Земля и деньги

Москва, 18.04.2005
«Эксперт Северо-Запад» №15 (220)
Опыт аграрного предприятия Новгородской области показывает: сельское хозяйство становится рентабельным бизнесом, когда периодическое государственное дотирование сменяет системное частное инвестирование

Известно, что в зоне рискованного земледелия, куда попадает вся территория Северо-Запада, сельское хозяйство, мягко говоря, не приносит больших доходов. Множество региональных аграрных хозяйств, построенных на базе совхозов и колхозов, выживают с трудом, огромные земельные территории не обрабатываются. Руководители сельхозпредприятий делают привычный, удобный вывод: аграрное производство не может выжить без существенной помощи государства.
Игорь Лазуко

Впрочем, есть и противоположное мнение - его высказал в недавнем интервью "Эксперту С-З" генеральный директор ЗАО "Тетра ПАК" Игорь Акимов (см. 6 от 14 февраля 2005 года). По его данным, аграрный бизнес встает на путь рентабельности тогда, когда прекращаются государственные дотации слабых предприятий. Пример сельского производственного кооператива "Искра", расположенного в Новгородской области, подтверждает эту точку зрения.

В минувшем году "Искра" стала региональным героем, добившись урожая, более чем в два раза превышающего средние по Новгородской области показатели. Это был неожиданный скачок, если учесть, что в предыдущие годы кооператив испытывал большие сложности и уж точно не входил в число рекордсменов. Рекорд был достигнут сразу после появления в аграрном хозяйстве стратегического инвестора - новгородской компании "Еврохимсервис". Правда, инвестор нашелся не раньше, чем "Искра" приняла решение прекратить поиски дотаций и готовить хозяйство к вступлению в альянс с тем или иным частным партнером. Теперь частный партнер рассчитывает вывести аграрное хозяйство на уровень доходности 30%. В России становится все меньше видов бизнеса, где возможна такая рентабельность.

Не там искали

История "Искры" типична. В советское время это был передовой колхоз - за стабильно высокие урожаи, надои молока и объемы вылова ильменской рыбы его председателя наградили звездой Героя Социалистического Труда, а коллектив практически в полном составе получил звания ударников. Теперь от былой славы остались только пара красных знамен да пустующие почвы. В 1997 году колхоз преобразовался в сельский производственный кооператив (СПК), что, по сути, ничего не изменило. Руководители соседних с "Искрой" предприятий направляли все силы на то, чтобы от властей поступали хотя бы мизерные субсидии. "Искра" тоже пробовала этот метод и добивалась поступления малых сумм - впрочем, и они ничего не меняли.

В итоге руководитель новгородского СПК Борис Мелехов решил искать стратегического инвестора. Он составил бизнес-план и подготовил набор аргументов, призванных убедить потенциальных партнеров в привлекательности "Искры". Главные аргументы - наличие плодородных земель, а также умение и желание работать. Эти доводы, как и бизнес-план Мелехова, возможных инвесторов не убедили: многочисленные визиты руководителя "Искры" в офисы крупных новгородских компаний результатов не принесли.

Впрочем, проблема заключалась не столько в слабости аргументов Мелехова, сколько в том, что ходил он не туда. По сути, руководитель сельского кооператива пытался убедить крупные компании диверсифицировать их бизнес. В частности, он обращался в "Алкон", занимающий прочные позиции на алкогольном рынке. Понятно, что при принятии решений о расширении сферы деятельности необходимы серьезные мотивы, знание специфики нового рынка и собственное видение перспектив его освоения. Все это было у новгородской компании, до которой Мелехов тогда так и не дошел.

Движение навстречу

Компания "Еврохимсервис" (к слову, не связанная с известным холдингом "Еврохим") давно занимается реализацией минеральных удобрений, средств защиты растений, а также является официальным дилером мировых производителей сельскохозяйственной техники. На определенном этапе развития компания решила диверсифицировать бизнес, занявшись, в частности, сельским хозяйством. Распространение деловой активности на отрасли, в которых работают клиенты (в данном случае - покупатели сельхозмашин и удобрений), - распространенная стратегия диверсификации.

Как рассказывает совладелец "Еврохимсервиса" Игорь Лазуко, "за 12 лет работы на рынке техники и удобрений у нас сложились прочные партнерские отношения со многими аграрными хозяйствами России. Мы увидели, как работают успешные отечественные сельхозпредприятия, кроме того, неплохо изучили опыт сельского хозяйства в Прибалтике, где у нас есть партнеры. Они тоже поставляют сельхозтехнику и одновременно занимаются производством аграрной продукции, имеют посевы зерновых на тысячи гектаров. Нам понравился этот опыт и мы решили сделать успешным одно из хозяйств нашего региона. С тем и пришли в Управление по сельскому хозяйству администрации Новгородской области".

В итоге получилось, что Борис Мелехов ходил по инвесторам не зря. Вспомнив о бесплодных попытках руководителя "Искры", сельскохозяйственные чиновники предложили потенциальным инвесторам обратиться в этот кооператив. В "Еврохимсервисе" решили, что лучшего варианта им не найти. От других депрессивных хозяйств (которых в Новгородской области предостаточно) "Искра", по словам Игоря Лазуко, отличалась готовностью к переменам, в том числе к тому, что стратегический партнер не просто "даст денег", а будет участвовать в капитале и управлении предприятием. "До "Искры" мы сотрудничали с одним новгородским хозяйством по схеме, которую любят руководители сельхозпредприятий: мы давали деньги или технику, но больше ни на что не влияли - они сами управляли своей деятельностью. Ощутимых результатов такое партнерство не принесло", - поясняет Игорь Лазуко.

В 2003 году было создано совместное предприятие, где 70% принадлежит "Еврохимсервису", остальное - "Искре". Соответственно были распределены управленческие роли: "Еврохимсервис" занимается стратегическим и финансовым менеджментом, Борис Мелехов руководит производственным процессом. "Если говорить о стратегии, то, конечно, мы реализуем свою программу, - добавляет Игорь Лазуко. - Нельзя сказать, что Мелехов сделал плохой бизнес-план, но этот план был достаточно узок и подчинен короткой цели - выйти на безубыточный уровень".

Просто работа

Цель "Еврохимсервиса", в сравнении с безубыточностью, выглядит амбициозной - выйти на уровень рентабельности 30%. "Это нормальный для сельского хозяйства уровень, - считает Игорь Лазуко. - Более того, он вполне достижим даже в зоне рискованного земледелия. Но чтобы его достичь, разумеется, необходимо изменить технологию".

Под сменой технологии "Еврохимсервис" понимает, собственно, обычную системную работу. Надо было полностью обновить картофельный семенной фонд, а также закупить семена, чтобы восстановить зерновое производство, которое "Искра" прекратила в 2003 году. Эти шаги партнеры предприняли в первую очередь. Параллельно шло восстановление земель. "Пожалуй, впервые за постсоветское время земля получила полный комплекс удобрений по современным нормам", - комментирует Лазуко.

Был обновлен парк сельхозтехники: "Еврохимсервис" обеспечил "Искру" сельхозмашинами немецких фирм Krone, AMAZONE и других западных производителей, включая мощный американский трактор MAGNUM, созданный для работы на целинных землях.

Эти очевидные мероприятия дали результат, воспринятый в регионе как сенсация: "Искра" вырастила в 2004 году урожай картофеля 200 центнеров с гектара, в то время как в прошлые годы получала не более 70-80. По урожаю зерновых предприятие установило областной рекорд - более 40 центнеров с гектара при среднем по Новгородчине показателе 17 центнеров. Заметим, что 2004 год считался неурожайным.

При сборе рекордного урожая Борис Мелехов оценил преимущества западной техники: "Мы практически без потерь собрали весь урожай картофеля, тогда как раньше в земле оставалось не менее десятой доли. А вот наш зерновой комбайн "Дон-1500", оставшийся с советских времен, никуда не годится. Из-за него мы потеряли в среднем 10 центнеров с гектара. В этом году будем убирать урожай только новыми комбайнами".

Иными словами, с двумя главными проблемами российского сельского хозяйства - неурожаем (не могут вырастить) и урожаем (не могут собрать) - в "Искре" справились. "Есть еще одна проблема, - дополняет Игорь Лазуко, - сохранить. И здесь тоже пришлось потрудиться: полностью обновить овощехранилище, поставив туда финское оборудование". Картофель урожая 2004 года сохранился идеально, хотя раньше потери достигали 40%. "И это тоже снижало рентабельность", - резюмирует Лазуко.

Новая зерновая стратегия

В "Еврохимсервисе" считают результаты первого года средними: оборот хозяйства вырос значительно - с 4,5 млн до примерно 30 млн рублей, но при этом 32 млн рублей было инвестировано. "В эту сумму входят средства, потраченные на приобретение долгосрочных активов, - поясняет Лазуко, - поэтому можно сказать, что мы сработали в ноль. Примерно так и планировалось, но оснований для бурной радости нет. Однако уже с 2005 года мы должны получать прибыль".

По расчетам Лазуко, на уровень 30% рентабельности "Искра" выйдет к 2008-2009 годам. Это произойдет главным образом за счет увеличения объема производства. В частности, компания рассчитывает вовлечь в оборот всю имеющуюся в хозяйстве землю - около тысячи гектаров. "Мы будем дальше использовать заброшенные поля под посадку картофеля и зерновых, а также окультуривать пастбища и покосы", - отмечает совладелец "Еврохимсервиса".

Если говорить об изменениях, которые можно отнести к стратегическим, то надо упомянуть планы компании по освоению нового направления - выращивание ячменя пивных сортов. По оценкам Лазуко, это направление перспективно, поскольку качественное сырье для пивоваренной отрасли в России почти не производится. Рассуждения Лазуко, в принципе, верны: по некоторым данным, российские пивовары закупают у отечественных производителей не более 500 тыс. т ячменя пивных сортов из примерно 6 млн т, которые выращиваются в стране. Закупать больше не позволяет качество сырья.

Общая потребность российской промышленности в пивоваренном ячмене оценивается минимум в 1,5 млн т, и она растет. Тут же заметим, что в Европе эффективность выращивания этой культуры составляет примерно 100-150 евро с гектара, являясь самой высокой среди всех зерновых культур. По словам Лазуко, уже в этом году "Искра" засеет ячменем первый клин. В Европе новые совладельцы хозяйства "подсмотрели" и другие направления земледелия, например сейчас "Искра" культивирует выведенный в Литве сорт зерновых "Тритикале" - гибрид ржи и озимой пшеницы. Игорь Лазуко уверен, что при хорошем качестве зерна проблем со сбытом всех видов продукции не будет, хотя "Еврохимсервис" теперь думает, как лучше выстроить каналы продаж.

Порядок в инвестициях

Безусловно, Борис Мелехов таких планов никогда не вынашивал - и в части инвестиций его запросы тоже были весьма скромными. "На мой взгляд, проблема многих сельских предприятий России состоит как раз в том, что в них вкладывают деньги маленькими порциями, и руководители большего не хотят. Миллион рублей на технику, миллион - на удобрения... - рассуждает Игорь Лазуко. - Инвестиции в аграрные хозяйства должны быть такими же системными, как в любой другой бизнес. Не менее важен комплексный подход к управлению аграрными хозяйствами".

Продолжая свою мысль, Лазуко отмечает: "Я думаю, многие отечественные сельхозпроизводители не вписываются в рынок именно потому, что не относятся к этой деятельности как к бизнесу. Худо-бедно посадили, что-то вырастили, часть потеряли при уборке, часть при хранении, кое-как продали, что-то выручили - и ладно. И так по кругу, выйти из которого они не могут. Чтобы разорвать этот круг, нужен взгляд со стороны и в большинстве случаев требуются внешние менеджеры. К сожалению, многие руководители хозяйств не хотят пускать их на свою территорию".

Справедливости ради отметим, что инвесторов, которые хотели бы работать в аграрном секторе, тоже пока немного. "Это тяжелый хлеб - нужен вкус к тому, чтобы его выращивать", - отмечает Лазуко. Вероятно, по мере снижения рентабельности в других видах бизнеса компаний, обладающих такого рода вкусом, станет больше. Доходность, которую показывает сельское хозяйство при системном подходе, стоит усилий.

Великий Новгород - Санкт-Петербург

У партнеров

    Реклама