ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Чуда не будет

2001

Из-за своей негибкости областные производители овощей теряют позиции на питерском рынке

В этом году доля привозной продукции на петербургском рынке овощей выросла на 10-20% и, по оценкам специалистов, составляет сейчас от 20 до 50% всего объема продаж. Местным производителям становится все трудней сбывать свою продукцию, а некоторые овощные культуры и вовсе оказались убыточными.

Без плана

Советская схема обеспечения Ленинграда овощами была жесткой. До мая город обеспечивала "витаминной продукцией" фирма "Лето", потом на прилавки поступали тепличные овощи пригородных хозяйств. В августе завозилась продукция из южных областей, а осенью шел собранный с областных полей урожай, часть которого закладывалась на зимнее хранение. При такой системе овощей городу постоянно не хватало (особенно зимой и ранней весной), да и те, что поступали, по меркам цивилизованных стран годились разве что на корм скоту. Но большего российский социализм дать не мог.

"Сегодня овощной рынок стихиен и непредсказуем, - считает Виктор Григорьев, заместитель директора СПК "Детскосельский". - Хозяйствам трудно просчитать объемы будущей реализации и цены, по которым они будут продавать. Рынок "сбивают" привозные овощи, которые теперь продаются практически круглогодично". Однако, несмотря на всю неопределенность с конъюнктурой, в крупных областных хозяйствах уверены, что при любых условиях и любом региональном присутствии продадут даже самый высокий урожай. В факте продажи, действительно, можно не сомневаться, поскольку рынок достаточно объемен. Под сомнением - эффективность бизнеса.

Себестоимость растет из года в год, а цены на рынке часто не окупают затраты бывших колхозов и совхозов. В результате выращивание овощей открытого грунта в хозяйствах области часто оказывается убыточным, вследствие чего постоянно сокращаются посевные площади. "Местных "витаминов" в этом году будет меньше, - сетует Виктор Григорьев, - по той простой причине, что их в Ленинградской области не досеяли на 1800 гектарах".

Понятно, что из-за разницы в климатических условиях под Петербургом выращивать овощи труднее, чем на юге. Правда и транспортные издержки здесь меньше. Но сохраняющийся крайне низким уровень механизации (почти все собирается вручную, что увеличивает затраты на 10-20%) не компенсируется даже экономией на транспортных расходах. По словам Александра Трафимова, генерального директора САОЗТ "Ручьи", "в прошлом году в хозяйстве были серьезные проблемы со сбором урожая. Никто не хотел наниматься даже за 12% от стоимости собранной продукции. Теперь сбор механизировали, и ручной труд будет использоваться только на одну треть от прежних объемов. Это дешевле и надежнее".

Издержки нерасторопности

Конкуренция с производителями из других регионов наиболее болезненна в начале лета, когда наши распродают остатки прошлогоднего урожая, и в конце сезона, когда поздний, по меркам южан, урожай в нашем регионе только начинают убирать с полей. В этом году привоз в город свежей капусты сбил цену на рынке с 15-17 рублей до 6-7. То есть капуста старого урожая, оставшаяся в хозяйствах и на базах, стоила вдвое дороже новой, завезенной из Краснодара.

Однако эти потери можно отнести скорее к недополученной прибыли, поскольку большинство петербургских производителей способно хранить у себя урожай только до апреля - начала мая. А плодоовощные базы города, где современные технологии позволяют продлить этот срок до июня - июля, установили непомерные цены за хранение (до 400 долларов за квадратный метр). "В начале мая питерская капуста стоила 7 рублей, а в конце 17, - говорит Виктор Григорьев. - У нас в хранилищах ее уже не было, а на какой-то базе она осталась. Там этой капустой "капусту" и заработали".

Терпят убытки областные хозяйства и из-за непродуманной политики оптовиков. К примеру, осенью 1998 года цена капусты была 2 рубля, а весной 1999 года - 7 рублей. Осенью того же года - 3 рубля. Оптовики, точнее плодоовощные базы, "на радостях" скупили весь урожай у областных производителей. А весной 2000-го цена оказалась в два раза меньше закупочной, поскольку капусты было куплено слишком много, и базы до сих пор рассчитываются с хозяйствами за тот урожай.

Нестабильность рынка овощей приводит к тому, что производители нередко вполне сознательно идут на выращивание убыточных культур. Как признался руководитель одного крупного САОЗТ, "у нас весь огурец убыточен. Но мы его сажаем на всякий случай: вдруг огурец окажется прибыльным, а капуста нет". Вряд ли такой "оригинальный" подход поможет областным хозяйствам удержаться на рынке. Крутиться надо! Понятно, что потребители предпочитают главным образом высококачественные привозные овощи, выращенные под жарким южным солнцем, и не готовы покупать местную продукцию из одного патриотизма. Так что областные производители должны что-то придумывать, чтобы привлечь покупателя. Но даже элементарное снижение цен им удается далеко не всегда и с большим трудом. Неумение торговать и обеспечивать максимально возможное в наших условиях качество продукции - главные пороки местных сельхозпроизводителей. Впрочем, жесткая конкуренция с "чужаками" заставляет их крутиться.

В САОЗТ имени Тельмана пытаются сделать явью давнюю мечту овощеводов - прямые поставки в магазины. Хотя оптовики и закупают большими партиями, но универсамы платят лучше. Сейчас соотношение опт/розница (по схеме "поле-магазин") примерно 50 на 50, но в хозяйстве добиваются 80-процентной доли розничных продаж.

"Привлечь большие магазины и супермаркеты можно только качеством, - утверждает Елена Кондакова, ведущий менеджер по продажам САОЗТ им. Тельмана. - У нас закуплены линии по мойке, фасовке овощей. Продукция после такой доработки не только полностью готова к продаже, но и хорошо выглядит. Универсамы с удовольствием ее берут, несмотря на то, что она дороже на 30-40%. За два года количество расфасованных овощей выросло у нас с 20 до 40%".

В САОЗТ "Лето", чья торговая марка уже давно известна и чью продукцию покупают зачастую просто потому, что знают, работают над ассортиментом. "Большая часть продукции (до 90%) реализуется через оптовиков, - говорит Тамара Лебедева, коммерческий директор САОЗТ "Лето", - но мы постоянно пересматриваем сортовой состав овощей. Не нравятся покупателю баклажаны розового цвета, перестаем их выращивать. Пришелся ко столу короткоплодный огурец - на следующий год посадим, а длинноплодный отправим в Прибалтику, там его только и едят".

Несмотря на то, что в последние годы средний петербуржец явно недоедает овощей и потребляет только 52-55 килограмм вместо положенных 104, запросы части населения возросли. Те, кто выполняет "норму", хотят покупать не только красивую капусту или помидоры, а ищут новые, более дорогие и витаминизированные сорта. Поэтому хозяйства начали работать над повышением качества продукции и расширением ассортимента. В крупных хозяйствах культивируется до 20 наименований овощей.

Чужой среди своих

В вопросе поддержки местного производителя администрации города и области никак не могут договорится. Цены на продукцию нового урожая у местных хозяйств, по данным Комитета по потребительскому рынку, выше, чем в других регионах РФ. Именно по этой причине, как говорят чиновники комитета, Петербург покупает овощи у "чужих".

Александр Трафимов отрицает этот аргумент и намекает на некий "коммерческий интерес" у городских закупщиков. Генеральный директор САОЗТ "Ручьи" упорно призывает власти Петербурга к "конструктивному сотрудничеству". В частности, ссылаясь на опыт Москвы, он настаивает на городском заказе для местных производителей.

Плохой маркетинг, негибкость производственной и сбытовой политики делает многих областных производителей овощей неконкурентоспособными. Вместо бессмысленного "бодания" с городскими властями им следовало бы напрячься - неблагоприятные климатические условия не позволяют делать бизнес "левой ногой". Следовало бы поискать и другие ниши: возможно, активнее выходить на рынки северных областей или осваивать производство консервированных, замороженных овощей, которые сейчас почти на 100% импортируются. Производители же с завидной недальновидностью утверждают, что "обработка стоит очень дорого, а урожай мы свой и так продаем. Пусть и не всегда с прибылью". К чему неизбежно приведет такая нерасчетливость, совершенно понятно. А рядом цветут и пахнут молочные хозяйства - за них даже идет драка между питерскими и московскими молокозаводами. Вот на чем действительно могли бы зарабатывать наши сельчане. Вместо этого они надеются на чудо. Которого не произойдет.

Санкт-Петербург

«Эксперт Северо-Запад» №15 (44)
«Эксперт» в Telegram
Поставить «Нравится» журналу «Эксперт»
Рекомендуют 94 тыс. человек



    Реклама



    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама