Приобрести месячную подписку всего за 350 рублей
Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

После бума

2003

Экстенсивное развитие рынка аптек Северо-Запада завершено. Теперь на нем определяются лидеры и аутсайдеры

Северо-Западный рынок розничной торговли фармацевтическими препаратами приблизился к точке насыщения. В последние полтора года на нем происходят уже не количественные, но в основном качественные изменения. Они характеризуются вытеснением государственных предприятий и укреплением сетевой торговли. При этом в разных регионах Северо-Запада наблюдаются разные стадии трансформации рынка. Так, в Архангельске, Мурманске, Великом Новгороде, Калининграде, Карелии пока идет активная борьба между государственным и частным секторами. В Санкт-Петербурге государственные аптеки уже в значительной степени вытеснены и обостряется конкуренция внутри частного сектора: мелким игрокам все труднее сдерживать натиск сетевых операторов, которые снижают издержки и вкладывают деньги в открытие новых торговых точек.

Рост до предела

Специалисты фармацевтического рынка единодушны в оценках: аптечный бум на Северо-Западе остался позади. Сегодня практически во всех крупных городах СЗФО открыто столько аптек, сколько необходимо для удовлетворения спроса на лекарства.

Этап быстрого роста первым прошел рынок Санкт-Петербурга. Во второй половине 1990-х годов количество оптовых компаний, торгующих медикаментами, более чем вдвое превысило число петербургских аптек. Эта ситуация привела к ускоренному развитию розницы - именно оптовики создали крупнейшие городские фармацевтические сети, такие как " Фармакор", " Первая помощь", "Для тебя и мамы", "Натур Продукт" и другие. Непосредственно перед дефолтом и сразу после него в Петербурге ежегодно появлялось несколько десятков новых аптек, аптечных пунктов в лечебных учреждениях и аптечных киосков.

Однако уже в 2001 году число розничных точек, торгующих фармацевтическими препаратами, начало снижаться. Сейчас в Петербурге около 650 аптек - по мнению генерального директора ЗАО "Первая помощь" Виталия Власова, это количество является для города оптимальным и значительно меняться в ближайшие годы не будет. Число аптечных киосков неуклонно сокращается, так как "минималистский" формат фармацевтической розницы, по признанию участников рынка, уже не соответствует конъюнктуре спроса.

В регионах аптечный бум начался несколько позже - в 1999-2001 годах. Так, в Мурманской области число аптек возросло к 2001 году почти в полтора раза (со 109 до 152). В Архангельской области, как сообщила начальник отдела лекарственного обеспечения областного департамента здравоохранения Светлана Абашева, в 2000-2001 годах появлялось от 35 до 50 новых аптек и аптечных киосков ежегодно. По той же схеме развивалась ситуация в Калининграде и Великом Новгороде.

Постепенно все регионы Северо-Запада пришли к результату, достигнутому в Санкт-Петербурге три года назад, - насыщению аптечного рынка и завершению его экстенсивного развития. Так, начальник фармацевтического отдела Комитета по здравоохранению администрации Мурманской области Виолетта Старичкова сказала корреспонденту "Эксперта С-З", что "аптечный рынок региона будет расти незначительно. Главным направлением развития становится изменение качественных характеристик - розничные компании работают над своим имиджем, улучшают оформление аптек, внедряют новые услуги для покупателей". Сами участники региональных рынков высказываются в том же ключе. "Мы, как, впрочем, и наши конкуренты, уже не стремимся открыть на каждом углу новый аптечный киоск, - отмечает генеральный директор новгородской сети " Панацея-Н " Анатолий Федотов. - В данный момент наша задача - не расширение, а углубление развития фирмы".

Первый раунд

Когда рынок перестает расти, неизбежно начинается перераспределение долей между его участниками. В случае с аптеками первым этапом этого процесса стала борьба между предприятиями разных форм собственности - в Петербурге она привела к сокращению сектора государственных аптек и снижению их доли в объеме продаж.

Тенденция вытеснения государственных аптечных предприятий с петербургского рынка обозначилась еще в 2001 году - тогда их доля в количественном выражении сократилась, по сравнению с предыдущим годом, вдвое: с 62 до 30%. Указанная тенденция сохраняется: с 2001 года по настоящее время число госаптек в городе уменьшилось еще на четверть (на 43 предприятия). Доля "казенных" предприятий в объеме розничных продаж лекарствами не превышает, по мнению маркетологов компании "Фармакор", 10-15%, что говорит о весьма низкой, в сравнении с частным сектором, эффективности.

В регионах наблюдается в целом тот же процесс: доля государственного сектора на аптечном рынке снижается, но темпы снижения напрямую зависят от уровня платежеспособного спроса. Так, в Калининградской области, где достаточно состоятельных людей, частный сектор уже обгоняет государственный по количеству действующих аптечных пунктов и киосков. В Архангельской и Мурманской областях соотношение секторов близко к паритету. Иная ситуация сложилась в Карелии, каждый четвертый житель которой находится, по статистике, за чертой бедности: здесь госаптеки и аптечные пункты занимают 64% рынка.

Стратегия вторжения

Частный бизнес рассматривает государственную часть аптечного рынка как основной резерв для собственного расширения и активно туда вторгается. Так, самая разветвленная сеть Петербурга - ЗАО "Фармакор" участвует в тендерах на право аренды обанкроченных госаптек. Аналогично действуют сильные игроки в регионах: например, калининградская сеть "Формула здоровья" в последние два года прибрала к рукам пять государственных предприятий.

Вторая по величине петербургская сеть - "Первая помощь" пошла по пути франчайзинга: она заключила договор с 13 аптеками (из них 11 находятся в госсобственности), которые, сохраняя юридическую независимость, торгуют под маркой компании товарами, поставляемыми с ее центрального склада. Мурманское акционерное общество "Фармация" реализует похожую схему: городские власти передали ему в хозяйственное ведение значительную часть муниципальных аптек. Очевидно, что выгода от такого сближения обоюдная: государственные (или муниципальные) предприятия пользуются значительными скидками на товар, поставляемый со складов сетей, а те, в свою очередь, вложив минимальные средства в ремонт помещения, получают новую площадку для торговли. Можно предположить, что подобное движение станет основой для дальнейшей приватизации (в Петербурге, например, существует программа частичной приватизации государственных аптек, но в данный момент она приостановлена).

Вместе с тем частные продавцы лекарств не заинтересованы в том, чтобы полностью смять госсектор: "казенные" аптеки берут на себя выполнение ряда социальных функций. Речь идет об обеспечении лекарствами льготных категорий граждан, изготовлении препаратов в собственных рецептурных отделах и, главное, о реализации психотропных и наркотикосодержащих средств, которая требует немалых затрат (оборудование специальной комнаты, дополнительная охрана, ведение отдельного бухучета) и усиливает внимание к аптекам со стороны всевозможных проверяющих. Не случайно генеральный директор компании "Фармакор" Валерий Сивашинский в беседе с корреспондентом "Эксперта С-З" отметил, что "в городе должны остаться государственные аптеки, хотя бы по одной в каждом районе".

Сети расставлены

Поскольку резерв расширения компаний за счет госсектора в Петербурге в значительной мере исчерпан, конкуренция здесь перешла в следующую фазу: с рынка "выдавливаются" частные игроки-одиночки. На долю несетевых аптек сейчас приходится не более 10% рынка, и эта доля снижается. В то же время два лидера - сети "Фармакор" и "Первая помощь" контролируют уже 43% рынка. Остальные 30-35% "аптечного поля" распределили между собой средние ("Для тебя и мамы", принадлежащая " Корпорации БИНКО"; " Невис", " Натур Продукт", " Фиалка", " Доктор", " Петрофарм") и небольшие сети.

Основного конкурентного преимущества (гибкого реагирования на изменение спроса) игроков-одиночек оказывается недостаточно, чтобы успешно противостоять натиску сетевиков. Сильные стороны сетей очевидны: во-первых, централизованное снабжение товарами позволяет им добиться от поставщиков значительных скидок (по словам руководителей аптечных компаний, речь идет о десятках процентов). Во-вторых, система единого склада, используемая многими крупными и средними сетями, дает возможность не только контролировать весь поступающий на прилавки товар, но и добиваться снижения издержек за счет оптимизации численности персонала. По словам директора фармацевтического управления "Корпорации БИНКО" Наталии Целярицкой, "на тридцать с лишним аптек и аптечных пунктов сети приходится пять специалистов, которые занимаются закупками. В то же время в каждой несетевой аптеке должен быть минимум один сотрудник этого профиля".

Подобная организация бизнеса теоретически дает возможность сетевым аптекам держать самые низкие цены в городе (самыми дорогими, как правило, являются государственные аптеки). Однако на практике сетевики предпочитают устанавливать средние цены, что позволяет им накапливать инвестиционный ресурс для дальнейшего расширения. Уже упоминавшиеся "Фармакор" и "Первая помощь" расширяются особенно интенсивно - в эти сети уже входят соответственно 130 и 67 точек, к которым в следующем году должно добавиться 40 и 15 аптек. Остальные сети по темпам прироста значительно уступают лидерам, открывая в среднем одну-три точки в год.

В регионах крупнейшими сетями пока остаются ГУПы и МУПы, возникшие на месте прежних областных аптекоуправлений (исключением является Мурманская область, где государственная сеть "Фармация" была акционирована несколько лет назад). С одной стороны, эти предприятия подпитываются "административным ресурсом": благодаря местным властям, они неизменно оказываются участниками дотируемых из бюджета социальных программ (снабжение лекарствами малообеспеченных слоев населения, поставка медикаментов в лечебные учреждения). С другой стороны, отсутствие гибкости и навыков работы в рыночной экономике сводит указанные преимущества на нет: большинство региональных ГУПов и МУПов малоэффективны и в лучшем случае сохраняют количественный status quo, в то время как частные сетевые аптеки демонстрируют положительную динамику развития.

В Карелии и Архангельской области значение таких предприятий пока невелико: там работают по три-четыре частные сети, включающие до десятка розничных точек. Но в некоторых регионах уже выделяются разветвленные сети-лидеры, за которыми, как правило, стоят крупные компании. В Калининграде это сети " Формула здоровья" (владелец - торговый дом " Семья") и " Фарма-Бар" (крупный региональный ритейлор "Вестер"). В Великом Новгороде наиболее заметны " Адепт-Медфарм" (дочерняя структура ЗАО "Адепт", производителя и продавца продовольственных товаров) и "Панацея-Н" (основной собственник - машиностроительная корпорация " Сплав"). В случае приватизации муниципальных и государственных фармацевтических предприятий указанные игроки смогут, вероятно, значительно расширить свои доли.

Ощутить разницу

Развитие сетей привело к тому, что сегодня им приходится конкурировать не только с одиночными участниками рынка, но прежде всего друг с другом (это особенно заметно в Петербурге). Лидеры рынка создают дополнительные приманки для покупателей; так, некоторые компании сформировали списки лекарственных средств, которые продаются пенсионерам с 5-10%-ной скидкой. Также на аптечном рынке появляются дисконтные карты для постоянных покупателей и проводятся промоушн-акции типа "при покупке двух упаковок товара одной фирмы третья дается бесплатно". Нельзя не заметить, что аптеки повышают уровень сервиса - вводят круглосуточный режим работы, обеспечивают доставку заказанных лекарств на дом, предлагают в качестве дополнительной услуги консультацию врача. Однако всего перечисленного уже недостаточно: при нынешней тесноте на рынке сетевикам необходимо найти "свое лицо" - подчеркнуть, чем данная сеть отличается от всех остальных.

Нельзя сказать, что разработаны стратегии, позволяющие провести четкие границы между разными аптечными сетями, но путь в этом направлении уже начат. К примеру, "Первая помощь" делает ставку на максимально широкий и стабильный ассортимент: "Где бы покупатель ни увидел нашу вывеску - в центре города или в Веселом поселке, - он должен быть уверен, что найдет на прилавке всю "линейку" лекарств", - говорит Виталий Власов. Кроме того, "Первая помощь" открывает в основном суперфармы - свободный доступ к аптечным прилавкам увеличивает рост продаж.

У "Фармакора" несколько иной путь: эта сеть сосредоточилась на том, чтобы максимально приблизиться к жилищу клиента. Как сказал Валерий Сивашинский, "мы хотим, чтобы любой петербуржец мог без труда пешком дойти из дома до одной из наших аптек". Реализуя эту задачу, "Фармакор", в отличие от "Первой помощи", отдает предпочтение небольшим помещениям в жилых кварталах города. Рекламная политика названных сетей тоже различна: если "Первая помощь" действует "по-крупному" - размещает рекламу на телевидении и в метро, то "Фармакор" опирается на локальные акции - раздачу листовок, выпуск и распространение двух бесплатных газет.

Среди игроков помельче наиболее успешно осуществляет стратегию дифференциации сеть " Для тебя и мамы" (и, пожалуй, следующая по ее стопам "Фиалка"), которая позиционирует себя как "сеть аптек с расширенным ассортиментом для матери и ребенка". Компания поддерживает специфический ассортимент и располагает свои аптечные пункты на территории роддомов. Большинство же сетей пока не нашли своей "изюминки" и их будущее напрямую зависит от интенсивности поиска. По прогнозам участников рынка, через два года до 60% петербургской розницы окажется под контролем двух сетевых лидеров, не более десятой части рынка сохранят за собой государственные и несетевые аптеки. Оставшийся сегмент - 30-40% разделят три-пять средних сетевых компаний, которые приложат к этому наибольшие усилия.

Примерно так же, но с некоторым опозданием будет, вероятно, развиваться ситуация в регионах. Как только местные власти перестанут искусственно поддерживать жизнь в неуспешных государственных и муниципальных аптеках, начнется быстрое укрупнение тех сетей, которые проводят наиболее внятную маркетинговую политику.

Санкт-Петербург

В подготовке статьи принимали участиеИван Генерозов (Великий Новгород),Надежда Брешковская (Архангельск),Алексей Денисенков (Калининград)и Валерий Поташов (Петрозаводск)

«Эксперт Северо-Запад» №48 (157)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Аквапарк на Сахалине: уникальный, всесезонный, олимпийский

    Уникальный водно-оздоровительный комплекс на Сахалине ждет гостей и управляющую компанию

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама