Синергетический эффект

Русский бизнес
Москва, 23.12.2002
«Эксперт Северо-Запад» №48 (109)
В работе любого банка на первом плане должно быть управление рисками, считает заместитель председателя правления МДМ-Банка, член наблюдательного комитета финансовой группы МДМ Юлиан Краснопольский

Наиболее значимые события, происходившие в последнее время в банковском сообществе Петербурга, связаны с именем МДМ-Банка. В середине апреля текущего года было объявлено о приобретении финансовой группой МДМ контрольного пакета акций Инкасбанка. Ранее в Северо-Западном регионе России она получила контроль над Петровским народным банком (ПНБ), Комисоцбанком и Выборг-банком. В результате только в городе на Неве под управлением акционеров финансовой группы МДМ оказалось целых три финансово-кредитных учреждения. Помимо вышеназванных Петровского народного банка и Инкасбанка в Петербурге функционирует самостоятельный филиал МДМ-Банка. Естественно, что мотивы приобретений двух банков при наличии еще и филиала не могли не вызвать вопросов относительно стратегии развития группы. Однако непосредственные участники этих событий до последнего времени предпочитали не комментировать свои планы. О своем видении петербургского финансового рынка и причинах столь пристального интереса к банкам города в интервью журналу "Эксперт С-З" рассказал человек, непосредственно отвечающий за региональное развитие группы в целом, заместитель председателя правления МДМ-Банка, член наблюдательного комитета финансовой группы МДМ Юлиан Краснопольский:

- Как бы вы охарактеризовали финансовый рынок Петербурга? Есть ли у него свои особенности и в чем они выражаются?

- Я бы сказал, что в Санкт-Петербурге банковское сообщество более гуманитарное, а потому и успехи в бизнесе здесь оцениваются по-другому. То есть если в Москве в большей степени ориентируются на язык цифр, то в Петербурге многое строится на ощущениях. Отсюда принципиально иной подход к формированию этого самого банковского сообщества. Сейчас есть четыре банка-лидера: Северо-Западный Сбербанк, ПСБ, ПНБ, Международный банк СПб, дальше с большим отрывом и в произвольном порядке идут Балтийский банк, БАЛТОНЭКСИМ, "Санкт-Петербург" и др. Однако эта иерархия выстраивается отнюдь не на основе их отчетов, а с точки зрения места их руководства в банковском сообществе. Если посмотреть на всех участников рынка с финансовой точки зрения, отвлекаясь от всех внешних атрибутов и парадной одежды, то самый интересный игрок на рынке - это Сбербанк, затем ПСБ, ПНБ, Балтийский банк. Что касается остальных, то, с точки зрения влияния, они безусловно что-то значат, а вот их позиции на рынке не самые сильные.

Самое примечательное в Петербурге именно то, что хорошие показатели и успехи на рынке не гарантируют вход в городскую банковскую деловую среду. Для этого, во-первых, обязательно надо быть председателем правления небольшого, но местного банка, а никак не руководителем филиала, даже если он крупнее некоторых региональных финансово-кредитных учреждений. Быть топ-менеджером филиала - непрестижно, и все тут. А во-вторых, надо мелькать на всех публичных банковских мероприятиях. И здесь Петербург опять-таки выделяется из общей массы. В отличие от других регионов, где Главное управление Центрального банка выполняет строгую, жесткую надзорную функцию и его побаиваются и стараются не ссориться, в Петербурге глава ГУ ЦБ, помимо надзорных функций, - лидер банковского сообщества города, публичная фигура.

- Какое место в городском банковском сообществе отводится филиалам московских банков?

- Мне кажется, что филиалы, причем далеко не все, входят как бы во второй эшелон финансово-кредитных учреждений города. Его возглавляет филиал Альфа-банка, затем идут наш филиал и петербургские филиалы российских "дочек" западных банков. В то же время, если посмотреть на баланс филиала того же Альфа-банка, то вроде бы у него все в порядке. Но одновременно, если сравнить его с полноценным банком, то его нет ни на валютном, ни на межбанковском рынках. Кроме того, у него отсутствует заработок, получаемый при размещении долгосрочных пассивов в длинные активы. Фактически существенная часть его заработка в головном банке.

- Тем не менее Альфа-банк в Петербурге - лидер среди филиалов.

- Он набрал вес во время кризиса. На самом деле ничего волшебного его менеджеры не делают, хотя и являются профессионалами высокого класса. Кстати, с менеджментом в городе сейчас проблема: почти все по известным причинам уехали в Москву.

