Империя атакует

Спецвыпуск
Москва, 30.05.2005
«Эксперт Северо-Запад» №20 (225)
Синьор Армани открыл свой бутик в Петербурге. Как жить дальше - непонятно

В 1957 году 23-летний юноша Джорджо устроился мерчандайзером в универмаг Rinascente в Милане. Тогда и слова-то такого итальянцы не знали - merchandiser. А что значил универмаг Rinascente для воспарявшей после позорных 1940-х Италии? Символ новой жизни, пугало неореализма, врата в буржуазный потребительский рай.

Пройдя через эти врата, Армани обнаружил таланты и устроился подмастерьем в один из самых старых в Италии модных домов - Cerruti, быстро перерос в дизайнера, затем сменил еще несколько красивых мест и в 1975 году основал собственную компанию, выпустив первую коллекцию готовой одежды. А через семь лет открыл свой первый бутик - в Милане.


Джорджо Армани

Могильщик кутюр

Дату стоит запомнить: ее можно принять за фатальную точку отсчета в мире высокой моды. Нет, высокая мода тогда пребывала в расцвете, в Париже властвовали Сен Лоран и Живанши, всходила звезда Лагерфельда, за ними шествовала новая гвардия в лице Мюглера и Готье, еще не спел свою оду Кристиан Лакруа, печальный сын парижского кутюра, а безумных Гальяно с МакКуином никто и знать не знал. Но высокая мода уже была обречена. Империя Армани стремительно атаковала. Сегодня французские дома моды практически лежат в руинах (надо признать, роскошных руинах, упакованных в обертку холдинга LVMH), а Armani Group, набрав миллиардные обороты, продолжает мировую экспансию.

Французские дизайнеры ненавидят Армани: именно этот человек олицетворяет для них ту "модную попсу", которая съела с потрохами искусство кутюр. "Он устроил самый грандиозный демпинг в истории моды! Он купил Голливуд! Он развратил наших клиентов! Он профанировал моду!" - в таких выражениях - ни больше ни меньше - отзываются сегодня о нем поседевшие парижские кутюрье.

В общем-то эти упреки справедливы - Армани действительно демпинговал, действительно "скупал" Голливуд. Выслать голливудской звезде целую коллекцию, подарить ей понравившееся платье, чтобы пропиарить его на оскаровской церемонии и затем продать солидным тиражом по скромной цене, окружив коллекцию гламурным ореолом... В Париже и Лондоне такие приемы запрещены. Этого не позволяли себе, кстати, и Валентино с Версаче, а уж они-то знают толк в поп-арте. Собственно, поэтому Армани и не приняли во французскую Федерацию высокой моды, в отличие от тех же Валентино и Версаче.

Нате вам!

И все же, как ни крути... Армани - гений. Да, в каком-то смысле он так и остался на всю жизнь товароведом мелкобуржуазного универмага, только сегодня этот универмаг принадлежит ему, и этот универмаг - весь мир. К слову сказать, Армани является до сих пор единоличным владельцем всех 100% акций Armani Group - уникальный случай для современного бизнеса, не только модного, но и мирового в целом. Но можно ли сказать, что Армани - это только гениальный бизнесмен? Смог бы он создать империю, не имея талантов дизайнера? Думается, даже Готье и Мюглер не отважились бы отказать ему в одаренности.

Но одной одаренностью (как деловой, так и креативной) подобный успех вряд ли можно объяснить. Оставляя за скобками (для таких злобных критиков, как Сара Блок) все эти истории с "подкупом-откатом-распродажей", стоит признать, что Армани оказался не только талантливым, но и необыкновенно щедрым. Он увидел, что большинству людей (как среднего, так и высшего класса) по барабану изыски и капризы высокой моды, что круг потребителей этого баснословно дорогого искусства еще более узок, чем круг коллекционеров "Роллс-Ройса". Массы мечтают о гламуре: им хочется отождествить себя со звездой. Нате вам! На "Мерседесах" и "Кадилаках" ездят миллионы, почему же только избранные могут дефилировать в "кутюре"? Или - "кутюр" для миллионов, или - смерть "кутюру". Глянцевые журналы поддержали почин, раскрутили новый миф, и сегодня все без исключения дома моды пользуются бизнес-стратегиями Армани.

Наяву

Открывшийся в апреле в Петербурге бутик - типичный департамент Emporio Armani, даже дизайн его разрабатывался "императором". Остается удивляться, как 70-летнему старику удается не выпускать из рук все нити управления своей империей, он по-прежнему курирует мельчайшие детали всех коллекций - от пуговицы на блузке до стрелки на циферблате часов. Как и в Токио, Милане, Нью-Йорке, здесь та же галерея модных радостей - "глобальный гардероб" Армани плюс линия AJ, аксессуары, туфли, сумки, часы, бижу...

Забавное ощущение - Армани завоевал Петербург еще до того, как в нем появился, и вот теперь он поселился рядом с домом через дорогу, и каждый увидел миф наяву - с изнанки, со знаменитым ярлычком распростершего крылья орла.

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №20 (225) 30 мая 2005
    Индустрия развлечений
    Содержание:
    Реклама