Хе-хе, хрюндель

Культура
Москва, 04.02.2002
«Эксперт Северо-Запад» №5 (66)
Петербургский мультипликатор Олег Куваев создает культовый персонаж

Если, придя однажды утром на работу, вы обнаружили, что ваши подчиненные объясняются между собой кукольными голосами, часто повторяя слово "хрюндель" и глупо при этом хихикая - это означает, что до вашего офиса добралась Масяня.

Петербургский стиль

Масяня - героиня самого популярного в стране сетевого мультсериала, проживающего на сайте Mult.ru. Ее популярность возникла ниоткуда: сын инженера рассказал о ней в школе сыну программиста, тот показал сайт родителям, те кинули ссылку в корпоративную рассылку, из офиса в офис помчались сообщения по ICQ. Масяня родилась осенью прошлого года. Три месяца спустя ее ежедневно смотрят более тринадцати тысяч человек - это еще не Lenta.ru, но уже почти Strana.ru. Медленно, но верно Масяня превращается в такой же устойчивый культурный бренд и символ Петербурга, как митьки. Только в отличие от митьков ее не рекламировал Гребенщиков и о ней не писали газеты.

Все мультфильмы про Масяню от начала и до конца делает один-единственный человек - петербургский художник Олег Куваев. С виду Куваев ничем не напоминает ни созданную им бойкую девицу, ни ее туповатого бойфренда: это солидный, не слишком худой человек с серьгой в ухе. Однако когда начинаешь с ним разговаривать, через некоторое время осознаешь, что ты где-то уже слышал эти интонации, этот тембр, и особенно этот смешок...

Олегу Куваеву тридцать четыре. До того как Масяня сумела прибрать его к рукам, он успел поработать в питерской студии Animation Magic, где оформлял игру про гонки NASCAR для американской Papyrus, и в небольшой компании "Тотем", которой принадлежит игровой сайт Premium Internet Games (PIG.ru). Прошлой осенью Куваев понял, что делает для себя больше, чем для компании, и ушел в вольные стрелки.

По словам Олега, делать мульфильмы для Интернета он хотел уже давно, однако не позволяли объективные причины. Еще несколько лет назад позволить себе смотреть ролики в Интернете могли одни лишь обладатели широких выделенных каналов. Потом, когда компания Macromedia придумала векторную технологию Flash, все стало значительно проще: мультфильмы, нарисованные с помощью этой программы, занимают относительно мало места и даже при подключении через медленный модем загружаются за пять-шесть минут. Масяня появилась как первый из серии персонажей, про которых хотел делать фильмы Олег, однако через некоторое время оказалось, что она полностью захватила пространство сайта и больше никого пускать не собирается.

Зрители любят ушами

С точки зрения изобразительного искусства, мультики про Масяню не представляют собой ничего особенного: это, конечно, не "Винни Пух" и не "Ежик в тумане". Простые геометрические формы, гладкие цвета, несовпадение слов и движений рта, дерганые перемещения героев - все это само по себе вряд ли могло бы привлечь любовь народных масс. Главное в мультфильмах про Масяню - это, конечно, лихая и чрезвычайно смешная "озвучка", которую Олег Куваев делает с помощью плохого микрофона (нам он радостно сообщил, что только что купил "новый, хороший") и пакета для обработки звука Sound Forge. Фразы из "Масяни" становятся слоганами. "А вот я в советские времена ооооо..." - говорит, давясь от смеха, один фэн другому. "А вот я в советские времена уууу..." - отвечает, прыская в кулак, другой.

Хорошим свидетельством популярности "Масяни" являются форумы сайта Mult.ru: там ежедневно появляются десятки новых сообщений, среди которых крайне мало злобных (редкий случай для нашего Интернета) и множество просительных ("А сделайте, пожалуйста, про деревню"). Олег Куваев рассказывает, что он получает горы писем, среди которых практически нет отписок и попадаются "длиннющие телеги" с благодарностями за доставленное удовольствие. Сказать при этом, что вкусы автора и его аудитории совпадают, нельзя. Во всяком случае любимый мультфильм Куваева "Отрыв" с участием персонажа, представляющегося как "Питер, твой город родной", с Винни Пухом и Пятачком на обочине и музыкой Чаплина под занавес - философский такой мультик! - занимает в голосовании на сайте предпоследнее место.

То, что Масяня умудрилась наделать столько шуму, объясняется не только ее личным обаянием, но и полным отсутствием других постоянных рисованных героев в российском Интернете. У нас действительно существует несколько сайтов, которые собирают мультфильмы независимых художников, классифицируют их и предлагают зрителям выбирать лучшие (например, Multikov.net), однако все они в конечном счете представляют собой этакие художественные свалки, не имеющие ни собственного лица, ни индивидуальности. А индивидуальность, как говорил один из персонажей фильма Pulp Fiction, "goes a long way".

Если же искать аналоги "Масяни" на Западе, то самым близким попаданием будет, пожалуй, South Park - примитивно нарисованный мультфильм с восхитительными голосами за кадром и, главное, полным отсутствием даже намека на хоть какую-нибудь политкорректность. История успеха South Park - пример воплощенной голливудской мечты: два безденежных студента Трей Паркер и Мэтт Стоун склеили в подвале небольшой мультфильм про драку Иисуса с Санта-Клаусом, он попался на глаза нужному продюсеру, и теперь бывшие должники нескольких банков купили себе по большому дому в пригороде Лос-Анджелеса.

Она покидает дом

На Западе существует два основных способа, которыми аниматор-одиночка может заработать себе на хлеб с маслом с помощью своего сайта. Первый - это сдача в аренду прав на размещение своих работ различным крупным сайтам, которые собирают под одной крышей множество художников, привлекают толпы посетителей и получают доход за счет больших рекламных оборотов. Другая модель, более точно соответствующая духу цифровой революции, - это та, при которой между художником и потребителем нет посредника, и посетители сайта самостоятельно "покупают" права на просмотр фильма за какие-нибудь небольшие деньги - например 20 центов. Увы, ни одна из этих моделей сейчас не применима в России: шальные инвестиции в Интернет здесь закончились, а проблему микроплатежей все никак не могут решить даже в Америке.

С самого начала "Масяня" задумывалась как некоммерческий проект, однако сегодня дни ее безработной юности сочтены. Пока что Олег Куваев не получил за свои мультфильмы ни копейки. Между тем на то, чтобы нарисовать один ролик, у него уходит три полных дня - многовато для простого хобби и довольно накладно, если перевести время в доллары. Из-за высокого трафика содержание "Масяни" обходится в кругленькую сумму, которая сейчас возмещается рекламой на сайте, - однако это не может продолжаться вечно.

Неудивительно, что Олег хочет заставить Масяню приносить деньги домой. Для этого он уже нанял менеджера и сейчас регистрирует юридическое лицо "Мульт.ру", от имени которого будут вестись все переговоры с заказчиками. Заказчики - это, как ни странно, не интернет-холдинги, а телевидение: предложения в разной форме уже поступали от ОРТ, MTV и даже ТРК "Петербург". Из этой тройки наиболее подходящим местом для "Масяни" представляется, конечно, MTV - сейчас это единственный канал, который часто показывает короткие мультфильмы "просто так", в качестве своеобразного перехода от программы к программе. Надо ли говорить, что дефицит мультипликации ощущается здесь сильнее, чем на других каналах: один и те же ролики MTV крутит неделями и месяцами, заставляя плеваться и стучать кулаком по столу даже свою относительно миролюбивую аудиторию.

Масяня пребывает в раздумьях. Олег Куваев ждет ее решения.

У партнеров

    Реклама