Отдайте их нам!

Тема недели
Москва, 16.07.2001
«Эксперт Северо-Запад» №13 (42)
Бизнес строит собственную систему профессионального обучения

Деградация отечественной профессионально-технической подготовки началась еще лет двадцать назад - по мере углубления застоя в промышленности. ПТУ стали непрестижным местом учебы, куда поступали самые бесталанные, социально "трудные" подростки. С наступлением рынка эта система развалилась окончательно. Хотя большая часть бывших ПТУ (теперь это профессиональные училища и лицеи) сохранена - в Петербурге, например, их закрылось только примерно 40 из 124, - готовить квалифицированные кадры самостоятельно они не в состоянии. Последние деньги на обновление станочного парка поступали в 1992 году, преподаватели и мастера ввиду низкой зарплаты уходят - лишь за 2000 год, по словам начальника отдела профессионального образования комитета по образованию Петербурга Юрия Базеева, уволились 860 человек. Стипендию ученикам государство не платит; здания училищ годами остаются без ремонта.

Бизнес обнаружил отсутствие квалифицированных людей на рынке труда (особенно молодых) только после кризиса 1998 года: до того из-за снижения темпов производства новые кадры были не нужны. Как отмечает президент петербургского завода резиновой обуви "Треугольник" Сергей Кушнаренко, "коллективы предприятий угрожающе стареют - поколение опытных работников не получает пополнения". От безвыходности крупные компании вернулись к забытой практике шефства над ПТУ, а следующим шагом, вероятно, станет их приватизация. В текущем году ряд предприятий заявили о желании стать учредителями училищ и, скорее всего, государство им эту возможность предоставит. Решая кадровые проблемы, компании поднимаются и выше ступени ПТУ: "осваивают" колледжи - бывшие техникумы, - а также отраслевые вузы.

Частично-платное образование

Многие крупные компании стали работать с теми учреждениями профподготовки, над которыми шефствовали в советское время и от которых избавились (передали в полное ведение государства) в начале 1990-х годов. По выражению директора по кадрам ОАО "Электросила" Виктора Куншенко, "мы пришли в бывшие свои лицей и колледж с повинной головой: без вас, говорим, развиваться не можем". Следующим после извинений шагом стало заключение с учебными заведениями долгосрочных договоров. "Например, по нашему договору с училищем N43, - рассказывает заместитель начальника управления по персоналу Ленинградского металлического завода (ЛМЗ) Вячеслав Золотарев, - оно обязуется подготовить предприятию 60 человек - сварщиков, станочников, слесарей, - а предприятие, в свою очередь, обязуется их трудоустроить". Такого рода договоров в Петербурге подписано более десятка, и они позволяют решить существенную проблему профобразования - сколько людей и каким специальностям надо учить. Другие важнейшие проблемы - качественная и финансовая - решаются намного сложнее. Чтобы получить качественного работника, способного обслуживать данное конкретное производство, компания должна контролировать весь процесс его обучения. Однако возможности контроля сильно ограничены: "Государственный образовательный стандарт, - подчеркивает начальник управления по персоналу череповецкого ОАО "Северсталь" Григорий Махов, - не позволяет активно вмешиваться в учебные программы".

Бизнес нашел выход в том, чтобы ученики как можно меньше находились в классах и быстрее попадали в зону его влияния - на производственное обучение и практику. Так, "Электросила" платит серьезные надбавки к государственным окладам мастеров "своего" Энергомашиностроительного лицея - не всех, однако, а только тех, кто уже вывел подопечных в цеха предприятия (так стимулируется быстрота предварительной подготовки). Второе условие получения мастером надбавки - положительная рекомендация в адрес его учеников со стороны начальника цеха. "Теперь у мастеров, наконец, появился стимул учиться, повышать квалификацию. Мы уже даже подумываем о том, чтобы отсеивать мастеров - оставлять в лицее только лучших", - говорит заместитель директор лицея Виктор Скоробогатов. Аналогично действует ОАО "Ижорские заводы": дает премии мастерам подшефного ИППЛ (Ижорского профессионального промышленного лицея) на основе отзывов мастеров предприятия и сокращает процесс теоретического обучения. Сейчас ученики в группах, сформированных по его инициативе, получают "корочки" станочников за 5 месяцев, в то время как обычный цикл подготовки в лицее растянут на три года. Чтобы навыки усваивались не только быстро, но и хорошо, компания выделяет будущим кадрам стипендию в размере 2 тыс. рублей.

