Приобрести месячную подписку всего за 350 рублей
Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Экономика

Большое в малом

, 2003

Лучшей поддержкой малого бизнеса в Петербурге стало бы решение в городе земельного вопроса

Резкий рост цен на недвижимость в Петербурге, начавшийся примерно два года назад, помимо прочего, больно ударил по малым предпринимателям, арендующим помещения для своей коммерческой деятельности. Дошло до того, что именно высокая стоимость аренды, а не налоги и административные барьеры, стала (наряду с обостряющейся конкуренцией) главным препятствием для их развития. Это обстоятельство служит еще одним подтверждением правильности позиции, занятой нашим журналом вслед за некоторыми экспертами: земельный вопрос в Петербурге является сейчас главным, системообразующим фактором социально-экономического развития города. И потому новой администрации города следует сделать его одним из первоочередных приоритетов своей экономической политики.

Смена проблем

Знакомые предприниматели в последнее время стали чаще жаловаться на трудности бизнеса. Заметно увеличилось число тех, кто свернул собственное дело. В этой сфере явно происходят существенные изменения экономических условий.

Изучение вопроса показало, что ситуация различается для "серого" и "белого" секторов малого предпринимательства. Большинство отраслей "серого" сектора практически не требуют помещений, промышленного оборудования, значительных финансовых затрат для начала деятельности, а также серьезной публичной рекламы (информация передается главным образом из рук в руки, по рекомендации). Клиентами таких предпринимателей являются, как правило, физические лица, не требующие документального разрешения на оказанные услуги и официального оформления их оплаты.

Вследствие перечисленных особенностей у "серого" сектора нет проблем, типичных для "белого" в силу его легального статуса: административных барьеров, поборов и рэкета, налогового давления. Впрочем, за это работники теневого бизнеса расплачиваются социальной незащищенностью (произволом работодателей, а также отсутствием пенсионных и медицинских гарантий). В то же время чисто рыночные проблемы у обоих секторов одинаковы: высокий уровень конкуренции, низкие доходы населения и высокая стоимость аренды помещений. Последний фактор, так же как и первый, представители обоих секторов (арендующие помещения) называют сейчас важнейшей своей проблемой.

Призрачное счастье

На первый взгляд, наконец-то произошло долгожданное: прямое вмешательство государства в бизнес перестало быть основным тормозом его развития. Тем самым государство исполнило главную свою обязанность перед малым бизнесом. Понятно, что это счастливое событие произошло не благодаря усилиям правительственных либерал-реформаторов (не говоря уже об администрации Петербурга), а скорее потому, что власти просто махнули рукой на мелких предпринимателей - оставили надежду использовать их в качестве серьезного источника бюджетных доходов. В результате госконтроль за ними ослаб (а значит, и административные барьеры понизились), а налоги перестали быть серьезной статьей расходов бизнесменов.

Между тем наблюдающийся в последнее время стремительный рост арендных ставок - хоть и рыночное по своему характеру явление, однако в значительной степени оно обусловлено искусственным дефицитом участков под застройку (в том числе и офисных зданий), созданным неумелой политикой администрации Петербурга. То есть, перестав быть непосредственным виновником главных бед предпринимателей, власть остается причиной их неблагополучия, хотя и косвенной.

Однако обществу от этого легче не стало, скорее даже наоборот. Мало того, что у беднеющих бизнесменов сокращаются возможности трудоустройства горожан, но дорогая аренда создает в городе еще и дефицит дешевых услуг населению. Попробуйте, к примеру, починить недорогие часы (заменить стекло, почистить, отрегулировать и т.п.) - вы, скорее всего, столкнетесь с нежеланием часовщиков этим заниматься. Их можно понять: занимая дорогие помещения в центре города (где концентрация потенциальных клиентов наиболее велика), предпринимателям невыгодно тратить время на копеечные, но трудоемкие работы, потому что они не покрывают аренды. Брать с людей больше невозможно - проще купить новые часы.

Аналогична ситуация с мелким ремонтом одежды и оказанием прочих дешевых услуг, требующих помещений для работы. В результате дешевые услуги вымываются из сферы малого бизнеса, а средний и крупный этим не занимается вовсе. Как следствие, возникает дефицит. На Западе цены на недвижимость такие же, как и у нас, но доходы населения значительно выше и спроса на дешевые услуги просто нет - людям проще купить новое. У нас разрыв между стоимостью недвижимости и уровнем доходов граждан настолько велик, что порождает массу проблем, в том числе и дефицит дешевого предложения.

