Обмен ресурсами

Спецвыпуск
Москва, 27.10.2003
«Эксперт Северо-Запад» №40 (149)
Администрация Архангельской области готова поддерживать крупный бизнес, требуя взамен политической лояльности и спонсорской поддержки социальных проектов

Этой публикацией журнал "Эксперт Северо-Запад" продолжает специальный проект "Центры влияния на Северо-Западе России". Цель проекта - выявить и описать "центры влияния" (или, по-другому, "группы интересов") в Северо-Западном регионе, к которым мы причисляем политические и экономические субъекты, обладающие определенными интересами и ресурсами для их реализации и участвующие в процессе "торга" за принятие тех или иных решений на уровне региональной и федеральной власти. При этом основное внимание мы уделяем отношениям между региональной властью и крупными компаниями, работающими в Архангельской области. Выводы статьи основаны на данных, полученных в результате 10 углубленных интервью с представителями региональной политической и экономической элиты, которые мы провели в Архангельске и Петербурге летом и осенью 2003 года.

В позиции арбитра

Политическая система, сложившаяся за последние годы в Архангельской области, в миниатюре отражает политическую ситуацию в России в целом. Областная администрация во главе с губернатором Анатолием Ефремовым является единственным влиятельным игроком на региональном политическом поле. Политический режим в области можно охарактеризовать как близкий к бюрократическому авторитаризму - закрытому, но при этом не склонному к особенной жесткости. Администрация области выстроила свою "вертикаль власти", она контролирует областное собрание депутатов, глав муниципальных образований и основные медиаресурсы, не позволяя сформироваться потенциальной оппозиции. Власть готова сотрудничать с крупными бизнес-структурами, но при этом держит их на определенной дистанции, предпочитая занимать выгодную позицию арбитра. В этом плане случай Архангельской области является типическим - ситуация в ней развивается по той же модели, что и во многих других российских регионах.

Начальные условия

Архангельская область, как и ее соседи (республики Коми и Карелия, Ненецкий АО), - регион по преимуществу сырьевой. Основой экономики являются добыча и первичная переработка леса. Кроме множества лесозаготовительных и лесоперерабатывающих предприятий, на территории области работают три целлюлозно-бумажных комбината: более крупные Архангельский (АЦБК) и Котласский (КЦБК) и меньший по размерам и ассортименту выпускаемой продукции Соломбальский. АЦБК и КЦБК являются базовыми для крупных вертикально интегрированных холдингов - соответственно, группы компаний "Титан" и петербургской компании "Илим Палп Энтерпрайз". Лесная отрасль (включая ЦБК) обеспечивает более половины налоговых поступлений в областной бюджет.

В Архангельске работают дочерние компании российских нефтяных гигантов - "ЛУКОЙЛа" и "Роснефти". Эти компании ведут добычу нефти в соседнем НАО, который является самостоятельным субъектом Федерации и входит в состав Архангельской области лишь формально. На территории самой области нефть пока не обнаружена, хотя геологоразведочные работы проводятся. Однако головные офисы некоторых компаний, владеющих лицензиями на добычу нефти в Тимано-Печорской провинции (" Роснефть-Архангельскнефтепродукт", " Полярное сияние" - совместное предприятие "Роснефти" и американской корпорации Conoco, "Архангельскгеолдобыча" - одна из многочисленных "дочек" "ЛУКОЙЛа"), расположены именно в Архангельске. В Архангельской области эти компании лишь реализуют и переваливают нефтепродукты и, соответственно, доля нефтяных поступлений в областном бюджете невелика.

На территории области еще несколько десятилетий назад было обнаружено месторождение алмазов. Его разработку ведет компания "Севералмаз" - "дочка" компании "АЛРОСА". Впрочем, пока идут лишь подготовительные работы, а первые алмазы, если верить планам, должны быть получены в конце следующего года.

