Химический анализ мечты

Спецвыпуск
Москва, 27.10.2003
«Эксперт Северо-Запад» №40 (149)
Индустрия "люкс" традиционно держится на мифах и легендах. И одним из ее наиболее доходных мифов являются духи

С легкой руки Габриель Шанель духи позиционируются как самый изысканный аксессуар, который не только выразительно дополняет впечатление от внешнего вида человека, но и напоминает о нем даже после того, как тот исчезает из поля зрения заинтересованного субъекта. И, в общем-то, неудивительно, что сегодня парфюмерная продукция стала одним из важнейших департаментов моды. Более того, именно благодаря духам и только за счет их высоких продаж могут выжить сегодня знаменитые кутюрные монстры.

Впрочем, так было далеко не всегда. В средние века парфюмеры были сродни алхимикам, их профессиональная деятельность была окружена ореолом таинственности, а их магазины не имели ничего общего с портновскими ателье. Исключением из традиционного ассортимента средневековой парфюмерной лавки были только кожаные аксессуары - вроде перчаток, которые в те времена полагалось пропитывать ароматическими составами. Первым дизайнером одежды, который выпустил собственные духи, был Поль Пуаре, и случилось это лишь в начале XX века. Для моды это был поистине революционный момент. Пуаре, покоренный костюмами Бакста к балетам Дягилева, освободил женщин от корсета и своими струящимися декадентскими платьями экзотических расцветок создал изящный образ belle йpoque. Так возник феномен тотальной моды (total look), чьи интересы не ограничиваются одеждой и охватывают все возможные сферы человеческого бытия, в том числе и такую эфемерную, как запах.

На службе добра и зла

Пару лет назад в штутгартском Музее Библии проходила выставка, посвященная запахам библейских времен. По мнению организаторов, мир пару тысяч лет назад пах миррой, ладаном, корицей и гранатом. Конечно, духи обязаны своим происхождением всевозможным магам и шаманам, и этимология слова "парфюмер" тому подтверждение (от латинск. per fumare - "сквозь дым"). Колдовские технологии щедро заимствовала церковь, хотя подлинную монополию на запах всегда устанавливала аристократия. Наиболее трогательными в этой связи выглядят исторические анекдоты о том, как, справив за занавеской свои естественные нужды, французские монархи опрыскивали себя благовонными смесями и, как ни в чем не бывало, появлялись перед восторженными гостями.

Так или иначе, но светская и религиозная идеологии по-прежнему эксплуатируют ароматы с одинаковой целью - отбить запах пота (со зловонием фекалий человечество разобралось посредством канализации) и одурманить голову. Успехи светского общества в этой сфере деятельности представляются более значимыми, и причина проста: изобретение спирта - главного ингредиента современных духов, которым церковь фатально пренебрегает и по сей день, предпочитая ему менее витальные масла. Впрочем, кто знает, возможно, Ватикан тоже выпустит свой религиозный аромат на спиртовой основе, которым будут помечать себя монахи и монашки. И, скорее всего, это будут духи unisex...

Идентификация женщины

Сто лет назад, когда мода только начинала осваивать духи, как элемент маркетинга, существовало немало парфюмерных домов, и самым знаменитым из них был конечно же дом Guerlain. Кстати сказать, сегодня он остается единственным в своем роде, все остальные либо разорились, либо превратились в банальные парфюмерные фабрики, которые штампуют по заказу модных домов однотипные синтетические однодневки.

Династия Герлен первой, еще в XIX веке, начала разрабатывать настоящие сложные духи из нескольких десятков разнообразных ингредиентов (причем как натуральных, так и синтетических) - по принципу хорошего коньяка, который составляется из более чем сотни разных спиртов. До этого парфюмеры делали духи, которые представляли собой примитивные ароматы-архетипы с одной базовой нотой. Как ни странно, такие ароматы снова в моде, с той лишь разницей, что теперь их штампуют промышленным способом, используя достижения современной химии, которая способна искусственно синтезировать практически любой запах.

Вслед за одеколонами для французских и российских монархов дом Guerlain создал знаменитые Jicky, положившие начало новой парфюмерной эре. Это был первый поистине гламурный аромат, который детерминировал женственность как высший объект привлекательности. Эме Герлен фактически удалось выделить женскую сущность природы, подчеркнув ее превосходство над мужским началом, и выразить ее самой изысканной на тот момент комбинацией ароматических веществ. Неожиданно выяснилось, что женщина - существо сложное, и сложностью своей она и привлекательна.

Революции Пуаре в одежде и Герлена в духах зафиксировали взрыв женской эмансипации, высвободившей в массовом порядке ранее сдерживаемую сегрегационной моралью женскую энергию, которой отныне требовалось соответствующее оформление. И одной из главных составляющих нового социального имиджа женщины стал запах, причем не столько как инструмент обольщения, сколько как средство самовыражения. Увы и ах, но решающей причиной успеха духов Jicky было использование наряду с натуральными синтетических ингредиентов. И хотя их пропорция тогда была все еще незначительна, начало было положено.

После Jicky появилось немало шедевров парфюмерного искусства, но, по большому счету, все, что впоследствии было создано парфюмерной индустрией, вторично по сути своей и является лишь вариацией на заданную Герленом тему женской привлекательности. Неслучайно нынешний парфюмер дома "Шанель" Жак Польж назвал духи "внутренним измерением женского тела", но чтобы сформулировать эту вроде бы простую максиму, сильной половине человечества пришлось изрядно потренировать свои обонятельные способности, а слабой - создать поистине завораживающий миф ольфактивной красоты своего тела.

Глянцевая химия

Как часто бывает, этим мифом заинтересовалась наука, а именно - химия. Оказалось, что всевозможные альдегиды и другие продукты синтеза спиртов обладают самостоятельными и весьма приятными ароматическими свойствами. А главное - по сравнению с натуральными они оказались более витальными. Не использовать их в промышленном производстве духов было бы непростительным упущением. И первым шедевром парфюмерного искусства, в котором синтетические элементы преобладали над натуральными, стал легендарный пятый номер от Шанель. Само название этих духов говорит об их научном происхождении. Это была победа просвещенного разума, которому удалось выразить эмоциональное начало искусственными средствами. Chanel 5 стали самыми продаваемыми духами в мире и ярко продемонстрировали, какие дивиденды может принести союз науки и моды. Коко Шанель выступила в качестве инициатора и инспиратора, а ее приятель, химик Эрнест Бо, - в качестве тонкого ученого, который, перефразируя Александра Пушкина, поверил химией мечту. Теперь эту схему "дизайнерская идея + химическая лаборатория" используют все модные дома.

Проблема лишь в том, что, взяв на вооружение технологии, придуманные Эме Герленом и доведенные до совершенства лучшими "носами" XX века - Эрнестом Бо (Chanel 5), Жан-Полем Герленом (Nahema, Samsara, Champs-Elysees, Heritage), Эдмоном Рудничкой (Diorissimo, Eau Sauvage) и Жаком Польжем (Antaeus, Allure, Egoiste), парфюмерная индустрия в каком-то смысле профанировала идею аромата. Содержание натуральных ароматических веществ в большинстве современных духов сведено практически к нулю. Натуральное сырье стоит дорого. Например, чтобы извлечь экстракт корня ириса, понадобится около трех лет. А для получения литра розового масла потребуются тонны лепестков этого цветка. Гораздо проще синтезировать запахи. По сравнению с современными химиками, герой романа Зюскинда "Парфюмер" - просто ребенок, если, конечно, не брать в расчет его обонятельных способностей...

Отличие синтетических ингредиентов от натуральных заключается прежде всего в том, что они активнее и, как ни странно, эмоционально понятнее человеку. Однако их воздействие поверхностно, синтетические запахи нестойки и быстро умирают на коже человека по причине своей высокой витальности. Натуральные же составляющие духов способны жить и сохранять свой аромат на "обработанной" ими поверхности несколько дней, а иногда и недель. Хотя, положа руку на сердце, если вы никогда не нюхали настоящее эфирное масло, то, скорее всего, вряд ли представляете, что может сделать запах с вашим сознанием, телом и психикой...

