Деградация этноса

Общество
Москва, 16.07.2001
«Эксперт Северо-Запад» №13 (42)
Через 10-20 лет карелы и вепсы могут исчезнуть с этнической карты России

Из всех этнических групп Карелии карелы и вепсы как этносы наиболее уязвимы. Хотя степень деградации (старения и ассимиляции) этих двух этносов в республике не всегда наибольшая, но в отличие от других основных этнических групп (русских, финнов, украинцев и белорусов) она в значительной мере определяет их судьбу, поскольку мало где еще в мире карелы и вепсы живут компактно и сохраняют свою этническую идентичность.

Вепсы стареют быстрее всех

Основная тенденция демографического развития Карелии в 1990-е годы - старение населения. Согласно демографическим стандартам ООН, население считается старым, если доля лиц 60 лет и старше составляет 12% и выше по отношению ко всему населению. В 1989 году финны и вепсы более чем вдвое перекрыли этот стандарт, недалеко от них ушли и карелы. То есть коренные малочисленные народы республики - старые в квадрате. Украинцы и белорусы в 1980-е годы также перешагнули этот рубеж.

Доля детей (0-14 лет) у всех, кроме русских, уступает доле стариков, при этом поколение дедушек и бабушек у вепсов и финнов почти втрое превышает по численности поколение своих внуков. Только русские продолжали сохранять сравнительно молодую половозрастную структуру населения - доля детей у них почти втрое превышала долю стариков. Однако их возрастно-половая пирамида в конце 1980-х годов приобрела очертания "колокола", символизирующего так называемый стационарный тип воспроизводства.

Динамика среднего возраста наглядно подтверждает тенденцию "ускоренного" старения коренных малочисленных народов и национальных меньшинств. За 30 межпереписных лет русские постарели на 5,5 лет, в то время как карелы, вепсы и финны - на 10-12 лет. В 1990-е годы темпы их старения продолжали оставаться высокими, что хорошо видно на примере вепсов.

К концу 1990-х годов демографическая ситуация у вепсов резко ухудшается. В 1994 году (последний год, когда в материалах текущей статистики Госкомстат Карелии выделял вепсов на территории их традиционного проживания) коэффициент рождаемости по республике составлял 8,6%, в Вепсской национальной волости - 5%, среди вепсов - 4,6%. Коэффициент смертности - соответственно 16,8%, 23% и 31,3%. Смертность среди вепсов почти вдвое превышает общереспубликанский показатель.

На протяжении всех 1990-х годов в Вепсской национальной волости рождаемость была заметно ниже, а смертность - стабильно выше, чем в целом по республике. В итоге за 10 лет сократилась как общая численность населения волости, так и численность вепсов. Одновременно резко увеличивается доля людей старше трудоспособного возраста: в 1996 году она составляла почти 40%. Похожая ситуация у финнов и карелов.

Уменьшается и численность потенциальных матерей. Например, в 1989 году возрастная группа девушек (10-14 лет) у карелов, вепсов и финнов была в два-три раза меньше, чем возрастные группы их матерей (30-34 и 35-39 лет). В 1999 году эти девушки перешли в возрастную группу 20-24 года - активный брачный возраст, на который приходится основная часть всех рождений (44-41% в 1995-98 годах). Сейчас, когда женщина в Карелии рожает в среднем чуть более одного ребенка (суммарный коэффициент рождаемости последних лет составляет 1,21-1,13 и имеет тенденцию к снижению), даже простое воспроизводство этноса затруднено.

Ассимиляционный бум

Сокращение численности этноса происходит и в результате ассимиляции. Под ассимиляцией понимается вид объединительных этнических процессов, при которых этнос или часть этноса, попав под влияние другого этноса и пройдя стадию маргинальности, сливается с ним и утрачивает свое этническое самосознание. Ассимиляция обусловлена численным или социокультурным неравенством этносов, вызванным как естественными причинами (интернационализация жизни, рост смешанных браков), так и целенаправленной политикой государства.

В Карелии доля национально-смешанных семей одна из самых высоких в России - 36%, в том числе на селе - 42% (1989 год). Межнациональный брак давно уже стал массовым явлением. В 1980-90-е годы каждые три из четырех браков, заключаемых карельской молодежью, были межнациональными; у белорусов, украинцев, финнов и вепсов - каждые 9 из 10. При этом средний размер национально-смешанных семей в Карелии в последние 30 лет всегда был выше, чем однонациональных, и составлял 3,3 человека.

Об этом же говорят и данные о родившихся. В 1998 году у родивших карелок супруг другой национальности был в 76% случаев, у белорусок - 85%, у украинок - 93%, у финок - 90%, у вепсянок - 87%. (у двух последних данные 1996 года). У русских, для сравнения, - 27%. Во всех этнических группах превалируют браки с русскими и детей от смешанных браков чаще всего записывают русскими (это нередко происходит и в смешанных семьях, где вообще нет русских, и даже в однонациональных карельских). Вследствие этих причин этнические различия в уровне рождаемости, еще имевшие место в 1970-80-е годы, сейчас практически не влияют на численность этносов.

В результате действия всех факторов русские до недавнего времени оставались единственной этнической группой, имевшей расширенное воспроизводство, а численность карелов и всех остальных национальных меньшинств неуклонно снижалась. Это явилось закономерным следствием курса на слияние наций, особенно активно проводившегося государством в 1970-е годы. На протяжении последних десятилетий карел (да и вепс) видел, как культура его народа, национальные традиции и обычаи, символы постепенно исчезали из повседневной жизни. Говорить на своем языке, к тому же бесписьменном, становилось непрестижным. Свою роль сыграла также ликвидация неперспективных деревень, разрушившая этнокультурную среду.

В результате возникала социальная апатия и безразличие к собственной этнической судьбе. Но если сокращение численности белорусов, украинцев и финнов в Карелии не ведет к исчезновению их как этнических единиц (есть Белоруссия, Украина и Финляндия), то дальнейшая судьба карелов и вепсов в этом плане гораздо более драматична. Между тем, в Карелии проживает половина всех вепсов и более половины всех карелов, какие есть в мире. И именно Карелия несет ответственность перед мировым сообществом за сохранение самобытной карельской и вепсской культуры и ее носителей - карелов и вепсов как уникальных этносов мирового сообщества.

Как сохранить этнос?

Семья как первичная этническая микроячейка свою функцию воспроизводства этнокультурной специфики и ее носителей для большей части коренных малочисленных народов Карелии в полной мере выполнять уже не способна. Поэтому повышается значимость этнокультурной среды в целом и роль общественных институтов, таких как школа, детские дошкольные учреждения, средства массовой информации, в частности.

Главную роль в поддержании этнической идентичности сейчас играет система этнических ценностей: этническая символика, мифология, традиции и обычаи, праздники и т. п. В первую очередь, конечно, родной язык, интерес к своим историческим корням, наличие собственной государственности, стремление к консолидации. Поэтому психологически очень важно, что в Конституции Карелии отражена национальная специфика республики и историческая роль карельского народа в образовании современной государственности, решен вопрос об участии государствообразующего этноса во властных структурах, принят закон о языках, позволяющий существенно расширить функциональную сферу карельского языка, происходит становление национальной школы и т. п.

В то же время меры, принимаемые в этом плане правительством в рамках социально-экономического развития республики, для коренных малочисленных народов недостаточны. Требуются дополнительные специфические мероприятия, проводимые в рамках национальной политики, предусматривающие создание реальных условий для функционирования родного языка и национальной культуры, воссоздание механизма межпоколенной преемственности этнокультурных ценностей на уровне семьи, среды и общества в целом, а также сглаживающие негативные последствия насильственной ассимиляции и исключающие ее проведение в будущем.

Необходимо подготовить республиканскую программу национального развития и межнационального сотрудничества народов Карелии, предусматривающую восстановление и сохранение этнокультурной среды в местах компактного проживания коренных малочисленных народов (карелов и вепсов), включая поддержку и развитие языков и культуры, а также традиционного жизненного уклада этих народов в соответствии с международными нормами и принципами. И делать это надо быстро, потому что через 10-20 лет будет уже поздно.

Петрозаводск

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №13 (42) 16 июля 2001
    Реформа образования
    Содержание:
    Школьный дефолт

    Цена "бесплатного" образования

    Спецвыпуск
    Реклама