Банановая столица

Русский бизнес
Москва, 23.12.2002
«Эксперт Северо-Запад» №48 (109)
Петербургские компании уверенно лидируют на российском рынке фруктов

Около 80% фруктов, официально ввозимых в Россию, поступает через петербургский порт (остальные 20% приходятся на порт в Новороссийске). Это связано с достаточно высокой мощностью порта второй столицы и его относительно развитой технологической базой, а также с тем, что Петербург расположен ближе Новороссийска к основным российским рынкам сбыта.

Популярность порта стала одной из главных причин лидерства петербургских компаний-импортеров на российском фруктовом рынке. Они начинали с торговли на рынках, а теперь являются крупными современными компаниями, которые используют передовые технологии хранения и транспортировки фруктов и практически не имеют в стране легальных конкурентов - соперничать приходится только с теневым фруктовым бизнесом, главным образом московским.

По мнению большинства экспертов, развитие петербургских лидеров продолжится, поскольку потребление фруктов в России в ближайшее время будет активно расти. Зарубежные компании - экспортеры фруктов неоднократно заявляли, что рассматривают Россию как очень перспективный рынок.

Большая тройка

На российском рынке фруктов сложилась существенная концентрация капитала: львиную долю его делят между собой три петербургских импортера: Sunway Traders, " СОРУС" и JFC. Особенно заметных достижений эти компании достигли в части поставок бананов: во многом благодаря их стараниям бананы, которые являлись в Советском Союзе малодоступной большинству экзотикой, стали в новой России "народным фруктом". Объем бананового рынка страны составляет, по экспертным оценкам, не менее 750 млн долларов в год. Как говорят импортеры, банановый бум объясняется, во-первых, тем, что это очень дешевый фрукт: в России его цена, включающая и расходы на транспортировку за тысячи километров, и стоимость погрузочно-разгрузочных работ, и уплату всех таможенных платежей, не превышает 1 доллара. Во-вторых, бананы, что называется, удобны в потреблении: "Их крайне просто чистить и не обязательно мыть, - отмечают специалисты компаний-импортеров, - поэтому многие люди употребляют их в качестве ланча на ходу, когда нет времени перекусить полноценно". Наконец, так сложилось, что петербургским компаниям удалось заключить прямые и довольно выгодные контракты с поставщиками бананов в местах произрастания фруктов.

На долю указанной выше тройки компаний приходится около 80% ввозимых на территорию России бананов. При этом доля, например, JFC в общем объеме бананового импорта составляет около 30%, в то время как доля этой компании по другим позициям - апельсинам, яблокам, грушам - колеблется от 20 до 25%. Годовой оборот JFC достигает 200 млн долларов, что соответствует примерно 300 тыс. тонн фруктов и овощей. По свидетельству президента "СОРУС" Валерия Линецкого, его фирма занимает около 20% фруктового рынка России. Доля Sunway Traders несколько больше, чем у двух других членов лидирующей тройки, - приближается к 30%.

Конкурентами ведущих импортеров являются небольшие компании, производящие совместные закупки судовых партий в составе логистических групп Konfey, Baltfruit, Fruitbrothers. Кроме того, на рынке работают совсем мелкие фирмы-импортеры, перекупающие фрукты в Европе, в то время как крупные игроки могут похвастать прямыми контрактами с первым звеном экспорта - фруктовыми компаниями Эквадора или Чили. Как было отмечено выше, своим лидирующим положением успешные петербургские фирмы во многом обязаны наличию в Петербурге достаточно развитого порта, но нельзя сбрасывать со счетов и их собственные достижения.

Инфраструктура и логистика

Лидеры начинали бизнес в середине 1990-х годов с закупки фруктов на европейских рынках. За прошедшее время многое изменилось - петербургские импортеры успели создать серьезную инфраструктуру: так, Sunway покупает суда, а JFC активно приобретает и строит склады и терминалы. В 1999 году JFC разработала масштабную программу закупок и реализации бананов и стала владельцем торговой марки "Bonanza-Золотое дно", а в 2002 году создала компанию JFC-Cargo, оказывающую логистические услуги розничным сетям. Собственно, инвестиции в инфраструктуру, а также грамотно построенные логистические цепочки и являются, пожалуй, основными причинами успеха петербургских импортеров. Как подчеркивают представители практически всех фруктовых компаний, "импорт - это не только операции купли-продажи, а прежде всего создание собственной, хорошо контролируемой инфраструктуры. Это также умение четко рассчитывать время разгрузки, складирования и транспортировки". Конечно, определенную роль играет и качество поставляемых импортерами фруктов.

Инвестиции в инфраструктуру у всех петербургских компаний включают создание разветвленной российской сети дистрибьюции. Так, у JFC в шести российских городах расположены терминалы, а в структуре "СОРУС" действуют 15 представительств. "Мы работаем до Иркутска включительно, - говорит Валерий Линецкий. - Районы Дальнего Востока представляются нерентабельными как с точки зрения стоимости транспортировки, так и с точки зрения качества фруктов, которые начинают портиться". Поскольку скорость транспортировки - ключевой с точки зрения качества фруктов вопрос, импортеры крайне внимательно подходят к выбору транспорта: до 90% перевозок внутри страны они осуществляют на автомобилях, хотя железнодорожный транспорт более вместителен. "Поезда - это медленно и ненадежно", - отмечают менеджеры фруктовых компаний.

Очередной этап развития бизнеса лидеров связан с изменением подходов к рознице: пока подавляющую часть розничных клиентов импортеров составляют небольшие оптовые и розничные фирмы, а также частные лица, торгующие на рынках, и только 10-15% клиентской базы приходится на торговые сети. Сейчас, однако, фруктовые компании намерены заметно усилить работу с сетевиками: например, JFC начала крупные поставки свежих овощей и фруктов в магазины "Копейка".

Неправильный имидж

Главные проблемы российских компаний, занимающихся импортом фруктов в Россию, - таможенные правила и платежи. "Во взаимоотношениях с таможней была и остается масса проблем, некоторые таможенники берут взятки", - подчеркивают менеджеры компаний в неофициальных беседах. Кроме взяток есть и вполне легальные трудности: как отмечают представители "СОРУСа", "высокие пошлины и налоги, бесспорно, тормозят развитие нашего бизнеса - один только НДС на фрукты составляет 20%. Между тем чем больше налогов платят импортеры, тем менее доступны фрукты потребителям".

Тяжесть налогового бремени на импорт фруктов, в частности, обусловила значительный объем теневого сектора в этой сфере. Практически все импортеры жалуются на "фактор черной таможни в Москве": фрукты - в основном яблоки, груши и цитрусовые - вывозятся из Европы автомобилями, незаконно растаможиваются в столице и далее реализуются по всей стране. Нередко нелегально ввозить товар, купленный через несколько цепочек посредников в Европе, получается выгоднее, чем по прямым контрактам через петербургский порт". По приблизительным оценкам, объем черного московского рынка, сформировавшегося после повышения ряда налогов и таможенных сборов для фруктовых компаний, составляет около 200 млн долларов в год.

Фруктовые компании полагают, что жесткая фискальная политика по отношению к ним во многом обусловлена неправильными представлениями об импорте "вкусного товара", которые сформировались в сознании представителей власти. "Имидж у нас сформировался неважный, - признавались они в беседах с корреспондентом "Эксперта С-З". - Импортер, в отличие от экспортера, не звучит гордо - нас часто воспринимают как примитивных спекулянтов: купили за границей дешево, продали в России дорого, получили прибыль, не прилагая никаких усилий. Это в корне неверно: импорт фруктов сопряжен с целым рядом трудностей, которые могут преодолеть, как и в любом другом деле, только настоящие профессионалы".

Вячеслав Боровских, коммерческий директор JFC, описывает эти трудности так: "Мы работаем со странами с нестабильным политическим режимом и климатическими условиями (например, в Колумбии и Эквадоре постоянно происходят забастовки из-за низкого уровня жизни и часто случаются военные конфликты). Или же могут пойти проливные дожди такой силы, что весь урожай будет погублен - в общем, импортеров подстерегает немало неприятных сюрпризов".

Впрочем, в данный момент трудности фруктовых компаний компенсируются весьма благоприятной конъюнктурой рынка.

Золотой резерв

"Сейчас российский фруктовый рынок достиг предкризисного уровня, - констатирует Валерий Линецкий. - Потребление фруктов уже сейчас медленно, но верно растет, а резерв этого роста просто огромен".

Пока, по данным исследования, проведенного российским Фруктово-овощным альянсом, только 10% населения страны по объемам потребления свежих фруктов и овощей приближаются к международному уровню. Примерно 40% россиян едят вдвое меньше рекомендованных врачами норм, а 10% свежих фруктов и овощей вообще не потребляют (оставшиеся 40% граждан покупают их примерно в 1,2-1,5 раза меньше, чем принято в развитых странах). В среднем по России потребление фруктов и ягод составляет 32 кг на человека в год, в то время как врачи и ученые определили среднюю рекомендуемую норму потребления в 100 кг фруктов и ягод на человека в год. Частично такое "недоедание" связано с обширностью территории страны - в ее отдаленные районы фрукты просто не поступают, потому что довезти их из портового города, не сгноив по дороге, не представляется возможным. Сказываются и особенности потребительского сознания части граждан: проще говоря, у многих россиян, особенно жителей сельских местностей, отсутствует привычка есть свежие фрукты - даже яблоки, сливы, груши, которые растут в их собственных садах, крестьяне в основном продают, а остатки пускают на варенье. Но главной причиной "неправильного" потребления, бесспорно, остается низкий уровень доходов людей - очень многие россияне пока считают фрукты роскошью. Также одной из причин является полное отсутствие пропаганды потребления фруктов и овощей. В Америке и Европе, например, уже давно государствами финансируется ряд программ по повышению потребления фруктов, овощей.

Однако с точки зрения импортеров, существующий разрыв между нормами потребления в России и за рубежом - скорее плюс, чем минус. По мере увеличения доходов граждан этот разрыв будет сокращаться, а поскольку он пока весьма велик, путь предстоит долгий - иными словами, развитие российского рынка фруктов гарантировано на несколько лет вперед. Не случайно иностранные экспортные компании в данный момент считают Россию весьма перспективной территорией для поставок "витаминного товара".

Санкт-Петербург

Самые популярные в России импортные фрукты - бананы - поступают из Латинской Америки, в основном из Эквадора и Чили. Грузятся бананы непременно зелеными - если в коробку попадет хотя бы один наполовину зрелый банан, то через две-три недели (время транспортировки из Латинской Америки до Петербурга) остальные бананы могут начать стремительно дозревать и придется их выбросить. Ввиду того, что бананы дозревают неравномерно, они подвергаются газации в специальных камерах для дозревания бананов. Формула газа, используемого для этого, максимально приближена к формуле естественного газа, который выделяют бананы в период созревания.

Вторым по популярности видом фруктов в России являются апельсины, импортируемые в основном из Марокко. Интересно, что поставки цитрусовых и других товаров из этой страны происходят в рамках погашения долга Королевства Марокко перед Россией. Киви, манго, авокадо и некоторые другие экзотические фрукты пока большим спросом в России не пользуются, так как слишком дороги. Яблоки, груши, клубника, поступающие в магазины зимой, как правило, родом из Голландии, реже - из Франции, Бельгии или Чили. Ананасы импортируются из Африки.

В уже упоминавшейся Голландии также выращиваются, а потом вывозятся, в частности в Россию, клубника и персики. Импортеры удивляются: "Невероятно, что на такой небольшой территории, где климат далеко не идеален, люди выращивают столько теплолюбивых фруктов!"

У партнеров

    Реклама