На грани фола

Тема недели
Москва, 17.05.2004
«Эксперт Северо-Запад» №18 (175)
От редакции

Скандалы в сфере распространения печатной продукции в Петербурге начались еще в 1994 году, когда этот бизнес только выходил из тени и принимал более-менее организованный характер. Так, в 1994 году был организован "Союз издателей и распространителей" (СИиР), а уже через год его владелец Александр Сухов был арестован по подозрению в убийстве, а затем посажен в тюрьму. Вакансию "газетного короля" Петербурга быстро занял его бывший коллега - Олег Червонюк, давший на следствии свидетельские показания против Сухова. В 1995 году ему удалось "по-хорошему" поделить станции метро, на которых распространялись газеты, с другими компаньонами Сухова, и открыть ООО "Метропресс". Благодаря умело проводимой маркетинговой политике кампания быстро заняла ведущие позиции в сфере распространения газет в петербургском метро. 28 октября 1999 года Червонюк вместе с братом был расстрелян в парадной своего дома. Следствие по делу об убийстве не закончено до сих пор. Однако многие связывают это преступление с активностью "авторитетных" бизнесменов братьев Шевченко, которые довели свой пакет в "Метропрессе" до контрольного сразу же после гибели Червонюка. При каких обстоятельствах пакет перешел не к родственникам Червонюка, а к братьям Шевченко, до сих пор неизвестно. В марте этого года Вячеслав Шевченко был убит на Кипре.

Недавние скандалы на рынке распространения куда менее масштабны по последствиям.

В прошлом году ИД "Бурда" вывел на петербургский рынок оптового распространителя - компанию "Орион". Ей он передал эксклюзивные права на распространение пакета своих изданий (несколько десятков наименований). Экспансия "Ориона" сразу вызвала беспокойство у компании "Нева-Пресс", сильнейшего игрока на рынке крупнооптовой торговли печатной продукцией. В конце января руководство "Нева-Пресс" опубликовало письмо, обвинив "Орион" в переманивании сотрудников для своих новых магазинов и "захвате чужой клиентской базы" - это произошло после того, как значительная часть сотрудников "Нева-Пресс" перешла на работу в "Орион".

Последний скандал разразился вокруг петербургского журнала "Город". В конце марта журнал внезапно исчез с прилавков газетных ларьков на станциях метро. Официальная причина, которую озвучил коммерческий директор "Метропресса" Алексей Караганов: компания приняла решение перевести отношения с журналом на коммерческую основу. Позже в ответе на запрос Комитета по печати "Метропресс" заявил, что "распространение на коммерческой основе означает проведение издателем промо-акций и размещение рекламных материалов в местах продаж": "Продажа журнала "Город" не покрывает операционных расходов "Метропресса" на складирование, распределение по точкам и доставку в сеть". Также в заявлении уточнялось: "Между нами заключен договор купли-продажи, согласно которому право собственности на тиражи переходит к "Метропрессу" с момента их получения. В соответствии с Гражданским кодексом РФ, собственник вправе любым способом распорядиться имуществом по своему усмотрению". Тираж журнала, по заявлениям представителей "Метропресса", никто не изымал, "он был продан за один день".

Редактор "Города" Сергей Балуев выдвигает иную версию причины исчезновения тиража издания: "Это что-то из области политики" (наблюдатели напоминают о "неудачной" фотографии генерального директора "Пятого канала" Марины Фокиной, размещенной на страницах журнала). Через некоторое время, после долгого обсуждения этой темы в СМИ, ситуация разрешилась. Сейчас, по словам Сергея Балуева, ""Метропресс" продолжает брать тираж на реализацию и распространяет его по прежней схеме". Независимо от истинных причин скандала, он обнажил многие язвы рынка: это и сложные "коммерческие" отношения между издателями и дистрибьюторами, и постоянное наличие политического фактора, и неэффективная практика купли-продажи тиража.

Санкт-Петербург

У партнеров

    Реклама