- А как оцениваете свой филиал в Питере?

- Наш филиал очень похож на филиал Альфа-банка, хотя и с определенным элементом отставания в развитии. Что касается его финансовых показателей, то у него значительно подросла валюта баланса. В прошлом месяце она достигла 3 млрд рублей. По этому показателю мы почти сравнялись с "Альфой". В то же время мы недовольны его работой. Они увлеклись сделками, стали такими толстыми, щекастыми, а новых клиентов не подтягивают. Впрочем, это объективная реальность. Во-первых, рынок Петербурга сложился, все переделено, и не раз. Во-вторых, есть Сбербанк и ПСБ, которые демпингуют по ставкам кредитов и "валят" рынок. Зачем они это делают - непонятно. И это при том, что клиенты готовы брать кредиты дороже.

- То есть МДМ-Банк может себе позволить играть на условиях ПСБ и Сбербанка?

- Может, но не станет. Мы просто будем предлагать свои услуги в кредитовании, но не более. Экспансии на рынке кредитных продуктов не будет. Если играть по их правилам, то через год-два всю банковскую систему ждет кризис плохих активов. Через наши руки прошло немало банков, и для такого пессимистического прогноза у нас есть все основания. Люди шли и продолжают идти на все, чтобы заработать, и потому в банках проводится очень много рискованных активных операций. Это принципиально неправильная позиция. Если банк приходит всерьез и надолго, то здесь на первый план выходит управление рисками.

Все представленные на рынке банки одинаково хорошо оснащены технологически и продают практически одинаковый продукт. Разница - в цене. Получается, что выживет тот, кто имеет возможность продавать кредитные продукты практически с нулевой маржой и низким риском и зарабатывать, продвигая потребителям другие продукты. Много ли таких банков? Впрочем, есть клиенты, работа с которыми не приносит финансовых дивидендов, но они знаковые и с ними просто нужно работать. Хотя это в большей степени проблема местных банков, потому что удел филиалов московских банков - это отсутствие такого рода клиентов. Причин тому много, и в том числе принципиальные различия топ-менеджмента банка и филиала. Председатель правления банка - первое лицо, наделенное акционерами неизмеримо большими полномочиями, чем руководитель филиала. Последний же живет в той корпоративной культуре и придерживается той стратегии, которые задаются штаб-квартирой. Его полномочия всегда ограничены. Это накладывает отпечаток на работу с клиентами.

- Жесткость управления в отношении филиалов распространяется и на дочерние банки или они живут по другим правилам?

- Мы их тоже вписываем в нашу корпоративную стратегию.

- Что происходит с бизнесом купленного финансовой группой Инкасбанка?

- У Инкасбанка акционерами были промышленные предприятия (то есть не профессиональные банкиры) и просто частные лица, которые изначально не задавали никакого стандарта и корпоративной культуры. Но так долгосрочный успешный бизнес не строится. Нужны очень четкие правила игры и стопроцентное их соблюдение. Мы это знаем по собственному опыту, потому что живем в такой системе координат не один год и заработали на этом реальные деньги. Поэтому систему Инкасбанка мы будем подгонять под наши стандарты. В первую очередь речь идет об усилении контроля в целом и управлении рисками - в частности. Результатом этого должен стать полный пересмотр условий работы с крупными клиентами. Имеющиеся договора нас не удовлетворяют с точки зрения управления рисками.

- Но в погоне за управляемостью процесса вы можете потерять крупных клиентов?

- Да, можем.

- И все же идете на такие изменения?

- Да. Принципиальные клиенты уже несколько сократили объемы сотрудничества за счет перевода, на наш взгляд, слишком рискованных операций в другие питерские банки. Поэтому доходность бизнеса сократилась где-то на 30%.

- Какие еще изменения ждут Инкасбанк?

- Мы практически полностью сворачиваем региональный бизнес. Если заниматься региональными проектами, то ими надо заниматься или очень активно, или не заниматься вообще. Видимо, в Инкасбанке исходили из другого. В результате было принято решение довольно экономным способом попытаться быть везде. Но надо сказать, что это с экономической точки зрения не очень удачно получилось.

- Когда вы выставите региональный бизнес Инкасбанка на продажу?

- Он - не продаваемый. По сути, что такое филиал? Это здание, коллектив людей и как производная - клиентские отношения. Продавать нечего: помещения были взяты в аренду, а коллектив продать мы не можем - работорговля в России запрещена. Поэтому филиальная сеть будет реструктурирована.

- Неужели у банка в регионах нет ничего ценного?

- Только два филиала заслуживают особого отношения - Ижевский и Воронежский. Но и они будут в следующем году закрыты. Мы подсчитали, что трансформировать филиал Инкасбанка в филиал, например, МДМ-Банка дороже, чем просто закрыть первый и с нуля открыть второй. Тем более что и до покупки Инкасбанка в планах финансовой группы МДМ было освоение этих рынков. Поэтому мы приняли решение перевести менеджмент местных офисов, их клиентуру в наши филиалы. В Ижевске, кстати говоря, очень сильный менеджмент, который сейчас организовывает филиал и параллельно пытается "не расплескать" клиентов.

- А что будет с петербургской сетью дополнительных офисов Инкасбанка? Ее ждет аналогичная судьба?

- Окончательное решение будет принято по итогам работы в первом квартале 2003 года. В целом нас устраивает, как работает городская сеть "Инкаса", но ряд моментов, таких, как изменения по ставкам арендных платежей (а они выросли), побуждают нас серьезно отнестись к этой теме во втором квартале 2003 года. Решение будет приниматься в первую очередь исходя из экономических параметров: прироста бизнеса, оптимальных затрат, ну и, конечно, активности менеджмента.

- По сути дела, Инкасбанк, ПНБ и ваш петербургский филиал работают в одном сегменте - на рынке обслуживания корпоративных клиентов - и являются конкурентами. Как часто пересекаются пути клиентских отделов филиала и банка?

- Да, такое бывает, но решение этой проблемы очень простое. Кто первый пришел, кто кому понравился, тот с тем и работает. То есть вопрос будет решаться на уровне личных симпатий клиента. Менеджеры филиала и банков приходят с одинаковым набором услуг и едиными тарифами. Последний вопрос мы контролируем очень жестко и, для того чтобы сразу снять все недоразумения, просто унифицировали тарифы во всех наших петербургских банках. Сейчас вся клиентская работа централизована и координируется из единого центра, созданного на базе ПНБ. Он был выбран в качестве базы потому, что к моменту появления у акционеров финансовой группы МДМ дополнительного бизнеса в Санкт-Петербурге у его менеджмента накопился большой опыт работы в нашей корпоративной логике.

- Логика приобретения ПНБ в дополнение к действующему филиалу, в общем-то, понятна. Но зачем вам еще понадобился и Инкасбанк?

- Во-первых, решение о его покупке принималось, исходя из потребностей акционеров финансовой группы МДМ. Предыстория следующая. МДМ-Банк активно работал с группой "ИСТ", являющейся крупным акционером Инкасбанка, и кредитовал входящие в эту группу предприятия. Мы проанализировали финансовые потоки, часть средств, так или иначе, проходила через Инкасбанк. "ИСТ" можно было понять: банк - их, предприятия - тоже. На уровне акционеров финансовой группы МДМ было принято решено о покупке Инкасбанка. В перспективе сам факт наличия у акционеров еще одной финансово-кредитной структуры капитализирует банковский бизнес группы в целом. К тому же у Инкасбанка есть свой сегмент петербургского рынка, где он вполне эффективно работает.

- И как вы оцениваете его долю на рынке? Изменилась ли она после приобретения его акционерами финансовой группы МДМ?

- Я думаю, что его доля принципиально не изменилась. Я вообще считаю, что 90% петербургского рынка контролируется Сбербанком, а 10% делят все остальные банки и филиалы. Поэтому изменения идут на уровне десятых долей процента, что равно арифметической погрешности этого подсчета.

- А доля ПНБ? Какова она?

- У него хорошие позиции. Есть знаковые клиенты - "Пулково", ряд крупных стивидорных компаний, отделение Пенсионного фонда и Управление федеральной почтовой связью. Практически все медицинские, хлебопекарные предприятия также обслуживаются в ПНБ. Хорошо развит и продолжает развиваться розничный бизнес. Собственно говоря, наша задача - сохранить все, что было сделано, и предложить новые продукты и услуги. Сейчас мы активно продвигаем корпоративное финансирование и облигационные займы. На сегодня у нас три проекта в этом направлении. Мы достаточно конкурентоспособны не только по цене, но и по качеству. Для того чтобы реализовывать такие проекты, необходим высококвалифицированный менеджмент, а он у нас в Питере есть.

У партнеров

    Реклама