ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Позитивная недостаточность

, 2003

Представители среднего класса Петербурга готовы инвестировать свободные деньги, но не очень представляют - куда и как

В ноябре 2003 года компания TNS Gallup Media (Санкт-Петербург) по заказу журнала "Эксперт Северо-Запад" провела исследование потребительского поведения представителей петербургского среднего класса на рынке финансовых услуг.

Нас интересовали не столько конкретные поступки и действия, касающиеся распоряжения собственными деньгами, сколько взгляд в будущее - общее настроение "средних русских" Северной cтолицы, их "макроэкономические" ожидания, горизонты планирования семейных бюджетов, готовность инвестировать в различные финансовые инструменты, наконец уровень знаний об этих инструментах. Некоторые результаты исследования мы приводим ниже.

Лучше или хуже?

Опрос проводился в течение ноября. Удалось выяснить, что эскалация напряженности вокруг ЮКОСа никак не отразилась на умонастроениях петербургского среднего класса. Он воспринимает состояние дел в России вполне позитивно и смотрит в будущее с нескрываемым оптимизмом. Только 14% респондентов считают, что экономическая ситуация в России за прошедший год ухудшилась и будет ухудшаться в наступающем году. 52% опрошенных, напротив, уверены в том, что за последний год экономическая ситуация в России улучшилась; 44% полагают, что в течение следующего года ситуация еще будет улучшаться. Для оценок изменений финансового положения собственной семьи характерен еще более оптимистичный тон: около половины опрошенных отмечают улучшения за прошедший год и прогнозируют уверенный прирост семейных бюджетов в следующем году (тогда как ухудшение в финансовом положении своей семьи отмечают или прогнозируют не более 8% опрошенных).

Тем не менее степень уверенности в стабильности ситуации в России на длительную перспективу оказывается достаточно низкой. Только треть опрошенных (34%) считают невозможным повторение нового финансового кризиса, подобного событиям августа 1998 года, тогда как почти две трети опрошенных (61%) уверены в том, что такой кризис вполне возможен.

Эти оценки определенно коррелируют с данными, характеризующими горизонты финансового планирования петербургских "средних русских". 55% из них полагают, что нынешняя экономическая и политическая ситуация в России не позволяет планировать свое финансовое положение на длительные периоды времени. Почти три четверти опрошенных (73%) строят свои финансовые планы не более чем на год вперед (54% из них - на срок не более шести месяцев); на два года и более планируют свой бюджет только 11%; 13% вообще не строят финансовых планов.

Копить или тратить?

Около половины представителей петербургского среднего класса признались, что делают сбережения в той или иной форме. Среди тех, кто сбережений не имеет, большинство (58%) заявляет о том, что все их доходы уходят на текущее потребление; 28% говорят о неуверенности в сохранности сбережений (еще один штрих к массовому "предчувствию" нового финансового кризиса).

Учитывая потребительскую активность среднего класса, нетрудно догадаться, что наиболее распространенные цели сбережений связаны с предстоящими тратами. В основном речь идет о покупке или ремонте квартиры, хорошем отдыхе, обучении (детей или своем собственном), покупке автомобиля и бытовой техники. Впрочем, 27% опрошенных заявили, что делают сбережения без определенных целей (например, "на черный день" или "на старость"), а еще 18% инвестируют свободные денежные средства для получения дополнительного дохода.

Не стал открытием тот факт, что для целей сбережения и накопления используется в основном иностранная валюта (75% от числа тех, кто делает сбережения). Нас интересовал скорее ответ на вопрос "Перспективы какой валюты представители среднего класса считают наиболее предпочтительными?". Почти половина опрошенных полагает, что валюта с наилучшими перспективами в ближайшем будущем - это евро. "Перспективность" доллара и рубля оценивается примерно одинаково - 22 и 18% соответственно. Особенно стоит подчеркнуть тот факт, что перспективы российской валюты выше оценивают те, кто уже делает какие-либо сбережения - 23% в группе опрошенных против 12%, которые не имеют никаких накоплений.

Прятать или вкладывать?

Вложением своих денег при посредничестве банков и финансовых компаний занимается треть (33%) всех опрошенных. Остальные предпочитают неденежные способы накоплений (покупка недвижимости, драгметаллов и пр.) или же банально держат деньги "в чулке". Собственно, эти почитатели "чулок" и являются главным резервом банков и инвестиционных компаний - ведь более 40% "не охваченных" финансовым рынком респондентов заявляют о готовности при определенных обстоятельствах воспользоваться услугами подобных учреждений.

Преобладающая причина принципиального отказа от инвестирования все та же - чувство неуверенности. 35% тех, кто заявляет о нежелании связываться с профессиональными финансистами, в качестве причины отказа называют "страх быть обманутым". На втором месте - "боязнь потерять накопления в результате какого-нибудь кризиса" (26%). Лишь незначительная часть "отказников" указывает на недостаток знаний о финансовом рынке или же высказывает убежденность в том, что инвестиции - это очень сложно.

На самом деле уровень информированности о доступных способах сбережения и приумножения капитала в целом является достаточно низким - хорошо осведомленными в этом вопросе считают себя не более 30% всех опрошенных. В частности, известность такой формы инвестирования капитала, как паевой инвестиционный фонд (ПИФ), составляет всего 22%. Причем только 16% опрошенных сумели правильно расшифровать аббревиатуру ПИФ, оставшаяся часть тех, кто об этом "что-то слышал", сделали это с ошибками.

Известность названий управляющих компаний и конкретных ПИФов крайне низка - только 7% от числа всех опрошенных смогли назвать хотя бы одну УК или какой-либо фонд. При этом чаще всего вспоминали такую управляющую компанию, как "КИТ" ("Креативные инвестиционные технологии", дочерняя структура петербургского Вэб-инвест Банка) - это название вкупе с наименованием банка-учредителя упомянули 4% всех опрошенных. Первое место "КИТа" - прямой результат массированной рекламной кампании, которую "дочка" "Вэб-инвеста" предприняла этой осенью. Также среди лидеров - управляющая компания АВК "Дворцовая площадь" (3,3% упомянули это название); символично замыкает тройку наиболее известных управляющих ПИФами компаний УК "Тройка-Диалог" (2,3%).

Респонденты упоминали также таких управляющих, как " ПИОГЛОБАЛ" (некоторые под старым названием - "Пионер Первый"), " Альфа-Капитал", УК Промышленно-строительного банка, " Петровский фондовый дом", " Паллада", " Монтес-Аури" и др.

Примечательно, что большинство опрошенных (54%) заявляют, что встречали рекламу управляющих компаний и ПИФов в различных средствах массовой информации. Однако получается, что эффективность подобной рекламы довольно низка: только у 20% респондентов она вызвала интерес и всего 1% (!) опрошенных говорят о том, что именно реклама склонила их к тому, чтобы вложить деньги в тот или иной ПИФ.

ЧУК или ГУК?

Учитывая специфику момента, значительную часть вопросов мы посвятили проблемам пенсионного обеспечения. Выяснилось, что данная проблема имеет высокую значимость для средне- и высокодоходной части населения. Более 70% всех опрошенных задумывались о том, на какие средства они будут жить после выхода на заслуженный отдых. При этом на государственную пенсию как основной источник доходов в старости рассчитывают только 10% (!) опрошенных.

Минимальный размер ежемесячной пенсии, который опрошенные считают достаточным для себя в старости, превышает 200 долларов (более 75% респондентов называли суммы выше этого рубежа). Большая часть полагает, что пенсия должна составлять в среднем 500 долларов.

Уровень информированности о стартовавшей пенсионной реформе является достаточным. 70% из числа опрошенных в возрасте от 18 до 50 лет (то есть те, кого затрагивает "активная" фаза реформы) знают о новациях в пенсионной сфере. Более того, 44% опрошенных заявили, что не только знают о пенсионной реформе, но и понимают ее суть.

Однако готовность передать накопительную часть пенсии в управление частной управляющей компании (ЧУКу) является довольно низкой (хотя и выше средних цифр по стране). Позиция "молчуна", фактически означающая передачу накопительной части пенсии государственной управляющей компании - ГУКу, устраивает две трети опрошенных. Только 25% представителей петербургского среднего класса в возрасте от 18 до 50 лет высказали готовность передать пенсионные накопления какому-либо ЧУКу. Причем 17% намерены сделать это уже в нынешнем году (впрочем, это не означает, что намерение конвертируется в действие до 31 декабря), еще 9% заверили, что сделают выбор в пользу частного управляющего в будущем.

Характерно, что основные критерии, определяющие выбор частной управляющей компании, связаны с факторами надежности, безопасности вложений (такими, как репутация компании, продолжительность работы на рынке, размер активов в управлении, наконец поддержка компании со стороны мощной финансовойструктуры). Уровень доходности, показанный компанией в прошлом (например, при управлении ПИФами), респонденты поставили лишь на пятое место в рейтинге значимости факторов выбора. Меньше всего будущих пенсионеров заботит удобство расположения офиса выбранного ими частного управляющего: собственно, личного присутствия и не требуется.

Размер выборки: 300 интервью (ошибка измерения составляет 2%, доверительный интервал - 4%).
Методология: Телефонные интервью при поддержке системы CATI (Computer Aided Telephone Interview).
Целевая группа: Члены семьи, принимающие основные решения по вопросам финансов в семьях, уровень дохода которых составляет более 9 тысяч рублей на одного члена семьи в месяц.
Период опроса: 4-23 ноября 2003 года.Источник: TNS Gallup Media (Санкт-Петербург)


Cанкт-Петербург

«Эксперт Северо-Запад» №46 (155)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама



    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама