошло из-за политики предприятия, которое, чтобы не потерять внутренний рынок после кризиса, ввело лизинг на свою продукцию в России. По оценке Герберта Зоммера, потребность предприятий нашей страны в прицепной технике достигает 10 тысяч штук в год.

Одним из заказчиков фирмы "Новтрак" является новгородское предприятие с немецким капиталом СП "НБИ Транспорт Сервис". Оно появилось в Новгороде в 1992 году как маленькая экспедиторская структура. Сегодня это одно из крупных российских предприятий-автоперевозчиков: 80 грузовиков, больше половины которых - современные магистральные автопоезда, работающие на международных линиях. 50% акций предприятия принадлежит фирме Wilhelm Vasmel GmbH из Билефельда. Прибыль идет на развитие СП. В предприятие вложено более 2 млн немецких марок, и сегодня оно дает работу 150 новгородцам.

Но если эти предприятия являются "старожилами" на новгородской земле, то фирмы Benteler и DaimlerChrysler AG обосновались недавно.

На Северо-Запад!

Последовав примеру (и совету) Герберта Зоммера, на Новгородчину пришли и другие инвесторы из Германии. К примеру, компанияBenteler организовала ООО "Бентелер Автотехника Новгород".

Вообще Benteler в России известна давно - как поставщик труб для газо- и нефтепроводов, станков и производственных линий. Это огромный мировой холдинг, в состав которого входит несколько самостоятельных производств. С конца 70-х годов доминирует автотехника: системы подвески, выхлопа и т п. Она занимает большую часть оборота фирмы, в этой сфере занято 17 тысяч человек. Уже три года 14 из них работают в новгородском бюро.

"Никто из руководства нашей фирмы не ожидал такой успешной работы, - рассказывает заместитель директора по техническим вопросам ООО "Бентелер Автотехника Новгород" Максим Иванов, - ведь мы пришли в Россию в кризисном 1998 году. Тогда планировали поставить завод, потому что были большие объемы - в Питере готовился открыться "Форд", в Москве - "Рено" и "Фольксваген". Но специалисты по подбору площадки для нового производства приехали 19 августа". После разразившегося дефолта строительство завода было решено отодвинуть и открыть лишь конструкторское бюро и отдел маркетинга, которые будет налаживать контакты и прорабатывать рынок. Через три года стратегия концерна не изменилась - идти в Россию за своими клиентами.

"Сегодня мы переориентировались на российские автомобильные заводы, в частности, на "АвтоВАЗ". Несколько месяцев ведем активные переговоры с руководством, отправляли даже делегацию "ВАЗа" в Германию, чтобы оценили наши заводы. Но объемы заказа нас пока не устраивают", - продолжает Максим Иванов. Именно портфель с хорошим российским заказом станет отправной точкой для строительства в Великом Новгороде завода Benteler, хотя он может быть построен и для реэкспорта. А пока успешно развивается первый в истории концерна опыт, когда конструкторское бюро работает автономно. И мало кто знает, что выхлопные системы или узлы подвески легковых автомобилей известных автогигантов разработаны в маленьком новгородском бюро.

В августе прошлого года всемирно известная компания DaimlerChrysler AG, производитель автомобилей "Мерседес-Бенц", вместе со своей дочерней фирмой ЗАО "Даймлер-Крайслер Автомобили РУС" открыла в Великом Новгороде первый в России официальный центр продажи подержанных автомобилей "Мерседес-Бенц". На днях будет подписан контракт о создании еще и сервисного центра для тягачей "Мерседес-Бенц", который будет единственным между Москвой и Петербургом. Первый центр, по продажам, разместился прямо на территории ЗАО "Новтрак", и именно концерн Sommer обратился с этой идеей к руководству фирмы.

"Мы сумели доказать, что на Северо-Западе есть емкий рынок. Компания проверила эту информацию и выразила желание работать здесь и в тандеме с нами, - рассказывает Андрей Комов. - Тем более, что мы уже наработали опыт в таможенном оформлении и решении организационных вопросов. У нас общие клиенты: кому нужен полуприцеп, нужен и тягач".

Замыкая круг

Сегодня немецкие предприятия на Новгородчине сами заинтересованы, чтобы на российский рынок пришли их компаньоны. И они пытаются создать для этого все условия. В интересах "Новтрака", по словам Андрея Комова, замкнуть круг, чтобы предприятие могло работать без пересечения таможенных границ. А для этого всем поставщикам нужно открыть производство в России, ведь большая часть комплектующих для "новтраковских" прицепов приходит из Германии - оси, пневматика, фурнитура. Но один "Новтрак" не сможет загрузить мощности этих заводов, поэтому сегодня маркетологи предприятия разрабатывают планы, а менеджеры ищут партнеров среди российских потенциальных клиентов.

Уже готовы аргументационный пакет и исследование по рынкам для привлечения инвестиций под строительство в Новгороде завода по оцинковке металлических конструкций. Для "Новтрака" такой процесс жизненно необходим, но нужно еще несколько крупных заказчиков, таких, например, как Октябрьская железная дорога. А вот с фирмой Roland - крупнейшим в Европе производителем тентов для автопоездов - уже договорились. В ближайшее время она начинает работать, и тоже на территории "Новтрака".

История доктора Эткера и мистера Зоммера

После реконструкции цехов "Новтрака" в одном из них разместится стартовое производство компании Dr. Oetker, крупнейшего европейского производителя продуктов, в частности, замороженной пиццы. Компания Dr. Oetker - это целая империя, одна из богатейших в Европе. Ей принадлежит 70% торгового флота Германии, сеть шикарных отелей и пивоваренных компаний, пищевые заводы по всему миру.

Намереваясь открыть свой бизнес в Великом Новгороде, фирма ведет сейчас активную проработку рынка потенциальных поставщиков для производства замороженной пиццы, в котором ей опять помогает "Sommer-Новтрак". От компании получен полный перечень с требованиями по содержанию и размерам порций пиццы. Менеджеры "Новтрака" заняты поисками подходящей "овощерезки" промышленного масштаба.

Открыв цех, Dr. Oetker предпримет на нашем рынке агрессивный маркетинг, и если его результаты обнадежат - построит большое предприятие. Эта технология уже отработана компанией во многих странах. Последней была Болгария, там сейчас идет строительство завода. Первоначально планировалось строить через два года, но показатели рынка внесли коррективы, передвинув сроки строительства на полтора года вперед.

А в Новгороде пока подписан контракт, подготовлена документация на реконструкцию помещения, рассчитан персонал автоматической линии - 30 человек. Стоимость первого этапа оценивается в три миллиона марок.

А ты записался инвестором?

О роли Великого Новгорода в бизнесе немецкого Билефельда говорит то, что в местной Торгово-промышленной палате существует должность "Доверенное лицо ТПП Восточной Вестфалии по вопросам Новгорода". Занимает ее уже знакомый нам Герберт Зоммер. Во время последнего визита делегации бизнесменов и чиновников из Билефельда он оптимистично заявил: "Я думаю, что в ближайшее время большой российский рынок придет в движение, и поэтому уже сегодня необходимо обеспечить себе место в первом ряду, которое со временем будет стоить гораздо дороже. Именно это я советую нашим бизнесменам". Очередные немецкие предприниматели сегодня пока только знакомятся с экономикой области и с жизнью немецких фирм в России, хотя завтра могут сами пополнить ряды инвесторов, прислушавшись к советам первопроходцев.

Великий Новгород

«Эксперт Северо-Запад» №12 (41)
«Эксперт» в Telegram
Поставить «Нравится» журналу «Эксперт»
Рекомендуют 94 тыс. человек



    Реклама



    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама