Товарищ Волчек показала в Петербурге "Трех товарищей"

Культура
Москва, 24.12.2001
«Эксперт Северо-Запад» №32 (61)
В северной столице прошли гастроли московского театра "Современник"

С тех пор как государство утратило монополию на искусство (в том числе и театральное), большой стиль явно сдал позиции. Специалистам в этой области приходилось бороться за зрителя с так называемым театром малых форм. Последний привлекал подчеркнуто сокровенной интонацией, которая сразу стала модной. Кстати, именно эта доверительность, камерность общения со зрителем, окрещенная недоброжелателями шептательным реализмом, отличала в 60-е годы новорожденный "Современник" - дитя оттепели. Общение на ты с героями-современниками воспринималось как сценический эквивалент демократических идеалов, пробудивших общество от оцепенения сталинских лет. Но не прошло и десяти лет, как стало ясно: истинность или ложность амбиций художников театра может быть проверена только большой формой. Театры вынуждены искать мастеров этого масштаба. С ними до сих пор дефицит. Режиссеры, приобретшие имя и репутацию постановками на малых сценах, активно подались в большие залы и на широкие пространства. Именно в это время хозяйка "Современника" Галина Волчек решила напомнить о себе максимально громогласно.

Шум вокруг готовящейся ею премьеры "Трех товарищей" был поднят изрядный. В многочисленных интервью Волчек провозглашала лозунг "Назад, к идеалам 60-х", объявляя себя едва ли не хранительницей театральной духовности. Параллельно газеты извещали почтеннейшую публику о бюджете спектакля в 75 тысяч долларов, обеспеченном одним из российских банков, системе Dolby Surround, подаренной "Современнику" благотворителем Потаниным, и безвозмездной помощи "АвтоВАЗа" в виде эксклюзивной действующей модели автогибрида "Карла" - гордости мастерской трех товарищей, призрака шоссе.

На премьере в Москве два года назад в зале встретились шестидесятники, которые после многолетнего служения на госноменклатурных постах не прочь были умилиться воспоминаниям юности, а также нынешние культовые персоны: от Ивана Демидова и Валентина Юдашкина до Аллы Пугачевой и Геннадия Хазанова. А уж растроганный Чубайс в шестом ряду собрал больше восторженной прессы, чем иные удачные премьеры. Он был избран бульварной прессой в качестве эффектного примера того, как хорошая беллетристика закрепляет в сердцах добрые чувства. Об актерах - никому не известных вчерашних выпускниках - писали мало. Исключение составляла исполнительница роли Патриции Хольман Чулпан Хаматова, дружно объявленная модной прессой секс-символом новой интеллигенции.

Всей этой столичной бутафории оказалось достаточно, чтобы билеты от 2000 рублей были распроданы в Петербурге. Так что Александринский зал, прежде чем наполниться (благодаря Dolby-системе) звуками предвоенного Берлина, был до отказа набит петербургскими новыми. Все обещанное было предоставлено без обмана, кроме Чулпан (актрису, ожидающую ребенка, заменила Елена Корикова, известная народу по киноработам "Колечко золотое, букет из алых роз" и "Барышня-крестьянка").

А теперь представьте себе фильмы Григория Александрова, в которых пафос служения грядущему коммунизму заменен на едва ли не более назидательную (и невыносимо назойливую) проповедь сусального милования главных персонажей, да еще в исполнении желторотых юнцов, а не могикан уровня Орловой или Столярова. Надо отдать должное питерскому зрителю и его вкусу: после антракта зал опустел наполовину. Те, кто дождался финала, действительно увидели сцену эффектную, но столь вызывающе цитатную, что любые сомнения в истинных идеалах нынешнего "Современника" отпали. На фоне бело-голубых небес буквально парил "Карл", в котором неслись в будущее воскресшие три товарища и Пат. И полсотни человек, населявших пространство спектакля завсегдатаи кабаков, колонны марширующих фашистов с факелами, проститутки на подвесных мостах, циничные бюргеры, не считая настоящей немецкой овчарки из безликой, но агрессивной толпы, толкущейся на сцене абсолютно автономно по отношению к театральному пространству и времени (для Волчек-режиссера эти категории вообще не существуют), разом превратились в бессмысленную массовку. Просто-таки как в фильме "Светлый путь".

У партнеров

    Реклама