ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

"Евангелие процветания"

2002

Все меньше российских предпринимателей отделяют свои перспективы от перспектив развития территорий, на которых они ведут активную деятельность

Еще совсем недавно в российской деловой среде превалировало мнение, что цель любой коммерческой организации - исключительно извлечение прибыли, ведь именно стремление к частной наживе определяет прогресс и развитие в капиталистическом обществе, да и в статье 50 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве отличительной черты любой коммерческой организации обозначена ее нацеленность на извлечение прибыли. Социальные же вопросы относили к исключительной компетенции государства.

Для западного бизнеса социальные программы в большей степени связаны с формированием имиджа компании, для наших же это во многих случаях вопрос элементарного выживания. Среди российских компаний высока доля градообразующих предприятий. Поэтому вне зависимости от того, кто возглавляет компанию - так называемый красный директор или обладатель диплома MBA, - она вынуждена уделять большое внимание решению проблем территории, на которой размещается предприятие, где проживают его сотрудники. Пространство для маневра невелико: местные власти с этими задачами откровенно не справляются.

Так, Усть-Ижорский фанерный комбинат в Ленинградской области вынужден содержать 44 жилых дома в поселке Понтонный, поскольку, по словам генерального директора Константина Леликова, ни городской, ни районной администрации нет дела до нужд людей, живущих в этих домах. Помимо домов комбинат содержит библиотеку, которой пользуются все местные жители, и детский спортивный клуб дзюдо "Ижорец".

Проблема градообразующих предприятий - одна из ключевых в Мурманской области. На базе гигантского горно-химического комплекса АО "Апатит" выросло два города с населением 120 тысяч человек - Кировск и Апатиты. Несмотря на то что акционерное общество отнюдь не купается в деньгах, предприятие тянет на себе основную часть социальной сферы этих городов. "Конечно, мы могли бы отдать муниципалитету наши дворцы культуры и спорта, плавательный бассейн, стадион, общежития, гостиницу, санаторий-профилакторий и все прочие непроизводственные объекты, - говорит директор по социальным вопросам и быту ОАО "Апатит" Владимир Шапошник. - Но кроме нас, ни в Кировске, ни в Апатитах других более или менее крупных предприятий просто нет. И если уж градообразующий "кормилец" откажется содержать такое хозяйство, то откуда возьмутся средства у городских властей?.."

Совместно с администрациями Кировска и Апатита специалисты компании разработали программу социально-экономического развития региона на 1997-2000 годы, внеся в бюджет ОАО "Апатит" затраты, необходимые для функционирования убыточных городских объектов. Сегодня действует уже вторая аналогичная программа - на период 2001-2003 годов. Если исходить из заложенных в ней цифр, то забота о сохранении и дальнейшем развитии инфраструктуры обоих городов ежегодно обходится предприятию примерно в 50 млн руб. Однако фактический объем ассигнований на социальные цели выше и имеет тенденцию к постоянному росту (50 млн руб. - 2000 год, 70 млн - 2001 год, 99 млн - 2002-й).

На Сегежском ЦБК, одном из крупнейших предприятий Республики Карелия, также лежит основная нагрузка по жизнеобеспечению города. На территории комбината находится котельная, которая обеспечивает Сегежу теплом. Несмотря на то что в рамках реструктуризации предприятия вся жилищная сфера, а также его эксплуатационная служба, ранее числившиеся за комбинатом, были переданы муниципальным властям, ответственность за производство тепла осталась за ЦБК. Однако выяснилось, что эффективно управлять этой сферой власти не умеют. Собирая деньги с жильцов, муниципальные службы задерживали расчеты за поставленное тепло его производителю. В результате за долги часть функций жилищно-коммунальных служб комбинат вернул себе. По мнению его руководителей, коль скоро приходится заниматься социальной сферой, так лучше, чтобы ею управляли специалисты.

Основу экономики Ковдора составляли четыре предприятия, сейчас стабильно из них работает только Ковдорский ГОК. Именно его налоговые отчисления составляют 70% районного бюджета. Руководители предприятия не могут бросить на произвол судьбы территорию, где живут сотрудники компании (из 24 тысяч горожан 6 тысяч работают на комбинате). Комбинат обеспечивает весь Ковдор теплоэнергией и водой, принимает сточные воды, поставляет топочный мазут в поселки района. ГОК системно выделяет средства на развитие здравоохранения, образования и культуры.

При этом, поскольку предприятие заинтересовано в нормальной работе этой сферы, оно немало усилий тратит именно на повышение эффективности ее функционирования. По словам Николая Левицкого, президента Минерально-Химической Компании (МХК) " Еврохим", куда входит Ковдорский ГОК, основным ее принципом работы на горно-обогатительном комбинате является создание методологии грамотного, с экономической точки зрения, социального хозяйствования. "Не должно быть иждивенчества социально направленных предприятий по отношению к самому комбинату. Необходимо приспосабливать социальные объекты к рыночным реалиям - только в этом случае может быть достигнута эффективность социальной работы на комбинате, в городе и районе", - считает он. С этой целью социальные объекты выделяются в отдельные дочерние предприятия с самостоятельным менеджментом. Так, к примеру, произошло с ОРСами, которые теперь объединены в ООО "Управление торговли "Ковдорский торговый дом"". Теперь это предприятие резко повышает эффективность своей деятельности, за свой счет успешно проводит реконструкцию.

Большинство градообразующих предприятий вынуждены не только тратить много сил и средств на жилищную сферу своих городов и поселков, но и брать на себя ответственность за содержание большинства общественных учреждений. По словам заместителя генерального директора по социальным и административным вопросам Сегежского ЦБК Юрия Владимирова, комбинат оказывает благотворительную помощь всем школам и детсадам, библиотекам и бюджетным организациям города, финансирует за свой счет деятельность дворца спорта, дворца культуры и санатория. "Это уже как святое получается. Мы не только выпускаем широкий ассортимент продукции, но и содержим город. Это заложено у нас на уровне менталитета", - говорит Владимиров.

Ценнейший актив

Руководители успешных компаний рассматривают своих сотрудников как ценнейший актив. Тот подход, который обозначает президент калининградского ОАО "Цепрусс"Борис Овчинников, во многом типичен: "Рабочая сила - это товар, который имеет свою стоимость. Если платишь выше, значит, имеешь более качественную рабочую силу, платишь ниже - и результат соответственный. Весь вопрос, каким образом платить, либо через зарплату, либо через социальное обеспечение. Поэтому социальное обеспечение является одним из способов оплаты рабочей силы".

Существует масса специалистов, которые считают, что пусть предприятия платят достойную зарплату, а уж на нее работник сам купит все что пожелает. Это мнение не лишено оснований. Однако российские условия имеют свою специфику. "Это за рубежом работодатель платит высокую заработную плату, а где и каким образом работники потратят свои деньги, его уже не волнует, - говорит председатель профкома ОАО "Апатит" Владимир Балуков. - Однако нам до западного уровня благосостояния расти и расти. Велика ли польза от больших получек, если работник не имеет возможности заняться спортом или с пользой отдохнуть, а его дети учатся в нищей школе? Мы просто вынуждены заботиться о городах, в которых живем".

С такой точки зрения, и выдачу каждому работнику "Апатита" при выходе на пенсию материальной помощи и единовременного денежного пособия (в зависимости от стажа общая сумма таких выплат может составлять до 20 тыс. рублей) тоже можно считать частью компенсационного пакета за честный и добросовестный труд. Примечательно, что на "Апатите" ветеранов труда не снимают с профсоюзного учета, и поэтому пожилой человек всегда может обратиться в профком со своими нуждами. Понятно, что само предприятие "бывших" не забывает: организует бесплатную подписку на газеты и журналы, приглашает на праздничные мероприятия и вечера отдыха.

На " Северстали" было подсчитано, что в среднем ежедневно на работу из-за болезни не выходит 1400 человек. Причем процент заболеваемости среди тех, кто регулярно занимается физкультурой и спортом, намного ниже, чем среди тех, кто отказывает себе в посещении спортивных залов. В прошлом году была разработана программа "Здоровье "Северстали", которая объединяет усилия врачей, физработников, персонал баз отдыха и санатория-профилактория. Руководство холдинга считает, что помимо улучшения здоровья сотрудников корпоративный отдых позволяет формировать командный дух. На отдых своих работников компания ежегодно тратит в среднем 6,5 млн рублей.

В сущности, цель всех подобных многомиллионных выплат, разнообразных гарантий и льгот предельно ясна: убедить работника, что компания ощущает ответственность за него и его семью, всячески способствует удовлетворению его насущных потребностей и готова решать проблемы, которые могут возникнуть у работника сейчас или в будущем. Единственное, что требуется от него самого, - честный, добросовестный труд.

Сегодня школьник - завтра работник

Немаловажным элементом социальной политики предприятий является забота о детях. Нормально развивающиеся компании не могут не задумываться о будущем. Оказывая влияние на выбор молодых людей, которые завтра и послезавтра станут основой общества, бизнес тем самым формирует благоприятную среду для своей деятельности, получая не только здоровых и грамотных сотрудников, но и будущих лояльных потребителей и партнеров.

Рудная база ОАО "Апатит" при сохранении нынешних темпов добычи гарантирует предприятию работу еще на 150-200 лет вперед. Но кто будет добывать эти полезные ископаемые, кто будет работать на комбинате, если в Кировско-Апатитском районе не найдется нужного количества здоровых и достаточно образованных молодых людей? "Мы можем рассчитывать только на те кадры, которые вырастили и подготовили сами. Вкладывая средства в молодежь сегодня, мы получим образованных, думающих, любящих свое предприятие работников "Апатита" через несколько лет", - считает генеральный директор ОАО "Апатит" Алексей Григорьев. Неудивительно, что комбинат много средств вкладывает в программы поддержки подрастающего поколения.

На деньги акционерного общества в Кировске открыли в области интернет-кафе и детское кафе. Практически все общеобразовательные учреждения Кировско-Апатитского региона взяты "под крыло" градообразующего предприятия, всем им оказывается помощь. В частности, на базе одной из самых неблагополучных школ города Апатиты был создан образовательный центр с множеством спортивных секций и прекрасным педагогическим составом. При этом работа с подрастающим поколением носит на предприятии комплексный характер. Разработано и последовательно реализуется несколько долгосрочных программ, каждая из которых нацелена на решение определенных подростковых и молодежных проблем: "Молодежная практика", "Общественные работы", "Новая цивилизация", "Юниор".

Не менее остро, чем в Кировске или Апатите, проблема смены поколений работников стоит и в Ковдоре. Забота о молодежи стала решающим фактором для руководства МХК "Еврохим" при решении о выделении более чем 40 млн руб. из бюджета компании для строительства в городе центра семейного отдыха. "Трудно себе представить, но до сих пор во всем районе не было, к примеру, ни одного кинотеатра, - говорит Николай Левицкий. - Молодежь была обречена слоняться по городу. Теперь Ковдор получит целый комплекс отдыха, в котором будут кафе, залы для занятий спортом, кинотеатр, игровые залы как для детей, молодежи, так и для взрослых".

Все зачтется

Обострение конкуренции на большинстве рынков заставляет компании более внимательно относиться к своей репутации и имиджу. Активная социальная политика способна обеспечить фирме благожелательное отношение к ней общественности, преданность сотрудников, лояльность властей и уважение партнеров. Западные компании, имеющие богатый опыт работы на конкурентных рынках, успешно используют свои социальные программы для формирования своего имиджа и в России. Не случайно одним из основных публичных принципов ведения бизнеса корпорацией JTI в России обозначено содействие общему прогрессу и благосостоянию региона, где находится их предприятие. "Чувство гражданской ответственности, - говорит менеджер по связям с общественностью фабрики "Петро" Ирина Галиева, - неотъемлемая часть корпоративной политики компании, в которой сочетаются экономическая эффективность и социальное партнерство. Предприятие - частица Петербурга и не может не разделять его заботы и надежды. Поэтому мы помогаем сохранять и восстанавливать культурные и исторические ценности, поддерживаем долгосрочные социальные программы". Кстати, вслед за западными фирмами культурной благотворительностью занялся и российский бизнес. Так, на средства БАЛТОНЭКСИМбанка были отреставрированы знаменитые скульптурные композиции коней Клодта на Аничковом мосту и Ростральные колонны в Петербурге .

По словам Владимира Матвеева, генерального директора ООО "Троя-Ультра", входящего в промышленную группу "Троярд", благотворительная деятельность группы отражает ценности, сформулированные в ее миссии. Приоритетной для "Троярда" является социальная благотворительная деятельность. Группа регулярно дотирует благотворительные организации, помогающие инвалидам, пенсионерам, малоимущим, сотрудничает с петербургским общественным благотворительным медицинским фондом "Спасение" и Обществом содействия жизнедеятельности инвалидов. Постоянным партнером "Троярда" является социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Малоохтинский дом трудолюбия" с приютом для несовершеннолетних девочек-подростков. Кроме того, промышленной группой финансируется спортивная детско-юношеская школа по русскому хоккею "Красная заря".

Фактор роста

Недаром говорят, что капитал любит тишину. Социальная и политическая стабильность в обществе является определяющим фактором, и бизнес, ориентированный на долгосрочные интересы, не может не думать об этом. Как справедливо отмечает Владимир Матвеев, для развития компании важна стабильная атмосфера. Ведь только благополучные люди - те, кто "живет, а не выживает", будут потребителями товаров и услуг, успешными и лояльными работниками.

Понятно, что социальная ответственность имеет некую филантропическую основу. Однако филантропия к бизнесу как таковому прямого отношения не имеет. Социальная ответственность бизнеса - категория вполне прагматическая. Защищенность и обеспечение работников, благосостояние общества являются факторами роста и обеспечения стабильности и, в конечном итоге, способствуют увеличению доходов собственников предприятий. Поэтому не случайно появление в России корпораций, не только признающих свою ответственность перед обществом, но и рассматривающих социальную политику как одно из конкурентных преимуществ. Социальный имидж предприятия тоже становится реальным капиталом.

Санкт-Петербург

«Эксперт Северо-Запад» №20 (81)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама



    Самозанятым помогут заявить о себе

    Альфа-Банк первым представил мобильное приложение для самозанятых

    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама