ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Культура

Спартак навсегда

2002

Исполнилось 75 лет Юрию Григоровичу - последнему хореографу-ленинградцу, который сумел подчинить своему художественному влиянию балет всей страны

Юбилей Григоровича миновал тихо и незаметно. И переезд в Москву, и скандальное изгнание из Большого театра, и триумфальное возвращение уже стали историей. Как и все, что связано с именем Григоровича: именно благодаря ему русский балет, в ХХ веке отгородившийся от всего мира, даже в изоляции смог остаться одним из лучших. Григорович был центрообразующей фигурой: благодаря ему Россия несколько десятилетий смогла жить без Баланчина, Макмиллана, Бежара и Ноймайера. Поэтому и сейчас, когда со дня его отставки с поста главного балетмейстера главного театра страны прошло уже семь лет, он так и не стал для русского балета вчерашним днем.

Официально его эпоха длилась тридцать лет: будучи главным балетмейстером Большого театра, он с 1964-го по 1995 год обладал безграничной властью и безграничным авторитетом. На самом деле она началась раньше, еще в 1957 году. Ситуация тогда очень напоминала нынешнюю: русский балет жил дивидендами с великого прошлого, изнашивая незаурядные достижения минувших веков. На балет ходили ради великих танцовщиков уходящей эпохи. С имперской непреклонностью молодежь призывали к творчеству, укоряя при этом за неумение оживлять мумии старых спектаклей и не допуская никаких экспериментов. "Каменный цветок" Григоровича пробился на сцену почти случайно - Ленинградскому театру оперы и балета имени Кирова срочно потребовалось залатать репертуарную "прореху". 30-летний хореограф, покончив с эпохой сталинских танцевальных драм, вернул балет - в балет. И началась новая эра...

Однако свой следующий спектакль Григоровичу было позволено поставить только четыре года спустя. И в "Каменном цветке", и в "Легенде о любви" он рассказывал о бескомпромиссных художниках, верных своему идеалу и жертвующих личным счастьем ради блага человечества, заклиная: "О, были б только помыслы чисты!". Молодежь 60-х уезжала на Братскую ГЭС, а балетные герои Григоровича - уральский мастер Данила и восточный художник Ферхад с молотком в руках - уходили в горы: один - в поисках прекрасного каменного цветка, другой - чтобы найти воду для умирающего от жажды народа.

Из Ленинграда Григоровича фактически выжили, но и москвичом он не стал, хотя своим последним взлетом в ХХ веке московский балет обязан именно ему. В "Спартаке" Григорович попытался рассказать, как мучительно трудно сохранить верность идеалам и как одинок человек, сохраняющий веру в идею. Танцовщики услышали в нем лишь музыку революции. Когда же Григорович в 1975 году поставил "Ивана Грозного" - драму о том, что жизнь сильнее чистоты помыслов, а власть ломает наделенного ею, от хореографа отвернулись многие сверстники. Шестидесятники, устало державшиеся за уже рассыпавшиеся идеалы, провозгласили: Григорович пошел на службу власти. Разбираться в том, что он при этом создал собственную форму балетного спектакля, у интеллектуалов желания не было.

Сам Григорович, обвиненный в диктаторских замашках и полной творческой анемии, покидал Большой театр человеком без будущего. Мало кто сомневался в том, что для русского балета он превратился в отыгранную фигуру. Но прошло шесть лет, и он вернулся победителем. Не потому, что он ставит по всему миру и создает театры в Уфе и Краснодаре с репертуаром, сформированным "из Григоровича". И даже не потому, что его вновь ждут в Парижской Опере для возобновления "Ивана Грозного". В русском балете по-прежнему нет личности подобного масштаба. А спектакли Григоровича - жестко срежиссированные масштабные балеты-притчи, утверждающие танец как философское искусство, - до сих пор определяют сознание и русского танцовщика, и русского балетомана.

«Эксперт Северо-Запад» №3 (64)
«Эксперт» в Telegram
Поставить «Нравится» журналу «Эксперт»
Рекомендуют 94 тыс. человек



    Реклама



    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама