"Глубоководные" цели

Москва, 16.12.2002
«Эксперт Северо-Запад» №47 (108)
Любой исход борьбы за Высоцкий морской порт отразится на его развитии положительно

Скандальная смена собственников порта Высоцк идет с осени этого года и не завершилась до сих пор. В борьбе за перспективный транспортный проект столкнулись сразу несколько сил, стратегически в нем заинтересованных.

Изначально акционерами ЗАО "Высоцкий морской торговый порт"были норвежская компания Viking Sea Port As (34% акций), компания " Балтранс Норд Вест" (31%), торговый порт Выборг (25%) и Октябрьская железная дорога (10%). Однако начиная с сентября владелец "Балтранс Норд Вест" (дочернее предприятие "Международной алюминиевой компании") и одновременно генеральный директор порта Александр Пермяков начал скупать акции других собственников предприятия. Сперва Пермяковым был приобретен весь пакет Октябрьской железной дороги, а затем доля порта Выборг. Если первая сделка никого не удивила (известно было, что железнодорожники давно тяготились своим участием в проекте), то вторая вызвала недовольство сразу нескольких акционеров.

Дело в том, что на момент подготовки сделки, в сентябре, обострились взаимоотношения собственников Выборгского морского порта. В качестве участников конфликта выступили, с одной стороны, московские акционеры (ряд компаний, интересы которых представляет председатель совета директоров порта Геннадий Шутов - они владеют более чем 51% акций), а с другой - ПО " Ленстройматериалы" (контролирует блокирующий пакет в 24%) вместе с несколькими миноритарными акционерами. Конфликт акционеров имел давние корни. ПО "Ленстройматериалы" на протяжении последнего года в судебном порядке опротестовывало попытки продажи контрольного пакета акций Выборгского порта, публично противилось некоторым инвестиционным проектам (в частности, предполагаемому плану строительства нефтепродуктового терминала с привлечением иностранного инвестора - компании Oiltanking) и всячески ставило под сомнение профпригодность и эффективность работы "московской группы". В результате появились судебные решения, по которым последнее годовое собрание акционеров Выборгского порта было признано недействительным, а все имущество компании оказалось арестованным.

Несмотря на это, 26 ноября внеочередное собрание акционеров порта одобрило продажу 25% акций порта Высоцк. ПО "Ленстройматриалы" называет решение собрания незаконным, "так как оно наносит ущерб сразу нескольким акционерам", и снова обращается в суд, чтобы опротестовать сделку (к моменту сдачи номера в печать судебное решение по этому иску еще не было принято). Позицию ПО "Ленстройматериалы" поддерживает иностранный акционер Высоцкого порта Viking Sea Port As, сам желающий, как оказалось, приобрести "выборгский" пакет. "Узнав о производимой Пермяковым скупке акций, Viking Sea Port As выставил Выборгскому порту официальную оферту на приобретение указанного пакета акций за 3 млн долларов. Но акционеры порта Выборг все же предпочли продать долю Пермякову за многократно меньшую сумму - 11 млн рублей", - заявили корреспонденту "Эксперта С-З" в пресс-службе компании.

В свою очередь, Геннадий Шутов, по сложившейся уже в российской практике акционерных споров традиции, заявляет, что "не знает ни о каких судебных решениях" и считает собрание законным (сделку, по его словам, одобрили более 60% акционеров). Смешную цену проданной доли Шутов объясняет договоренностью между Выборгским и Высоцким портами об "обмене" пакетами акций. У Высоцкого порта 25% акций Выборгского и в ближайшее время он должен оформить их передачу по "сходной цене".

Доля металлурга

Купив "выборгский" пакет, компания "Балтранс Норд Вест" консолидировала в своих руках 66% акций Высоцкого порта. Зачем это нужно Александру Пермякову, вначале было не очень понятно. Известно, что порт требует серьезных инвестиций. На владельце же контрольного пакета акций предприятия лежит основная нагрузка по их привлечению, но мало кому верилось, что контролируемые предпринимателем структуры (будь то "Международная алюминиевая компания" или, тем более, "Балтранс Норд Вест") самостоятельно смогут выступить масштабными инвесторами транспортного проекта. Однако дальнейшее развитие событий многое прояснило.

В конце ноября стало понятно, что Александр Пермяков консолидировал акции в интересах своих давних партнеров Михаила Шлосберга и Алексея Шмаргуненко. Контролируемая ими компания "Металлург" приобрела у "Балтранс Норд Вест" 33% акций Высоцкого порта. Сумма сделки не разглашается. Александр Пермяков при этом остался генеральным директором порта и владельцем оставшихся 33% акций.

Как стало известно "Эксперту С-З", "Металлург" не собирался ограничиваться блокирующим пакетом. В планах компании была также и покупка 34% акций, принадлежавших Viking Sea Port As. В сентябре с норвежцами по этому поводу велись переговоры, и они даже дали предварительное согласие на сделку. Еще в конце ноября Пермяков заявлял, что норвежская компания "готова расстаться со своей долей акций, на которые будут претендовать остальные два акционера". Однако компания Viking Sea Port As в начале декабря отказалась от каких-либо переговоров и, более того, заняла крайне жесткую позицию. По заявлению ее представителей, со стороны Александра Пермякова поступил "ультиматум" - "немедленно продать принадлежащие им акции по цене во много раз ниже их рыночной стоимости". "Также были названы последствия нашего отказа выполнить условия ультиматума: полное исключение иностранного инвестора из участия в управлении предприятием, полное отсутствие дивидендов", - заявили в пресс-службе норвежской компании. Такая перемена настроения Viking Sea Port As стала полной неожиданностью для "Металлурга". Здесь говорят, что норвежцы попали под "дурное влияние" ее основного конкурента в борьбе за Высоцкий морской порт - группы компаний " Русский алюминий".

Тень Дерипаски

О том, что "Русский алюминий" оказался заинтересованной стороной в борьбе за Высоцкий порт, стало достоверно известно в самый разгар событий. Как сообщил председатель правления ПО "Ленстройматериалы" Дмитрий Игнатьев, аффилированные с "Русалом" структуры приобрели у его компании 24% акций Выборгского морского порта. Правда, пока в реестре акционеров до сих пор значится ПО "Ленстройматериалы", но к Новому году, после "соблюдения всех формальностей, новый владелец вступит в права акционера". Кроме того, по словам Дмитрия Игнатьева, хотя компания и продала пакет акций порта, сотрудничество со структурами "Русала" на этом не прекращено. ПО "Ленстройматериалы" собирается выступить инвестиционным консультантом "по проекту приобретения остальных акций Выборгского порта".

По всей видимости, Выборгский порт нужен "Русалу" в первую очередь для того, чтобы контролировать Высоцкий. И борьбу за 25% акций последнего, проданного первым (законно, по версии "Металлурга", и незаконно, по мнению "Ленстройматериалов"), ведут именно структуры алюминиевого магната Олега Дерипаски. Жесткое заявление ПО "Ленстройматериалы" о незаконности продажи акций и многочисленные иски в суд нужно рассматривать именно как неофициальную позицию алюминиевого гиганта. По нашей информации, именно "Русал" переманил на свою сторону Viking Sea Port As и сейчас ведет с этим предприятием переговоры о покупке акций. Цель очевидна: сохранив за Выборгским портом блокирующий пакет Высоцкого порта и купив долю норвежской компании, "Русский алюминий" станет фактическим владельцем так необходимой ему перспективной портовой инфраструктуры.

Глиноземная перспектива

Две силы, вступившие в борьбу за активы Высоцкого морского порта, - "Металлург" и "Русал" преследуют одну и ту же цель. Порт им нужен для экспорта побочных продуктов производства глинозема ("Металлургу" принадлежит объединение "Пикалевский глинозем", а "Русал" контролирует три крупных глиноземных завода) - цемента, соды и поташа. Экспорт самого глинозема и алюминия у обеих компаний налажен через Морской порт Петербурга, а вот перспективные "остатки" пока приходится реализовывать главным образом в России, хотя компании крайне заинтересованы в экспорте этих продуктов. Для этого необходимы свободные портовые мощности, которые и нашлись в Высоцке: порт загружен на 50%. Примерно такая же доля загрузки и у Выборгского порта, но он слишком мелководен; в то время как его сосед славится именно своей глубиной: Высоцк может принимать суда дедвейтом до 25 тыс. тонн. Все же остальные Северо-Западные порты либо уже "схвачены", либо неперспективны (так, например, известно, что "Русал" рассматривал возможность строительства цементного терминала в Мурманском порту, но потом отказался от этой идеи: возить товары через него оказалось накладно из-за высоких железнодорожных тарифов). Вопрос, кто первым начнет крайне прибыльный массовый экспорт глиноземных продуктов, и решают сейчас "Металлург" с "Русалом" в борьбе за акции Высоцкого морского порта.

Так или иначе, любой исход борьбы можно будет считать для Высоцка успешным. И та и другая компания видят в порте объект для стратегического инвестирования, что в его нынешнем положении очень важно. Высоцку крайне необходима новая инфраструктура, в первую очередь терминалы. Дело в том, что более 80% всего грузооборота порта приходится на уголь. Однако сейчас мировые цены на уголь падают, к тому же у Высоцка появился серьезный конкурент - усть-лужский "Ростерминалуголь" (РТУ). Мощный РТУ почти гарантированно переманит к себе значительную долю кемеровских и воркутинских поставщиков. С помощью же "Металлурга" или "Русала" Высоцк в любом случае получит необходимый альтернативный грузопоток.

Санкт-Петербург

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №47 (108) 16 декабря 2002
    Классовый подход
    Содержание:
    Реклама