Искать ниши

Как бы то ни было, перспективы малого бизнеса теперь в большей степени, чем раньше, определяются эффективностью собственных усилий предпринимателей. Чтобы выживать и выполнять главную свою общественную функцию - трудоустройство граждан, обладающих специфической квалификацией (не востребованной в крупном и среднем бизнесе) или вообще неквалифицированных, бизнесменам необходимо справиться с навалившимися проблемами. Пока власти наводят порядок с земельными участками и аренда остается дорогой, многим предпринимателям, видимо, придется сменить деятельность на такую, которая не требует помещений. А справляться со второй бедой - конкуренцией (главным образом со стороны интенсивно развивающихся торговых сетей, вытесняющих с рынка мелких торговцев) следует путем поиска новых узких рыночных ниш, куда сетям вторгаться невыгодно. Правда, для этого предпринимателям придется создавать особые отношения с клиентами и радикально повышать качество сервиса.

В городе есть удобные в этом смысле ниши - это либо совсем маленькие торговые точки рядом с жилыми многоэтажками, до которых клиент может дойти "в домашних тапочках", либо торговля очень специфическими товарами, которые не продаются в супермаркетах: продукты домашнего производства, товары для здоровья, продукты прямых продаж.

В новых условиях наиболее перспективным для малого бизнеса представляется рынок услуг. Услуги - по сути, гораздо более индивидуальный продукт, качество которого определяется личностью работника. Между клиентом и человеком, оказывающим услугу, часто возникают личные отношения, которые легко сохраняются и передаются знакомым. Во всех сферах услуг сегодня есть место для бизнеса: ремонт квартир и бытовой техники (телевизоров, магнитофонов, телефонов и т.п.), транспортные услуги, обучение, помощь по дому, мелкий ремонт и т.д. Совершенно недостаточно в Петербурге развит бизнес по приему туристов - недорогие домашние мини-гостиницы, экскурсии. Эти сферы требуют относительно невысокой квалификации работников, что делает их доступными для бывших торговцев.

Небольшие кафе также могут выживать за счет особых отношений "клиент - предприниматель". Особая, уютная домашняя атмосфера, существующая в каждом хорошем кафе или ресторанчике, не поддается тиражированию в крупных структурах, и в этом залог их выживания. Особый недостаток на рынке ощущается в специализированных детских и семейных кафе.

Во всех указанных сферах деятельности малый бизнес должен соблюдать главное: качество услуг и товаров должно быть достаточно высоким, чтобы у клиента возникло желание вновь обратиться именно в эту фирму, к этому предпринимателю. Сегодня это вопрос выживания.

Санкт-Петербург

От первого лица
Рустам (имеет свой магазин мелкооптовой торговли в Апраксином дворе):
"Главная проблема - высокая аренда. Представляете, я плачу 2 тысячи долларов в месяц с 20 кв. м площади. Затраты на аренду съедают половину доходов. Налоги - около 10%. Мне кажется, правильнее было бы устанавливать высокие налоги с тех, кто сдает помещения в аренду".
Александр (торгует мороженым с лотков у станций метро):
"Плата за место настолько высока, что съедает более половины доходов от торговли. Однако существуют же и другие расходы: зарплата, транспорт, налоги. Фактически я работаю не на себя, а на те фирмы, которые получают плату за торговые места".
Елена (мелкорозничная торговля):
"У меня две торговые точки - лоток в Апраксином дворе (на улице) и торговое место в магазине в Московском районе. За место в Апраксином дворе я плачу 4,5 тысячи рублей в месяц официально и столько же неофициально. За место в магазине (5 кв. м) я плачу также около 9 тысяч рублей. Арендная плата съедает до 40% моих доходов".
Андрей (торгует стройматериалами мелким оптом):
"Основная трудность - конкуренция. Обороты за последние 1,5-2 года снизились на 50%. Естественно, на этом фоне стала дорогой арендная плата".
Опрашивал Михаил Макаров

Примерная структура расходов малого бизнеса в "белом" секторе
Примечание: Доля арендной платы и административных поборов особенно высока в розничной торговле и общественном питании - двух основных сферах малого бизнеса. Расходы на рэкет либо стали частью арендной платы (если бандитская структура является совладельцем помещений), либо бандиты вытеснены милицией и эти расходы вошли в графу административных поборов. В некоторых случаях поборами занимаются фирмы, обслуживающие торговые места. Так, формально плату за аренду земли у станций метро c владельцев ларьков взимает КУГИ. Однако на практике основную часть платы за торговое место получает фирма, отвечающая за порядок на данной территории. Так, реальная плата за уборку мусора около станции метро с одного торгового места составляет от 1500 до 5400 рублей в месяц.

«Эксперт Северо-Запад» №48 (157)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Дать рынку камамбера

    Рынок сыра в России остается дефицитным. Хотя у нас в стране уже есть всё — сырье, поставщики оборудования и технологии

    Струйная печать возвращается в офис

    Обсуждаем с менеджером компании-лидера в индустрии струйной печати

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Аквапарк на Сахалине: уникальный, всесезонный, олимпийский

    Уникальный водно-оздоровительный комплекс на Сахалине ждет гостей и управляющую компанию

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама