Разделить, чтобы потом собрать

Спецвыпуск
Москва, 23.12.2002
«Эксперт Северо-Запад» №48 (109)
Разделение "Ленэнерго" повысит эффективность работы всех звеньев системы энергоснабжения и позволит создать крупные современные энергопредприятия

Несмотря на то что " Ленэнерго", можно сказать, уникальная в масштабах страны энергокомпания, руководство которой сумело всего за три года превратить находившееся на грани кризиса, запутавшееся в долгах и неплатежах предприятие в компанию, названную Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) "самым динамично развивающимся предприятием России в 2002 году", реформирование его будет проходить по так называемой базовой схеме, утвержденной на федеральном уровне. Правда, доработанной специалистами "Ленэнерго" в соответствии с пожеланиями акционеров и местной спецификой.

На сегодня проект согласован с миноритарными акционерами компании и прошел рассмотрение в трех (из восьми) инстанциях, предусмотренных процедурой утверждения подобных документов. Проектный комитет РАО "ЕЭС России", правление РАО и рабочая группа при комиссии правительства РФ по реформированию электроэнергетики (под руководством замминистра экономразвития Андрея Шаронова) одобрили разработку менеджеров "Ленэнерго". Предложенный ими проект рекомендован для утверждения совету директоров РАО "ЕЭС России".

Кроме того, представление плана реформирования "Ленэнерго" состоялось на заседаниях правительств Санкт-Петербурга и Ленинградской области (в соответствии с рекомендациями правительства РФ, пролоббированными губернаторами и их представителями в Совете Федерации). Оба правительства в целом одобрили план реформы "Ленэнерго", при этом высказав ряд предложений. Предложения Ленинградской области закреплены в постановлении ее правительства - беспрецедентный случай в России. Впоследствии это постановление будет предложено для обсуждения акционерам компании. В Петербурге, в свою очередь, после заседания правительства по вопросу реформирования "Ленэнерго" была создана рабочая группа, в которую вошли представители городских властей и энергокомпании. Однако заниматься рабочая группа будет не столько вопросами реструктуризации "Ленэнерго" (представители администрации Петербурга не смогли пока предъявить к представленному проекту реальных и логично обоснованных претензий), сколько вопросами реформирования всего топливно-энергетического комплекса города. Не секрет, что сегодня в Северной столице небольшие частные компании, без каких-либо оснований именующие себя "государственными", нередко чинят в отношении потребителей настоящий произвол. Один из самых свежих примеров - еще недавно бывшая у всех на слуху история с грузовым терминалом "Пулково", который на месяц был отрезан от централизованного энергоснабжения по вине небезызвестных "Санкт-Петербургских электрических сетей" без каких-либо веских оснований.

По законам экономики

Главная черта плана - разделение конкурентных и монопольных видов деятельности. Основное отличие разработанного менеджментом плана от стандартного (реализуемого в других регионах) - сохранение на первом этапе реформы централизованного управления всеми элементами энергетической системы путем создания АО "Северо-Западная энергетическая управляющая компания" (СЗУК). На этом этапе потребители могут вообще реформу не заметить - старые договоры сохраняются (переоформлять их не придется); потребители по-прежнему будут по всем вопросам приходить в здание на Марсовом поле и оформлять те же бумаги, что и раньше (только "шапки" изменятся). Все перемены касаются внутреннего устройства энергосистемы.

Это делается для сохранения управляемости всех звеньев энергетической цепочки на первом, переходном этапе реформ. Такая конструкция снижает риски для потребителей - обеспечивает стабильность энергоснабжения. С созданием полноценного рынка от СЗУК уйдет функция управления сетевой компанией.

По словам генерального директора ОАО "Ленэнерго" Андрея Лихачева, разделение компании, предусмотренное первым этапом реструктуризации, целесообразно при любом развитии событий в Федеральном Собрании вокруг пакета законопроектов по реформе российской энергетики, если радикальной либерализации энергетического рынка и не произойдет: "Даже в условиях сегодняшней системы эксплуатации энергетического хозяйства предложенные нами меры по реформированию повышают эффективность нашей деятельности". Поэтому первоначальное разделение компании будет проведено в любом случае (если акционеры, конечно, проголосуют) и происходящее в Федеральном Собрании не сможет затормозить процесс. Гораздо важнее здесь договориться с собственными миноритарными акционерами и учесть интересы местной власти - субъектов Федерации и муниципальных образований.

Миноритариям важно сохранить свою долю. Причем не по балансовой стоимости активов, а по их реальной ценности, с точки зрения доходности. Это обеспечивается двумя способами. Во-первых, так называемым зеркальным вариантом разделения собственности - акционеры получают во всех вновь образующихся компаниях те же доли, что они имеют в нынешнем "Ленэнерго". Во-вторых, оценка собственности будет происходить не по балансовой стоимости активов, а по результатам независимой бизнес-оценки (компанию-оценщика будут назначать сами акционеры). Поскольку реформа приведет, по расчетам, к повышению эффективности каждого элемента энергетической системы, то суммарная капитализация всех образующихся компаний будет больше, чем у нынешнего ОАО "Ленэнерго". А значит, акционеры выиграют от реформы.

Впрочем, у миноритариев есть и другие интересы, связанные с так называемыми непрофильными активами "Ленэнерго". Это пакеты акций заводов, разного рода ремонтные и сервисные предприятия. Именно судьба такого рода непрофильных активов РАО ЕЭС послужила главным камнем преткновения при обсуждении плана реформирования российской электроэнергетики в целом. Акционеры РАО высказывали опасения, что эти активы, способные приносить неплохой доход, могут быть проданы за бесценок, что уменьшит стоимость всей компании. Разработчики плана реформирования "Ленэнерго" решили эту проблему просто - предложили передать соответствующие активы "Ленэнерго" в уставный капитал созданной в том числе и для этого СЗУК, где акционеры получают свои доли по "зеркальной" схеме. Таким образом, дальнейшую судьбу как находящихся под управлением СЗУК непрофильных активов, так и акций самой управляющей компании будут решать сами акционеры. По мнению заместителя генерального директора АО "Ленэнерго" Владислава Кузьминова, управляющая компания в дальнейшем может сосредоточиться на непрофильных и сервисных видах бизнеса. Если акционеры сочтут, что лучше их продать, СЗУК возьмет на себя предпродажную подготовку и реализацию.

Интересы местных властей связаны с самим смыслом преобразований (впрочем, администрация Петербурга озабочена еще и дележом энергетической инфраструктуры города - во время приватизации "Ленэнерго" не все имущественные вопросы были урегулированы; сейчас в спешном порядке завершается инвентаризация объектов недвижимого имущества инженерной инфраструктуры, формально не вошедших в план приватизации "Ленэнерго"). Властям нужно, чтобы вторая официальная цель реформы - "повышение надежности и качества обслуживания потребителей" - действительно была достигнута. Сейчас они хотят гарантий, что ситуация в этом смысле по крайней мере не ухудшится.

Возможность выбора

Смысл первого этапа реформы в том, чтобы создать условия для развития рыночных отношений в конкурентных секторах энергетической системы. Именно для этого остающаяся монопольной транспортировка энергии по сетям отделяется от конкурентных генерации и сбыта. Генерация и сбыт разделяются с целью усиления влияния спроса на предложение. Впрочем, на это же работает и отделение сетей от генерации.

Такая схема позволяет уже на первом этапе реформы начать создание конкурентного рынка, привлечение инвестиций в модернизацию и расширение, а значит, и улучшение качества энергоснабжения. Сосредоточившись на контроле за сетями, государство снимет запрет на продажу своих (формально - РАО ЕЭС) пакетов в генерирующих и сбытовых компаниях. И стратегические инвесторы получат возможность их покупать. А компании получат средства на развитие. Причем эти средства могут быть очень большими. По мере роста капитализации новых компаний (а для стремительно наращивающего доходы "Ленэнерго" такой рост вполне реален) стоимость их акций будет серьезно увеличиваться, приближаясь к мировым стандартам. Только таким способом то же "Ленэнерго" сможет привлечь 700 млн долларов, необходимых на приведение своей сетевой инфраструктуры в цивилизованный вид. За счет тарифа получить такие средства невозможно - потребители не выдержат серьезного увеличения цен.

Производить и продавать свою энергию (как электрическую, так и тепловую) закон и раньше не запрещал всякому, кто имеет соответствующие лицензии (получить их не очень сложно). Но конкуренции производителей существующая модель не предусматривала. Сейчас такая возможность появляется. Выигрыш потребителя от этого не вызывает сомнений. Когда производители электроэнергии, расположенные где-то на Волге, и аналогичные предприятия, действующие в Мурманске, могут конкурировать между собой, то потребитель может покупать энергию не у того производителя, который находится неподалеку, а у того, который готов предложить ее дешевле. В свою очередь, это заставит производителя энергии искать более эффективные способы производства, снижать себестоимость.

Есть, конечно, та часть общества, которой будет сложно приспособиться к новым реалиям. Некоторым будет трудно адаптироваться к меняющейся ситуации, следить за конъюнктурой цен, искать альтернативные сбытовые компании. Поэтому АО "Ленэнерго" предусмотрело схему, призванную предохранить самых незащищенных в социальном плане потребителей от перипетий начального этапа реформ. Речь идет о специальной программе, которую руководство энергокомпании разработало совместно с общественной организацией Фонд друзей "Ленэнерго". Согласно этой программе, ветераны Великой Отечественной войны и некоторые другие категории граждан, более чем заслужившие спокойную жизнь, в 2003 году вообще не будут сами платить за свет. Оплату потребляемой ими электроэнергии возьмет на себя Фонд друзей "Ленэнерго".

С 1 января 2003 года правительство вводит отдельный тариф на транспортировку энергии. Это обеспечивает финансовую независимость сетевиков от производителей. Появление у потребителя возможности выбирать как производителя энергии, так и сбытовика позволит устранить целый ряд особенностей нынешней системы. С появлением рынка промышленные предприятия, покупающие большие объемы электроэнергии, смогут претендовать на снижение цен. И при тех же тарифах наверняка у них будет возможность покупать электроэнергию дешевле.

В принципе, конкурировать с ОАО "Санкт-Петербургская генерирующая компания" (СПбГК) смогут теперь и ЛАЭС, входящая в структуру Росэнергоатома, и Киришская ГРЭС-19 (31 декабря 2002 года заканчивается срок договора на ее управление "Ленэнерго" и она войдет в состав одной из федеральных оптовых компаний).

В дальнейшем, по плану РАО ЕЭС, по мере разворачивания реформы российской энергетики в стране появятся семь крупных федеральных энергопроизводящих оптовых компаний. Они будут межрегиональными - каждая из них будет иметь мощности в разных регионах. Менеджеры "Ленэнерго" также считают разумным на втором этапе реформирования своего предприятия создать ОАО "Северо-Западная энергетическая компания" на базе СПбГК и генерирующих мощностей соседних регионов Северо-Запада и центра России. В результате сферы влияния генерирующих компаний будут перекрываться, ни в одном регионе не будет монопольного производства электроэнергии и потребители реально смогут выбирать даже оптового поставщика (через своего сбытовика).

Мировой опыт последних лет показывает, что укрупнение компаний разумно во всех секторах энергетической системы (помимо прочего такой подход позволяет диверсифицировать ценовые риски). Поэтому на втором этапе предполагается создать АО "Северо-Западная электросетевая компания" с участием семи региональных сетевых компаний Северо-Запада. Создание крупного холдинга, владеющего сетевыми компаниями, позволит привлекать инвестиции для реализации крупных сетевых проектов (строительство мощных подстанций, новых линий и т.п.).

Таким образом, на заключительном этапе реформы энергетика снова концентрируется в крупных компаниях. Только организованы они будут уже совершенно по-другому - не по советскому, внеэкономическому, административно-территориальному принципу, а по видам деятельности, что соответствует экономической целесообразности, позволяющей добиться максимальной эффективности и наилучшего качества предоставляемых услуг.

Консервативное тепло

Вообще говоря, под словом "энергия" в данном контексте обычно подразумевается электроэнергия - именно она стоит в центре реформы российской энергетики, ей посвящены постановления правительства и основная часть проектов энергетических законов. Между тем производство и распределение тепловой энергии является вторым профильным видом деятельности всех региональных "дочек" РАО ЕЭС.

Реформировать теплоэнергетику предполагается более медленными темпами. На первом этапе тепловые сети нынешнего "Ленэнерго" остаются в составе генерирующей компании. Отделяется только сбыт. Поскольку производство тепла сосредоточено на комбинированных ТЭЦ - самых выгодных с точки зрения себестоимости, то реформа теплоснабжению никак повредить не может (прекращение производства тепла на таких станциях увеличивает себестоимость электроэнергии). К тому же для обеспечения стабильности теплоснабжения государственными правилами регулирования и диспетчеризации будет предусмотрен особый порядок функционирования станций, работающих в теплофикационном режиме. Соответствующие нормы содержатся в пакете энергетических законопроектов и проектах нормативных актов правительства РФ, регулирующих эту сферу экономики.

А в идеале развитие теплосетевых активов СПбГК должно происходить вместе с реформированием всего топливно-энергетического комплекса Петербурга. Такое отличие в подходе от способа реформирования электроэнергетики обусловливается двумя обстоятельствами. Во-первых, теплоэнергетика локальна - горячую воду и пар невыгодно транспортировать на большие расстояния. Во-вторых, большая часть тепловой инфраструктуры населенных пунктов находится под контролем (или в собственности) местных властей. "Ленэнерго" владеет в основном магистральными теплосетями.

Объединить все сети

По мнению Андрея Лихачева, было бы целесообразно создать в перспективе Петербургскую инфраструктурную энергетическую компанию путем объединения всех теплосетей (принадлежащих СПбГК, ГУП "ТЭК СПб", ведомствам). Объединение инфраструктурных функций позволяет минимизировать затраты.

Доли в этом ОАО распределяются в соответствии с рыночной оценкой имущественных вкладов. Понятно, что город будет иметь значительную (может, даже наибольшую) долю в этой компании. Но важно, чтобы она функционировала как полноценное акционерное общество - помимо более эффективного, чем в ГУПе, управления это позволит привлекать инвестиционный капитал. Кстати, такого рода коммунальные предприятия на Западе появились много лет назад - вся монопольная инженерная инфраструктура собиралась в единое предприятие, в одно юридическое лицо.

При этом прекратится нынешняя практика, когда на одном и том же участке, где в земле лежат сети разных владельцев, периодически вскрывается дорожное покрытие и каждый ремонтирует свою сеть, что, естественно, тоже оплачивается из кармана петербуржцев. Единой компании будет невыгодно по отдельности ремонтировать коммуникации на одном и том же участке дороги. По этой же причине компания будет стремиться и к сокращению сроков ремонтных работ (а город уже не будет выглядеть постоянно разрытым). Минимизация затрат в конечном счете приведет к снижению тарифов или по крайней мере к уменьшению темпов их роста.

Санкт-Петербург

Данные схем: ОАО "Ленэнерго"

У партнеров

    Реклама