Театральные ходоки

Культура
Москва, 16.07.2001
«Эксперт Северо-Запад» №13 (42)

В Петербурге прошла массивная конференция "Театр, общество, государство на пути к социальному партнерству". 28 мая она началась в Екатеринбурге и через Новосибирск, Хабаровск, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Воронеж докатилась до нас. Катилась она месяц. В петербургском отделении Союза театральных деятелей России подвели итоги.

Представители министерства культуры, Союза театральных деятелей во главе с его председателем Александром Калягиным и правительства Петербурга собрались в президиуме. Вступительную речь держал губернатор Владимир Яковлев, который объявил, что не желает вмешиваться во внутреннюю жизнь театров, предпочитая поддерживать их со стороны. Но главные проблемы - как раз внутренние. Например. В России 539 государственных театров. Чтобы они могли полноценно работать, нужны 42 тысячи человек актеров и творческого персонала. На данный момент общий творческий штат всех театров составляет около 21 тысячи человек, то есть ровно половину от потребного. А это значит, увы, что у нас нет художественного потенциала. Это лишь одна из сторон грянувшего театрального кризиса, который констатировала конференция. Она же предложила лекарственный список.

Во-первых, средства театрам должны отпускаться не по смете, т. е. не на каждое отдельное мероприятие, а на целую масштабную программу, четко ориентированную как на творческих работников, так и на зрителей. Во-вторых, стоит задуматься о методах стимулирования частных вложений - к ощутимым налоговым льготам (которых нет) прибавить систему соучредительства (которой тоже нет). В третьих, поддержать творческих работников системой фондов: пенсионного, жилищного. И, конечно же, не обойтись без Закона о театре, который в конце концов определил бы права членов СТД РФ. Цель всех этих преобразований одна: в коммерческую эпоху сохранить творческую личность - такое же национальное достояние, как шедевр живописи или музыки. "Социальное партнерство предполагает ответственность государства (на всех уровнях вертикали власти) прежде всего перед талантом - носителем новых художественных или организационно-творческих идей", - сказано в проекте обращения.

Отдельную тему конференции составили проблемы ущемленного зрителя. Самая серьезная из них - паралич гастрольной жизни, невозможной без государственной поддержки. Именно на решение этого непраздного вопроса ориентирован проект любимого детища СТД РФ: "Спектакли-лауреаты "Золотой маски" в городах России". Его представил сам Александр Калягин. Стране покажут главных героев прошедшего сезона. Что особенно актуально, поскольку награды "Маски" обычно делят Москва и Петербург. В прошлом году лауреатов возили в Новосибирск и Иркутск, в этом - в Нижний Новгород и Самару. Отдельная программа, составленная преимущественно из москвичей, будет показана в Питере.

На самом деле вся эта многотрудная и многословная конференция является генеральной репетицией осеннего съезда Союза театральных деятелей РФ - самого многочисленного творческого союза России. Ее производственный результат весьма позабавил бы цивилизованный мир: поговорив и помечтав, театральные деятели в спецобращении попросили государство выполнять хотя бы ранее принятые законы и соблюдать контрактные обязательства перед партнерами. Просьба, увы, оправдана горьким опытом. Ведь с 1992 года, когда был принят действующий ныне Закон о культуре, эта самая культура ни разу не получила того минимального процента бюджетных средств, который обозначен в документе как обязательный. Перед съездом председатель СТД РФ Александр Калягин встретится с президентом Путиным. Тогда, вероятно, он и обнародует главные тезисы, выработанные театральными заседателями.

Санкт-Петербург

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №13 (42) 16 июля 2001
    Реформа образования
    Содержание:
    Школьный дефолт

    Цена "бесплатного" образования

    Спецвыпуск
    Реклама