К высокотехнологичным производствам следует отнести расположенные в Северодвинске судостроительные и судоремонтные предприятия, находящиеся в федеральной собственности. Наиболее крупными из них являются "Севмаш" (около 27 тыс. работников) и "Звездочка" (около 10 тыс.). Значительно меньше работников на "Арктике" (примерно 2 тыс. человек) и "Полярной звезде" (1,2 тыс.). Источник дохода северодвинских предприятий - государственный оборонный заказ, резко сократившийся после распада СССР, и заказы в рамках военно-технического сотрудничества с зарубежными странами (например, с Индией). "Севмаш" и "Звездочка" выполняют и гражданские заказы (например, "Севмаш" строит буровую платформу по заказу "Роснефти", а "Звездочка" - "Газпрома"), но их доля в общем объеме производства не превышает 30%. На территории Архангельской области расположен также космодром "Плесецк", с которого в настоящее время осуществляется большинство российских космических запусков.

Важными отраслями в экономической структуре Архангельской области являются морской транспорт и рыбный промысел. Контрольный пакет акций Архангельского морского порта принадлежит компании "Норильский никель": именно через этот порт она осуществляет экспорт своей продукции. Северное морское пароходство было в свое время приобретено одной из структур "ЛУКОЙЛа", который, однако, впоследствии утратил контроль над ним, уступив его одному из своих бывших менеджеров. Архангельская база тралового флота, занимающаяся рыбодобычей, принадлежит государству и, по общему мнению, находится в перманентном кризисе.

Отраслевая структура региона образует рамку для его политического и экономического развития. Лесные запасы Архангельской области и построенные в советское время крупные высокорентабельные ЦБК привлекли в Архангельск российских и зарубежных инвесторов и способствовали формированию крупных холдингов. Нефтяные запасы НАО и наличие порта, пригодного для перевалки нефти и нефтепродуктов, привели в регион крупные нефтяные компании. Каким образом строятся отношения корпораций с областной администрацией?

Цели и интересы

Есть несколько причин, по которым главы региональных администраций заинтересованы в выстраивании конструктивных отношений с крупными корпорациями. Во-первых, очевидно, что эффективно работающие компании улучшают общее экономическое положение, создают новые рабочие места и самим фактом своего присутствия в регионе способствуют повышению его инвестиционного рейтинга. Во-вторых, часто корпорации являются владельцами градообразующих предприятий (как в случае Котласского ЦБК, расположенного в Коряжме, или Архангельского ЦБК, находящегося в Новодвинске). Именно от их успешной деятельности зависит социальное благополучие окружающих территорий. Если завод остановится, а рабочим перестанут платить зарплату, адресатом социального недовольства будут не только корпорации, но в первую очередь местные и региональные власти.

В-третьих, губернаторы нуждаются в политической поддержке со стороны крупных компаний. Руководители предприятий с большим числом работников могут оказывать существенное влияние на политические и электоральные предпочтения своих подчиненных. Кроме того, корпорации иногда обладают определенными медиа-ресурсами, владеют местной прессой, которая также может влиять на ход выборов. И наконец, существенным фактором является финансирование корпорациями избирательных кампаний тех или иных кандидатов. Руководители компаний могут финансово поддержать как действующего губернатора, так и его оппонентов, если отношения с администрацией не сложились.

Корпорации, в свою очередь, заинтересованы в режиме наибольшего благоприятствования со стороны власти. Он позволяет им рассчитывать на учет их интересов при реализации инфраструктурных бюджетных проектов (таких, например, как строительство дорог, что актуально для работающих в ЛПК холдингов). Негативное отношение администрации существенно осложняет оперативную деятельность компаний, которые начинают сталкиваться с необходимостью бесчисленных чиновничьих согласований по самым элементарным вопросам. Несмотря на то что региональные управления силовых ведомств находятся в федеральном подчинении, губернаторы продолжают оказывать на их деятельность и кадровую политику заметное влияние и в большинстве случаев способны осложнить жизнь "нелюбимым" корпорациям с этой стороны.

Еще одной причиной заинтересованности крупных компаний в губернаторах является стремление использовать их лоббистский ресурс в федеральных ведомствах. Это необходимо, например, при получении лицензий на нефтедобычу в Минприроды и прохождении государственной экспертизы крупных инвестиционных проектов.

Вертикаль власти

Анатолий Ефремов является губернатором Архангельской области с 1996 года. Когда предыдущий губернатор Павел Балакшин был указом Бориса Ельцина отправлен в отставку за нецелевое расходование средств, выделенных на северный завоз, Ефремов работал руководителем представительства Архангельской области в Москве. В марте 1996 года он был назначен губернатором, а в декабре по-бедил на выборах, во втором туре опередив представителя КПРФ Юрия Гуськова.

За семь лет губернаторства Ефремов сумел выстроить в Архангельске жесткую исполнительную вертикаль. По общему мнению, Ефремов не терпит рядом с собой фигуры, потенциально способные составить ему конкуренцию. Его опасения отчасти резонны: на выборах 2000 года председатель правительства Архангельской области Николай Малаков выдвинул свою кандидатуру в губернаторы и проиграл лишь во втором туре. Сейчас Малаков работает в Министерстве финансов федерального правительства, где является заместителем руководителя департамента государственного финансового контроля и, по слухам, даже продал свою квартиру в Архангельске. В настоящее время Ефремов полностью контролирует свою администрацию, предпринимая время от времени неожиданные кадровые изменения. Так, первый заместитель губернатора Петр Орлов в прошлом году в одночасье был снят с должности и назначен первым заместителем мэра Архангельска. Причины неожиданной опалы Орлова остаются неизвестными.

Губернатор имеет большинство в областном собрании депутатов. "Исполнительная власть способна продавить через областное собрание любое решение", - считает депутат собрания и лидер регионального отделения СПС Дмитрий Таскаев. С ним согласен депутат Александр Иванов, который назвал нынешний состав собрания "не очень жестким".

Нет оппозиции губернатору и среди глав муниципальных образований. Мэр Архангельска Олег Нилов является ставленником Ефремова. "Мэры всех городов появились после того, как у нас избрался губернатор, - говорит Таскаев. - А какой же губернатор захочет видеть в креслах мэров самостоятельные фигуры, с которыми потенциально возможен конфликт?" В городах на юге области, таких как Коряжма и Котлас, мэры самостоятельны в большей степени, чем в Архангельске, но не занимают независимой политической позиции на областном уровне.

Ефремову удается сохранять хорошие или по крайней мере нейтральные отношения с федеральным центром, прежде всего с президентской администрацией. В Архангельске сильна организация "Единой России", в которую входят и сам губернатор, и многие чиновники администрации. Ефремов занимает вторую позицию (после вологодского губернатора Вячеслава Позгалева) в Северо-Западном списке "Единой России" на грядущих выборах в Госдуму. Многие компании, работающие в регионе (например, Соломбальский ЦБК и "Илим Палп"), также поддерживают "Единую Россию". Очевидно, что партийные предпочтения администрации и бизнесменов в данном случае обусловлены не столько идеологическими, сколько прагматическими причинами - стремлением соответствовать избранному Кремлем курсу. Президентская администрация в ответ не вмешивается в областную политику, предоставив региональной власти своеобразный карт-бланш. В Архангельске, в отличие от многих других регионов, структуры "Единой России" формируются непосредственно "под губернатором", а не в отдалении от него, подразумевающем потенциальную оппозицию. "Единственным реальным центром влияния в Архангельской области на сегодняшний день является губернатор, - делает вывод Дмитрий Таскаев. - К этому можно относиться по-разному, но это факт".

Надо делиться

В отношениях с корпорациями Ефремов старается придерживаться провозглашенного на федеральном уровне принципа равно-удаленности. Администрация не дает поводов для обвинений в откровенном лоббировании интересов одних бизнес-структур в ущерб другим, не устраняясь при этом от взаимодействия с разными экономическими игроками.

Позитивное отношение к бизнесу со стороны власти обусловлено рядом условий, которые должны соблюдать корпорации. Одним из них является спонсорская помощь. Администрация периодически просит крупные компании спонсировать то или иное мероприятие или социальный проект: хоккейный клуб "Водник" (который является многократным чемпионом России по хоккею с мячом), кинофестиваль "Сполохи" или строительство новой телевизионной вышки. Средства аккумулируются в созданном при губернаторе фонде социальных программ. Большинство компаний так или иначе участвуют в спонсорских программах - "отказников" мало. Руководитель компании "АТК-Медиа" и член политсовета "Единой России" Яков Попаренко, считающийся близким к администрации человеком, говорит, что компаниям, отказывающимся от спонсорской помощи, грозит только общественное порицание: "Если человек не хочет давать деньги на общественное дело, это его личное дело. Но есть же понятие "бизнес-элита" - люди собираются, общаются, дружат. Так вот, в обществе создается не очень хорошее отношение к такому человеку. Многие ведь вкладывают деньги не потому, что их заставляют, а потому, что понимают социальную значимость того или иного проекта. А если человек этого не понимает - ну, жлоб он, что тут можно сказать". Ему вторит Дмитрий Таскаев: "Тот, кто сюда приходит, отчисляет деньги на социальную сферу. А если не отчислят - их любить не будут. Это, собственно, ничем не грозит, но, как вам сказать... если вы любите своих родственников, то вы их любите. А если вы их не любите, в одиночку будете ужинать с водочкой". Таким образом, складываются своего рода патронажные отношения: компании, которые играют по принятым правилам, допускаются в губернаторский пул, "нонконформисты" исключаются из него.

Компаниям, соблюдающим правила, губернатор готов идти навстречу. Представитель компании " Архангельскгеолдобыча" ("дочки" " ЛУКОЙЛа") Максим Шубцов возглавляет департамент ТЭК в областном правительстве. Губернатор активно способствует деятельности компании " Севералмаз": Ефремов лично представлял проект строительства горно-обогатительного комбината в Москве на Экспертном совете, выступал за рассекречивание запасов алмазного месторождения им. Ломоносова, на котором работает "Севералмаз". "Именно благодаря области мы в свое время получили решение о государственной поддержке проекта", - говорит генеральный директор "Севералмаза" Евгений Валуев. Администрация координирует свою политику в южной части области с "Илим Палпом" в рамках постоянно действующего совещания глав муниципальных образований при губернаторе.

Источники оппозиции

Еще одним обязательным для бизнеса условием позитивных отношений с администрацией является политическая лояльность. Компании могут принимать участие в политике (в частности, продвигать своих людей в областное собрание депутатов), но не должны вести за спиной Ефремова самостоятельную игру. Не соблюдающие это правило подвергаются остракизму со стороны областной администрации. Так, например, случилось с председателем совета директоров группы "Титан" Владимиром Крупчаком. Некоторое время назад Крупчак обронил фразу о своих губернаторских амбициях, что радикально испортило его отношения с администрацией (несмотря на последующие заверения в том, что он всего лишь был неправильно понят). На предстоящих выборах в Госдуму Крупчак баллотируется в депутаты по Архангельскому избирательному округу, где он составит конкуренцию заместителю Ефремова и члену "Единой России" Тамаре Румянцевой. Пожалуй, именно Крупчак, обладающий значительными финансовыми ресурсами и немалым авторитетом в области, может считаться потенциальным оппонентом Ефремова на предстоящих в следующем году губернаторских выборах.

Другой оппонент (опять-таки потенциальный) может появиться из-за пределов области. В нашумевшем конфликте между компаниями "Илим Палп" и "Континенталь Менеджмент" Ефремов предпочел сохранить вооруженный нейтралитет, открыто не поддержав ни одну из противоборствующих сторон. Впрочем, губернатор на встрече с Олегом Дерипаской и Захаром Смушкиным подчеркнул, что конфликт должен решаться на юридическом, а не силовом поле, что сыграло скорее на руку "Илим Палпу". "Континенталь Менеджмент" в итоге так и не сумел ни зайти на КЦБК, ни договориться с Ефремовым о поддержке. Возможно, компания предпримет попытку добиться своего на политическом поле. По крайней мере на предстоящих выборах в Думу представитель "Континенталь Менеджмента" Алексей Дробашенко выступает, наряду с Румянцевой и Крупчаком, третьим реальным кандидатом. Маловероятно, но возможно, что и Николай Малаков решит повторить в следующем году свою губернаторскую попытку.

Пока, однако, наиболее предпочтительными выглядят позиции самого Анатолия Ефремова. Если политическая ситуация в регионе радикально не изменится, именно он обладает наибольшими шансами на то, чтобы третий раз стать губернатором Архангельской области.

Архангельск - Санкт-Петербург

В подготовке материала принимала участие Надежда Брешковская

Люди, определяющие политическую и экономическую "повестку дня" в регионе

Анатолий Ефремов

Губернатор Архангельской области. Родился в 1952 г. в деревне Малое Тойнокурье Приморского района Архангельской области. Закончил Архангельский лесотехнический институт (1975), Ленинградскую Высшую партийную школу (1986), Всероссийский заочный финансово-экономичский институт (1998). Магистр Портлендского университета. Доктор экономических наук. В 1970-1980-е гг. - второй секретарь Архангельского обкома ВЛКСМ, директор автотранспортного предприятия 1. В 1994-1996 гг. - руководитель представительства Архангельской области в Москве. В марте 1996 г. указом Бориса Ельцина назначен, а в декабре 1996 избран губернатором, в 2000 г. переизбран на второй срок.

Алексей Баринов

Главный федеральный инспектор в Ненецком автономном округе. Родился в 1951 г. в поселке Ташабар Таджикской ССР. Закончил Тюменский индустриальный институт (1974) и Московский институт нефти и газа им. Губкина (1987). В 1992-1994 гг. - начальник управления ПО "Когалымнефтегаз", в 1995-1998 гг. - генеральный директор ЗАО "ЛУКОЙЛ-АИК". В 1998-2003 гг. - генеральный директор ОАО "Архангельскгеолдобыча".

Николай Калистратов

Генеральный директор ФГУП МП "Звездочка". Родился в 1950 г. в деревне Адорье Псковской области. Закончил Ленинградский кораблестроительный институт (1973) и Академию народного хозяйства (1990). На "Звездочке" работает с 1973 г. С 1986 г. - главный инженер, с 1992 г. - генеральный директор.

Владимир Крупчак

Председатель совета директоров Архангельского ЦБК, президент группы компаний "Титан", депутат Архангельского областного собрания. Родился в 1958 г. в Вилегодском районе Архангельской области. Закончил стоматологический факультет Архангельского медицинского института (1980), Всероссийский заочный финансово-экономический институт (1998), школу бизнеса Портлендского университета (1994). Кандидат экономических наук. В 1990 г. создал производственно-коммерческое предприятие "Титан", с 1996 г. - председатель совета директоров АЦБК.

Николай Львов

Генеральный директор Соломбальского ЦБК. Родился в 1948 г. в Архангельске. Закончил Архангельский лесотехнический институт (1972). С 1976 г. работает на СЦБК, с 1989 г. - генеральный директор.

Давид Пашаев

Генеральный директор ГУП "Севмашпредприятие". Родился в 1940 г. в селе Осташево Московской области. Закончил Уральский политехнический институт (1963). С 1963 г. работает на "Севмаше", с 1988 г. - генеральный директор.

Захар Смушкин

Председатель совета директоров "Илим Палп Энтерпрайз". Родился в Ленинграде в 1962 г. Закончил Ленинградский институт целлюлозно-бумажной промышленности (1984). Работал в НПО "Гидролизпром". Один из основателей "Илим Палп Энтерпрайз", в 1992-2001 гг. - генеральный директор.

Дмитрий Таскаев

Депутат областного собрания, лидер регионального отделения СПС, владелец ювелирных салонов "Карат". Родился в 1959 г. в Архангельске. Закончил исторический факультет Поморского государственного университета. 10 лет преподавал историю в школе 6 Архангельска. В 1990-1993 гг. - депутат Архангельского городского совета. В 2000 г. избран депутатом Архангельского областного собрания.

Виталий Фортыгин

Председатель Архангельского областного собрания депутатов. Родился в 1943 г. в Челябинске. Закончил Ленинградский горный институт (1972). В 1970-1980-е гг. работал в Архангельской геологоразведочной экспедиции. С 1994 г. - заместитель генерального директора предприятия "Архангельскгеология", с 1995 г. - генеральный директор РАО "Севералмаз". С 2000 г. - депутат и председатель Архангельского областного собрания.

У партнеров

    Реклама