ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Культура

Строгого кроя любовь

2003

Галстук - самый опасный и самый легкомысленный предмет мужского гардероба. Этот кусочек ткани выразительно расскажет всем о вашем настроении и чувстве вкуса

Из всех предметов одежды галстук является, безусловно, наименее практичным, наименее утилитарным. Рубашки, брюки, пальто и прочие важные материи, каким бы нелепым образом их ни хотели порой скроить портные, по крайней мере прикрывают тело и активно участвуют в несложном процессе терморегуляции наших организмов. Зачем же болтается на груди поверх сорочки длинный кусочек шелка? Понять практическое назначение этого предмета крайне затруднительно.

Обладая повышенной степенью свободы в сравнении с другими частями одежды, галстук регулярно становится участником и виновником разнообразных комических положений, из которых купание в тарелке с супом представляется наиболее заурядным. Однако наряду со своей образцовой никчемностью он несет в себе такую мощную стилевую, социальную и психологическую нагрузку, что без преувеличения может быть причислен к самым парадоксальным и культовым аксессуарам мужского гардероба.

Любовь со стажем

Чтобы уметь носить галстуки, их надо любить. За исключением случаев врожденных гардеробных способностей, любовь эта мужчинам дается нелегко. Справедливости ради стоит признать: чтобы искренне любить удавку на шее, надо обладать определенной склонностью к мазохизму. С медицинской точки зрения, склонность повязывать вокруг своей шеи удушающий шнурок объясняется просто: добрая половина человечества в утробе матери примеряет в качестве первого галстука собственную пуповину. Видимо, ощущение легкой асфиксии в дородовом состоянии настолько впечатляет человека, что в реальной жизни он подсознательно стремится наиболее адекватными способами имитировать свой утробный аксессуар.

Если же абстрагироваться от фрейдистских и акушерских аналогий, то роман с галстуком начинается с того чувства гордости и восторга, которое охватывает представителей мужеского пола после первого удачно завязанного узла. Оно легко перекрывает все мучения, предшествовавшие этой победе стиля и духа, так как дарит блаженное мгновение собственной полноценности. Эйфория, правда, продолжается до тех пор, пока не выясняется, что свой идеально завязанный двойным виндзором узелок в полоску вы напялили поверх рубашки - экий казус - в такую же полоску! Итак, если это не любовь пренатальная, то, следовательно, она приходит с опытом.

Филология моды

Слово "галстук" мы заимствовали у немцев, и в России это малофункциональное дополнение к одежде до сих пор воспринимается заграничной штукой, которую по традиции напяливают "те, кому положено". Владимир Даль в своем Толковом словаре определяет галстук просто как повязку вокруг шеи, заимствованную у немцев, которая у собак прозаично именуется ошейником. Трудно отказать Далю в логике, но, наверное, только русскому лингвисту могло прийти в голову указать на унизительную общность человеческого и собачьего аксессуаров.

Шейным платком этот аксессуар назвали немцы, подчеркнув тем самым в галстуке и утилитарную составляющую, и одежную принадлежность. То, что немцу - шейный платок (halstuch), а русскому - ошейник, англичанину - обыкновенный узел (a tie). Убийственная простота, которая, пожалуй, указывает на самое главное - необходимость это изящное безобразие завязывать.

На богатое историческое прошлое галстука намекает французское cravate. Происходит оно от слова croate, что переводится попросту как "хорват". Так что заимствуй мы "шейный платок с узелком" у французов, а не у немцев, наверняка называли бы его не официозным галстуком, а какой-нибудь милой и безобидной "хорваткой". Хотя именно французский вариант обозначения указывает на его историческую принадлежность к военной, а не чиновничьей униформе. История о том, как в 1663 году прекраснодушный Людовик XIV пришел в восторг от платков, которыми повязывали свои шеи хорватские всадники во время дефиле союзных австро-французских войск в Версале, описана во всех энциклопедиях моды. Впервые она была упомянута в 1827 году в книге, изданной большим поклонником галстуков Оноре де Бальзаком. В модном издании автора - в "Человеческой комедии" утверждается, что французский монарх в срочном порядке заказал себе эти "хорватские платки, украшенные мелкими и крупными кистями, концы которых были завязаны розеткой и не без изящества свисали на грудь". Чем не начало для романтической эпопеи Александра Дюма-старшего?

Строго по косой

В теперешнем виде и в современном общепринятом представлении галстук не имеет почти ничего общего со своими историческими предшественниками. Из современных аналогов на предков больше всего похож наш советский пионерский (привет бойскаутам и несчастной гитлерюгенд), представляющий собой именно шейный платок, каковым галстук исторически всегда и являлся. Платки вокруг шеи повязывали и древнеримские легионеры, и пионеры Дикого Запада, и лондонские денди, и французские аристократы, и перерезавшие их санкюлоты, в XIX веке так и вовсе все, кому не лень было упражняться в хитроумных узлах, а в недавнем прошлом - и американские битники, и советские шестидесятники. Но галстук как галстук, а не как ошейник или платок, придумали лишь в середине 20-х годов прошлого века, сшив его по косой весьма хитрым образом. И это его главное отличие от платка или шарфа - данный аксессуар есть результат строго определенного кроя, а не просто кусочек ткани многоугольной формы.