Заметим, что формально подготовка кадров остается бесплатной - указанные поощрения мастеров и учеников, а также регулярные отчисления компаний на ремонт крыш, туалетов, фасадов учреждений профобразования, именуются спонсорской помощью, "участием в развитии инфраструктуры" и так далее. Но при этом многие подшефные любезно представляют компаниям расчеты стоимости обучения - тем самым подсказывают желаемые размеры помощи. "По калькуляции колледжа, с которым у нас заключен договор о подготовке двадцати специалистов, нам надо бы платить порядка пятидесяти тысяч рублей за человека, - говорит Сергей Кушнаренко. - Мы пока перечисляем колледжу значительно меньше денег, но стремимся к этой сумме постепенно приближаться". Рамки спонсорства "Ижорских заводов" определены уже совсем конкретно: "Рассчитываемся с лицеем за рабочих, прошедших трехлетнее обучение, по факту их оформления на предприятие, - сообщает начальник бюро по работе с молодыми специалистами ОАО Алла Маслякова. - Так, в текущем году должны перечислить - деньгами или материалами для мастерских, ремонта помещений - 400 тысяч рублей, из расчета около 6 тысяч рублей за одного полученного нами выпускника". Как она пояснила, "это частичная оплата обучения: о полной речи не идет, поскольку лицей находится на государственном финансировании".

Ключевой вопрос

Есть предприятия, готовые и полностью оплачивать расходы училищ, но при одном немаловажном условии: должен быть решен вопрос собственности. Нелогично брать на себя содержание чужих, принадлежащих государству, заведений. Первой компанией, поднявшей этот вопрос, стала "Электросила": в текущем году она заявила о желании стать соучредителем подшефного лицея. Предприятие хочет иметь в учебном заведении как минимум 50-процентную долю собственности, "а если город отдаст больше - с удовольствием возьмем, - говорит Виктор Куншенко. - Пусть он оценит, сколько стоит доля, и мы ее выкупим". По словам представителя завода, губернатор Петербурга Владимир Яковлев идею соучредительства активно поддержал, "поскольку хорошо знает, что городу трудно содержать учреждения профподготовки в достойном виде".

Правда, как сказал корреспонденту "Эксперта С-З" Юрий Базеев, для реализации таких проектов есть серьезное препятствие: по Указу президента никакие юридические лица не могут выступать соучредителями государственных учебных заведений. "Мы сейчас, общаясь с федеральными органами власти, пробуем найти юридические пути решения проблемы, но сколько это займет времени - неизвестно". Однако, в лицее почему-то уверены, что "юридические пути" будут найдены быстро: "Надеемся уже с начала учебного года работать в новом режиме". Стать учредителем профессионального училища намеревается и ЛМЗ - "видимо, на паях с другими предприятиями, - отмечает Вячеслав Золотарев, - и с городом". По его словам, "если удастся добиться согласия всех заинтересованных сторон, то эти планы осуществятся до конца текущего года".

Некоторые компании нашли другой путь: создавать новые учреждения профобразования. Так, "Треугольник" набрал группы ребят, которые учатся на предприятии, по выражению Сергея Кушнаренко, "в режиме ПТУ". Следующим шагом станет организация на базе Дома техники завода полноценного профессионального училища. Как отмечает Кушнаренко, "оно будет не только нашим, но - отраслевым: мы создаем его совместно с ломоносовским заводом "Рассвет", "Петрошиной", "Форумом", "Роксом", другими "резиновыми" предприятиями". Президент "Треугольника" надеется, что "мощная богатая резиновая компания, которой мы со временем станем, будет иметь собственные учреждения всех ступеней образования - не только средне-технического, но и высшего"... Именно такой, собственный, вуз организует сейчас ОАО "Северсталь".

Свои университеты

Помимо дефицита квалифицированных рабочих, предприятия испытывают нехватку грамотных инженеров, конструкторов, производственных менеджеров. По оценке Григория Махова, "выпускники российских технических вузов имеют хорошую теоретическую, но недостаточную практическую подготовку. Их знания плохо адаптированы к современному сложному производству". Желая получить "адаптированных" сотрудников, которых не придется потом лет пять доучивать на производстве, бизнес стал работать с отраслевыми вузами примерно по тем же схемам, что и с ПТУ: заключает договоры о подготовке кадров, контролирует, по возможности, учебный процесс, поправляет материальную базу институтов и финансовое положение студентов.

"Северсталь" организует для череповецких школьников экзамены в ведущие российские вузы прямо в городе: экзаменационные комиссии выезжают туда по ее приглашению. Абитуриенты, не прошедшие по конкурсу, учатся в платных группах за счет средств холдинга. Договора, заключенные "Северсталью" с Московским институтом стали и сплавов, Санкт-Петербургским техническим университетом и Череповецким госуниверситетом, предусматривают возможность корректировки учебных программ в интересах предприятия. Кроме того, холдинг дополняет эти программы - заказывает дополнительные курсы по нужным ему направлениям. Стимулируя усилия студентов, "Северсталь" ввела систему дифференцированных стипендий - в зависимости от успеваемости платит молодым людям от 100 до 1000 рублей в месяц.

По инициативе "Ижорских заводов" факультет атомного энергомашиностроения Петербургского института машиностроения и металлургический факультет Северо-Западного политехнического института открыты прямо на территории предприятия. Студенты этих ВУЗов еще во время учебы получают на заводе штатные должности: сперва работают, к примеру, станочниками, затем - технологами. "Ребят, которые по каким-либо причинам после выпуска не остаются у нас, - отмечает Алла Маслякова, - очень любят на других предприятиях, поскольку они знают все этапы производственного процесса". Впрочем, готовить специалистов для других компаний не слишком приятно, поэтому "Ижорские заводы" ввели практику заключения со студентами договоров, которые обязывают их отработать на предприятии несколько лет после выпуска.

На молодых людей, подписавших договор, компания тратит не только силы, но и деньги - выделяет стипендии в размере 200-300 рублей. Кроме того, для самых лучших существуют так называемые "ижорские" стипендии, составляющие порядка 800 рублей. Завод практикует доплаты своим сотрудникам, работающим с будущими кадрами. Зато если подготовленный специалист желает нарушить договор и покинуть "Ижорские заводы" - он должен возместить стоимость обучения. Считая сотрудничество с государственными вузами важным, но не достаточным для развития предприятий, промышленники приступили к созданию собственных высших учебных заведений. "Ижорские заводы" организовали Школу бизнеса, где их специалисты получают экономическое образование.

У "Северстали" имеется учебный центр, осуществляющий подготовку по международному стандарту MBA (Master of Business Administration), а в данный момент холдинг организует свой Корпоративный университет.

Проект университета уже разработан, и этим летом ОАО начинает его осуществлять. Как говорит Григорий Махов, университет сможет передавать "новые знания, которые накоплены зарубежными и российскими промышленными компаниями, и по которым еще не написаны книги". В том числе будет обобщен и транслирован опыт предприятий, входящих в холдинг "Северстали". Как планирует акционерное общество, университет, возможно, получит государственную аккредитацию, и в его работе примет участие "целый ряд российских вузов, а также зарубежные университеты"... Таким образом, теоретическая база государственной системы образования и практическая - бизнеса будут совмещены.

Санкт-Петербург

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №13 (42) 16 июля 2001
    Реформа образования
    Содержание:
    Школьный дефолт

    Цена "бесплатного" образования

    Спецвыпуск
    Реклама