Госзаказ станет конкурсным?

Повестка дня
Москва, 22.12.2003
«Эксперт Северо-Запад» №48 (157)

Правительство Петербурга предполагает реформировать систему государственного заказа. Подготовленные специалистами Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) проекты базовых нормативных актов уже одобрены на совещании под председательством губернатора Валентины Матвиенко. В случае последовательной реализации предлагаемых мероприятий система госзаказа может стать более эффективной.

Необходимость реформирования системы госзакупок неоднократно декларировалась предыдущими руководителями администрации, но кардинальных изменений не происходило. В значительной степени этому способствовало сопротивление со стороны распорядителей бюджетных средств (их более 60, наиболее крупные - отраслевые комитеты администрации). Новый председатель КЭРППиТ Владимир Бланк справедливо констатирует, что в настоящее время система госзаказа характеризуется непрозрачностью и отсутствием механизмов ответственности главных распорядителей средств за целевое и эффективное освоение бюджетных денег. По итогам анализа, в 2003 году только четверть сделок была заключена по итогам открытых конкурсов, а две трети всех закупок были сделаны у "единственного источника", без проведения конкурсных процедур.

Разработанные меры предполагают усиление координирующей и контрольной функции КЭРППиТ. Так, государственные заказчики обязаны в течение месяца после принятия бюджета сформировать и представить на утверждение КЭРППиТ план конкурсных процедур на предстоящий финансовый год. Проведение всех операций должно включаться в Единый реестр системы госзакупок Петербурга и только после этого Комитет финансов может финансировать заключенные госконтракты. Все конкурсы должны проводиться до 1 октября текущего года (прежняя практика заключения контрактов в канун Нового года оборачивалась затем массовыми злоупотреблениями и подлогами).

Одно из важнейших нововведений направлено на обеспечение открытости конкурсных процедур. Ужесточаются условия, при которых возможны закупки у "единственного источника" (срочность, чрезвычайность, эксклюзивность продукции). Предусматривается, что государственный заказчик, закупая продукцию таким способом, вправе потратить не более 10% средств и столько же - на закупки методом запроса котировок.

После утверждения правительством подготовленного КЭРППиТ проекта постановления и Положения о порядке формирования, размещения и исполнения заказа Санкт-Петербурга чиновникам комитета предстоит подготовить остальные правовые акты, необходимые для старта реформы. Ожидается, что в итоговом варианте система госзаказа будет содержать в себе механизм, позволяющий увеличивать закупки одинаковой продукции различными госзаказчиками, что способно снизить уровень коррупции и существенно сократить бюджетные расходы.

Санкт-Петербург

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №48 (157) 22 декабря 2003
    Профтехобразование
    Содержание:
    Не мешать

    Государство, отвечающее за профтехобразование, очевидно недееспособно. Усилий предприятий-работодателей также явно недостаточно - они опекают лишь малую долю ПТУ и техникумов. Да и вообще, образование - это не их бизнес, каждый должен заниматься своим делом.

    Реклама