Желание прикоснуться

Современный галстук невозможно рассматривать отдельно от современного мужского костюма. Какой бы смысл мы ни вкладывали в аксессуары, в любом случае стиль определяется геометрией пиджака и брюк. Галстук в этой конструкции главным образом подчеркивает вертикаль и прикрывает "незащищенное" пространство рубашки. Раньше он имел также серьезное функциональное значение, так как "держал" воротничок, который существовал автономно от сорочки и не имел пуговицы.

При условии соблюдения формальных требований, которые предъявляются к сочетаемости галстука и костюма, действительно хороший и красивый галстук подойдет к максимальному количеству костюмов. К слову сказать, это главное отличие светского аксессуара от военного. Но это не значит, что достаточно иметь пару классных галстуков и варьировать их с дюжиной костюмов, чтобы выглядеть все время комильфо. Пропорция должна быть скорее обратной. Наличие в гардеробе красивых и, если хотите, универсальных вещей только расширит ваши имиджевые возможности, а именно: свободу варьировать различные темы в зависимости от ситуации и сиюминутного каприза без ущерба вашему настроению и чувству вкуса. Вывод отсюда простой: галстук лучше покупать вместе с костюмом, а точнее - покупая костюм, сразу подобрать к нему несколько галстуков. Если выбор окажется удачным, то купленные вещи подойдут и к другим предметам вашего гардероба.

Чтобы научиться отличать дорогой галстук ручного пошива от фабричного ширпотреба, достаточно один раз взять его в руки. Аутентичные вещи всегда оставляют незабываемые тактильные и визуальные ощущения. Даже скромный опыт общения с галстуком позволит мгновенно распознавать в толпе "статусные" экземпляры. А при более длительном знакомстве с этим предметом и при известном любопытстве непроизвольно начинаешь различать не только марки, но и коллекции - у всех известных домов моды есть свой индивидуальный стиль, хотя едва уловимый, но для человека искушенного вполне узнаваемый. Дизайнеры придумывают расцветки не с потолка, и деньги им платят в том числе и за то, чтобы эффект узнавания любимой марки доставлял клиенту радость и удовольствие.

Есть немало людей, коллекционирующих галстуки, но к реальной жизни и к хорошему стилю такие коллекции крайне редко имеют отношение. У человека может быть пятьсот тридцать два галстука, но из них не стыдно будет надеть только три с половиной. Нумизматы коллекционируют монеты, но не для того, чтобы расплачиваться ими в магазине, потому что ценность любой коллекции заключается как раз в ее непрактичности и безжизненности. Поэтому, покупая галстук, следует руководствоваться скорее советом эксперта и прагматичными соображениями адекватности и целесообразности, нежели абстрактными эстетическими спекуляциями. Формальных требований к сочетаемости галстука и костюма довольно много. Заучивать их бессмысленно. Как уже было сказано - чтобы научиться носить галстуки, их нужно полюбить. А бесценный опыт и так называемое чувство вкуса приобретаются естественным образом по мере посещения модных лавок - чтобы не отставать от времени, это приходится делать в известной степени регулярно.

Таймураз Боллоев

Таймураз Боллоев отдает предпочтение корпоративным галстукам пивоваренной компании "Балтика", которую возглавляет. И это только повышает уважение к нему со стороны деловых партнеров его корпорации.

Александр Винокуров, председатель правления Вэб-инвест банка:

Александр Винокуров

- Иногда галстук дает возможность подчеркнуть настроение. Если в этот день готовятся важные переговоры с человеком высокого статуса - выбираю самый серьезный, строгий галстук - как правило, Kiton. Не хотелось бы, чтобы после переговоров обо мне осталось впечатление как о пареньке в розовой рубашке и розовом галстуке. Лучше, чтобы галстук на таких переговорах вообще не запоминался - приличный, строгий, незаметный. Надо внимание собеседника направлять на то, что говоришь, а не как выглядишь.

Вениамин Грабар, генеральный директор ХК "Ладога":

- Моя любимая марка - Stefano Ricci. Я часто обращаю внимание на галстуки, потому что к ним неравнодушен. Но никогда марка не влияет на мое мнение о том или ином человеке.

Александр Гребенко, председатель совета директоров инвестиционного агентства "Пролог":

- Раньше для меня носить галстук было бременем. Сейчас - удовольствие. На прошлой неделе по книге выучил новый способ завязывания галстука - фристайл. Отдаю предпочтение Canali - за нестандартность цветов и геометрию в рисунке.

«Эксперт Северо-Запад» №14 (123)
«Эксперт» в Telegram
Поставить «Нравится» журналу «Эксперт»
Рекомендуют 94 тыс. человек



    Реклама



    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама