Дело в трубе

Русский бизнес
Москва, 23.12.2002
«Эксперт Северо-Запад» №48 (109)
Проект строительства Северо-Европейского газопровода - пока больше политики, чем экономики

В ноябре правление компании " Газпром" приняло решение о начале реализации масштабного проекта - строительстве Северо-Европейского газопровода (СЕГ). Он предусматривает прокладку газовой трубы по дну Балтийского моря в Северную Европу (в первую очередь - Финляндию, Швецию, Данию) с отдельным участком до Великобритании. Известно, что 568 км сухопутного участка СЕГ пройдет по территории Ленинградской области и 1089 км - по дну Балтийского моря. Пропускная способность будущего газопровода составит от 19,7 млрд до 30 млрд кубометров газа в год. Начало строительства СЕГ планируется на конец 2004 года, начало поставок газа - в 2007 году, выход на проектную мощность - в 2009 году. По словам генерального директора "Газпрома" Алексея Миллера, предварительная стоимость проекта составляет около 6 млрд долларов. В частности, только в российский участок Грязовец - Выборг (он пройдет по территории Вологодской и Ленинградской областей) планируют вложить 1 млрд долларов. Финансирование, как заявлено, должны взять на себя сам "Газпром", консорциум европейских компаний и ЕБРР.

Европейская экспансия

Строительство СЕГ уже несколько лет значится в стратегических планах "Газпрома". Этот проект в компании считали вторым по значимости после так называемого "Голубого потока" (газопровод для экспорта газа в Турцию).

По прогнозам аналитиков, на европейском газовом рынке к 2010 году прогнозируется рост потребления сверх действующих долгосрочных контрактов в объеме примерно 100 млрд кубометров. По данным Алексея Миллера, контрактные обязательства монополии по экспорту газа в Европу должны возрасти со 130 млрд кубометров в 2002 году до 195,9 млрд в 2010-м. Функционирующие экспортные газопроводы из России в Европу не смогут в полной мере удовлетворить растущий спрос на газ. СЕГ должен решить эту проблему. При этом "Газпром" пытается решить еще одну задачу - проникновение на газовый рынок Великобритании. Основной поставщик газа в эту страну - Норвегия, по прогнозам "Газпрома", в ближайшие три года начнет постепенно снижать объемы добычи газа. И здесь СЕГ будет весьма кстати.

У "Газпрома" есть и альтернативные "европейские проекты". Но они, по заявлениям Алексея Миллера, связаны с "риском транзита газа через Белоруссию и Украину". СЕГ в этом смысле - самый дорогостоящий, но наиболее надежный. Кроме того, в появлении Северо-Европейского газопровода заинтересованы западные партнеры "Газпрома" - Ruhrgas, Wintershall, Total, Fortum и Gasuny. Эти компании, по заявлению представителей "Газпрома", готовы принять активное участие в финансировании проекта и строительстве.

Проектный шантаж

Такая позитивная оценка относится больше к самой идее строительства СЕГ, но никак не к ее практической реализации. Как рассказали в пресс-службе "Газпрома", пока есть только предварительное технико-экономическое обоснование проекта. Предстоит еще "закончить маркетинговое исследование европейского рынка газа, определить оптимальный маршрут газопровода, выполнить весь комплекс проектно-изыскательских работ и продолжить переговоры с потенциальными участниками реализации проекта".

До сих пор не ясны необходимые инвестиции в проект. Алексей Миллер называет цифру 5,7 млрд долларов. Информация, поступающая из западных компаний, говорит о том, что зарубежные партнеры оценивают проект в два, а то и в три раза дороже. Так, по оценкам компании Ruhrgas, строительство СЕГ должно обойтись в 20-30 млрд долларов. Другие немецкие эксперты приводят цифру 40 млрд долларов.

В то же время европейский бизнес готов поучаствовать в создании СЕГ только при условии, что российская сторона профинансирует не менее одной трети общей стоимости проекта. Но "Газпром", судя по всему, не сможет взять ожидаемый объем нагрузки - в среднем не менее 10 млрд долларов. Исходя из заявлений Миллера, его компания готова потратить не более 2,5 млрд долларов - только эта цифра сейчас адекватна инвестиционному потенциалу газового монополиста. Дело в том, что осенние планы по строительству СЕГ появились с учетом того, что в 2003 году цены на газ будут повышены на 37%, а инвестиционная программа увеличена на 10 млрд руб. (до 188 млрд руб.). Но 11 декабря правительство вместо 37% роста цены утвердило показатель в 20%, а инвестиционная программа "Газпрома" была утверждена в размере 179,7 млрд руб. Интересно, что ведомство Германа Грефа сделало при этом публичный "отлуп" "Газпрому", заявив, что компания не представляет показателей экономической эффективности разрабатываемых проектов и "неэффективно ведет" строительство объектов.

Наблюдатели все чаще сходятся на том, что проект строительства СЕГ в нынешних условиях больше носит политический характер и является своего рода устрашением для Белоруссии и Польши, в обход которых пойдет газопровод. А следовательно, должен уменьшить зависимость российского экспорта от этих стран. Шантажируя перспективным проектом, "Газпром" получает возможность снизить дорогостоящие транзитные пошлины со стороны Польши и Белоруссии и избавиться от так называемого несанкционированного забора, процветающего и в той, и в другой стране.

Санкт-Петербург

У партнеров

    Реклама