Но современный маркетинг побуждает женщин и мужчин постоянно менять ароматы, буквально каждый день, а то и чаще, и таким образом стимулирует высокие продажи. При подобном отношении чисто синтетические духи имеют неоспоримое преимущество - если вы нанесли их на себя утром, уже к обеду от них может не остаться и следа и вы, не опасаясь смешать несовместимые запахи, бросаетесь в объятия нового аромата. Тогда как духи, содержащие большое количество натуральных компонентов, приучают нас быть верными одному-двум ароматам и варьировать их гораздо более деликатно.

Идеологом синтетической парфюмерии сегодня является главный "нос" и вице-президент компании International Flavors&Fragrances Браджа Мукерджи, который заказывает эксперименты по синтезу ароматов даже астронавтам NASA. Весь бизнес таких компаний строится на тиражировании и продаже химических формул, которые раскупают раскрученные модные марки. Создать "свой" парфюм сегодня может практически любой желающий, хотя удовольствие это не из дешевых. На разработку самого примитивного аромата потребуется не менее 1000 долларов; прибавьте к этому дизайн флакона, упаковки, закупку сырья и прочие технологические и рекламные расходы - и вы упретесь в кругленькую сумму. Но зато и "выхлоп" от этих инвестиций, как правило, не оставляет равнодушным.

Бремя выбора

Говорят, часы нужно выбирать так же легко, как духи, а духи - так же вдумчиво и обстоятельно, как часы. Задуматься и впрямь есть над чем - сегодня в мире существуют тысячи всевозможных духов и из них не менее сотни представляют достойные внимания ароматы. Нет ничего хуже, чем пытаться за один поход в парфюмерный магазин перепробовать весь его ассортимент. В идеале, нужно "дегустировать" не более одного аромата за раз. И лучше всего это делать не в парфюмерной лавке, в атмосфере которой умопомрачительная какофония запахов, а в нейтральном с этой точки зрения интерьере. Очень, кстати, удобны для тестирования новых духов ванные комнаты ваших подруг и друзей.

Разные парфюмеры по-разному подходят к тому, какое впечатление от аромата является наиболее верным. Такой выдающийся "нос", как Эдмон Рудничка, считает, что самым важным является то грубое эмоциональное потрясение, которое охватывает нас в первые секунды знакомства с запахом. При всем уважении к создателю Eau Sauvage, такой "искренний" подход представляется весьма спорным. Первое впечатление от хороших духов очень часто бывает обманчиво. Наша кожа - необычайно сложна, она формируется из тех же эмбриональных клеток, что и мозг, и химический состав ее поверхности столь же индивидуален, как отпечатки пальцев. И для того чтобы духи раскрыли свой аромат, кратковременного контакта с кожей недостаточно. Поэтому доверять первому впечатлению стоит не всегда.

Лучше всего начать тест утром и затем в течение всего дня следить за тем, как духи будут "развиваться" на вашей коже. К вечеру вы поймете, насколько стойкими они являются, насколько вы от них устали или, напротив, сжились настолько, что не хотите с ними расставаться. Пользуясь каким-либо ароматом, неплохо иметь его в разных форматах - в виде собственно духов (Parfum, Extrait, Esprit de parfum) и туалетной воды (Eau de toilette). Туалетная вода наносится спреем поверх духов и на кожу, и на одежду, она создает ароматное облако, и верхние ноты в ней проявляются особенно ярко. Духи же, которые наносят более избирательно, раскрываются медленнее и наиболее выразительно дают о себе знать сердечными и базовыми нотами.

Сегодня популярно мнение, что женщины могут использовать мужские ароматы, а мужчины - женские (духи unisex не стоит вообще брать в расчет). Однако лучшие "носы" современности - парфюмеры домов Chanel и Guerlain Жак Польж и Жан-Поль Герлен с удовольствием убедят вас в обратном. Слишком уж разная философия у мужских и женских запахов. И не только философия, но и физиология, и химический состав. Даже части тела, на которые предпочтительнее наносить духи, у мужчин и женщин не всегда совпадают. В отношении мужчин это, как правило, места, связанные с волосяным покровом: брови, грудь и нижняя часть затылка, а у женщин - места с наиболее тонкой и нежной кожей: шея, виски, запястья. Хотя такой специалист по духам, как Габриель Шанель, советовала всегда наносить духи туда, куда вы желаете, чтобы вас поцеловали. И это, пожалуй, самый искренний и в то же время самый сексуальный метод использования духов.

У партнеров

    Реклама