Нераскрытый потенциал

Спецвыпуск
Москва, 13.06.2005
«Эксперт Северо-Запад» №22 (227)
Анатолий Квашнин: "Наш приоритет - переломить негативные тенденции в социально-экономической сфере"

В последнее время деловые круги Северо-Запада, в первую очередь Петербурга, с целью завоевания новых рынков все активнее устремляют взоры на восток страны. Одной из самых потенциально богатых российских территорий является Сибирь. О том, в каком направлении будет развиваться Сибирский федеральный округ (СФО), как раскрыть его потенциал и поспособствовать привлечению инвестиций, в интервью корреспонденту "Эксперта С-З" рассказывает полномочный представитель президента РФ в СФО Анатолий Квашнин.
Анатолий Квашнин

- Анатолий Васильевич, как можно охарактеризовать социально-экономическое развитие округа в прошлом и начале нынешнего года? Какие тенденции вы бы выделили как основные?

- По итогам прошлого года и в первом квартале нынешнего в округе наблюдается рост промышленного производства. Среди сибирских регионов есть явные лидеры. К ним можно отнести Омскую, Новосибирскую, Кемеровскую и Томскую области. По темпам роста эти субъекты Федерации находятся в числе лидеров в масштабе России. Например, в Омской области объем промышленного производства в 2004 году увеличился на 12,6%, тогда как по России - на 6,1%. Во многих регионах Сибири в новые производства теперь вкладываются большие средства. Так, в Кемеровской области объемы вложений в оборудование для угольных шахт, модернизацию заводов выросли в полтора раза.

В структуре промышленности округа ведущее положение занимают цветная металлургия, электроэнергетика, топливная промышленность. Однако развиваются не только сырьевые отрасли. Поступают новые заказы на оборудование, в том числе от сырьевых отраслей. Как следствие, в машиностроении и металлообработке Красноярского края в 2004 году производство увеличилось на 53,1%. Кстати, продукция этой отрасли формирует около 10% экспорта Сибири, и эта доля постепенно возрастает. То есть мы начинаем зарабатывать на сырье сами, а не просто продавать его за границу.

Впрочем, несмотря на экономические успехи по отдельным отраслям и регионам, нет оснований для удовлетворенности результатами социально-экономического развития округа. В целом темпы экономического роста здесь низкие. Явно недостаточны объемы строительства жилья. Инвестиции хоть и увеличиваются, но в основном - внутренние. И, наконец, главное - уровень жизни сибиряков по-прежнему отстает от среднероссийского.

Для нас сейчас важнее всего - переломить негативные тенденции в социально-экономической сфере. Решая эту задачу, федеральный центр, аппарат полномочного представителя, руководители регионов работают единой командой. Основные направления - создание новых рабочих мест, повышение уровня благосостояния населения. Но всего этого удастся добиться только через ускоренный рост экономики. Потенциал таков, что сибирские регионы вполне могут выйти на темпы роста, заметно превышающие среднероссийские, - в полтора-два раза, а то и более. Такая цифра взята не с потолка. Догонять всегда трудно, но делать это необходимо.

- В этом году вновь начата работа по созданию стратегического плана развития СФО. Между тем этот документ уже был утвержден Правительством РФ. Какие причины заставили вновь вернуться к Стратегии?

- Стратегия экономического развития Сибири, утвержденная правительством РФ в июне 2003 года, к сожалению, оказалась неэффективной. Она разрабатывалась без учета конкретных проектов, не предусматривала источники их финансирования. Не были сбалансированы интересы регионов и федерального центра, власти и бизнеса. Поэтому мы и приступили к доработке стратегического плана развития округа.

В настоящее время завершается создание нового документа. Он будет называться "Стратегия Сибири: партнерство власти и бизнеса во имя социальной стабильности и устойчивого развития". В новой Стратегии опора сделана на конкретные межрегиональные и крупные региональные проекты. В этом состоит принципиальное отличие от прежней версии. Реализация проектов Стратегии позволит поднять прирост ВРП до 7,5-8% в год.

- Как вы оцениваете инвестиционный потенциал СФО по сравнению с другими федеральными округами? Какие отрасли и направления развития регионов Сибири, на ваш взгляд, наиболее перспективны?

- Сибирь - территория с не очень развитой транспортной инфраструктурой, низкой плотностью населения. Однако в нашем округе масса возможностей для инвесторов. Именно в Сибири сосредоточено большинство полезных ископаемых России. При этом масштабное освоение некоторых крупных месторождений может сделать их центрами мирового значения. Конечно, чтобы войти в такой проект, надо располагать потенциалом, достаточным для его реализации. Кроме того, необходимы усилия власти по созданию условий для развития инфраструктуры - автомобильных дорог или железнодорожных веток к тому или иному месторождению, нефтепроводов и т.п.

Не следует считать, что округ интересен только для крупного бизнеса. Ведь реализация, например, таких проектов, как сооружение экспортного нефтегазопровода из Восточной Сибири, разработка Ковыкты, Сухого Лога создаст массу возможностей для развития сопутствующих отраслей - строительства, обеспечения оборудованием, материалами, спецодеждой. Все эти сферы также ждут своих инвесторов.

Именно в Сибири сосредоточено большинство полезных ископаемых России. При этом масштабное освоение некоторых крупных месторождений может сделать их центрами мирового значения

К округу присматриваются зарубежные партнеры. Мы граничим с Китаем, что делает территорию Сибири привлекательной для реализации экспортоориентированных проектов, например в лесопромышленном комплексе. Здесь главное - не транжирить богатства, подходить к делу с умом. Лесные ресурсы Сибири в настоящее время используются неэффективно. Мы вывозим в Китай дешевый лес, а потом втридорога покупаем изделия из него. Необходимо развивать собственную лесопереработку. И, кстати, китайская сторона заинтересована в таких проектах.

Серьезного прорыва можно добиться в инновационной сфере. Внедрение многих научных разработок в перспективе может дать громадный экономический эффект. Однако прорыв в данной сфере тормозится отсутствием четких, выработанных правил взаимодействия научного сектора, внедренческих предприятий, промышленности. И здесь задача власти - наладить диалог по линии наука-бизнес. Правительством уже одобрен и внесен в Госдуму проект закона о создании особых экономических зон. Обсуждается возможность размещения нескольких таких зон в Сибири, в частности в Новосибирске, Красноярске, Томске, Иркутске, Кемерово.

Кроме того, Сибирь - транзитная территория, обеспечивающая грузопоток между восточной и западной частью России, а также международные грузоперевозки. Поэтому здесь не могут не быть привлекательными для вложений транспортная отрасль, бизнес, связанный с грузооборотом. Сейчас активизировалась работа в этом направлении в таких транспортных узлах, как Новосибирск, Красноярск.

- Характерной чертой Сибири является неравномерность развития. На фоне относительно благополучных территорий, обеспеченных природными ресурсами, промышленным потенциалом, есть откровенно депрессивные регионы. Как решать эту проблему?

- Что такое депрессивный регион? За этим экономическим термином часто скрывается неумение или нежелание местных властей работать. Конечно, есть некоторые объективные условия - отсутствие соответствующей инфраструктуры, например. Но многие регионы смирились со своим положением дотационных и научились извлекать из этого выгоду. С нынешнего года система финансирования таких регионов стала более жесткой. Придется искать точки роста экономики в своем регионе. С уверенностью могу сказать: каждый сибирский регион имеет определенные природно-экономические преимущества, из которых может извлечь выгоду. Кто у нас высокодотационный? Например, Республика Алтай. Вся Россия, и не только Россия, знает про красоты Алтая. Сюда приезжают десятки тысяч туристов, но республика все равно дотационная. А ведь некоторые зарубежные страны не просто выживают за счет туризма, а благоденствуют.

Конечно, желательно, чтобы субъект был многоотраслевым, тогда он будет более устойчивым. Сейчас объединились Красноярский край, Таймыр и Эвенкия, этот новый регион будет многоотраслевым, стабильным: ни падение цен на нефть и газ, ни какие-то другие колебания не выведут его из равновесия.

- Это объединение - прецедент для России. Возможно ли, чтобы объединились еще какие-либо субъекты РФ в Сибири, и какие условия должны для этого созреть?

- Действительно, объединение Красноярского края - шаг исторический. Многие регионы сейчас наблюдают за тем, как протекают интеграционные процессы внутри края, как идет восстановление его целостности, и скоро сами поймут преимущества совместной жизни. Можно, конечно, оставаться маленьким, но гордым субъектом и при этом убеждать население, что жить в нищете - это нормально. А можно отбросить личные амбиции и подумать о людях. Главный принцип при любом интеграционном процессе - благосостояние населения объединяющегося субъекта должно вырасти. То есть на первом месте стоит не политика, а конкретный человек с его уровнем жизни. При объединении обязательно должна учитываться национальная специфика различных регионов, однако если вопросы сохранения этноса, самобытности будут решены, препятствием для объединения национальный вопрос быть не должен.

Думаю, что с учетом всех преимуществ объединения этот процесс в СФО будет продолжен. Сейчас с высокой степенью вероятности можно говорить об объединении Иркутской области с Усть-Ордынским Бурятским автономным округом и Читинской области с Агинским Бурятским автономным округом. Эти округа являются "вкраплениями" на территории областей. Проект объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского АО в апреле прошлого года получил поддержку законодательных органов власти обоих регионов. Процесс идет, решение зреет. Его не нужно искусственно торопить, укрупнение должно проходить осторожно, поэтапно, последовательно.

- Каким вам видится будущее института полпредов? С одной стороны, главная задача, поставленная президентом перед полномочными представителями, - приведение региональных законодательств в соответствие с федеральным - в целом выполнена. С другой стороны, в последнее время роль полпредов возрастает, особенно в связи с новым порядком избрания глав субъектов РФ.

- Я бы сказал иначе. Пока решена задача только первого этапа деятельности института полпредов. Сейчас на первый план выдвигаются другие вопросы. Они четко обозначены в Послании президента РФ Федеральному собранию. Работы было много, а становится еще больше. И не только в связи со вступлением в силу нового порядка избрания губернаторов.

Вы правильно сказали, что задача по приведению законодательства субъектов Федерации в соответствие с законами РФ выполнена только в целом. Скажу больше: этим предстоит заниматься постоянно. Ведь законодательство (что федеральное, что региональное) меняется. Кроме того, сейчас идут одновременно несколько реформ - административная, межбюджетная, местного самоуправления. В ходе их проведения мы должны активно работать с регионами, муниципалитетами. И задача в том, чтобы не столько контролировать, сколько помогать. Например, в результате реформы местного самоуправления в СФО число муниципальных образований увеличилось практически в два раза. Во вновь образованных муниципалитетах предстоит выбрать руководителей, принять уставы, другие нормативные документы. В этой работе аппарат полномочного представителя оказывает самую активную помощь.

Наконец, как я уже сказал, в качестве приоритетных в СФО мы видим задачи экономического развития. Мы собираемся решать их вместе с губернаторами, действуя системно, работая единой командой.

Новосибирск - Санкт-Петербург

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №22 (227) 13 июня 2005
    "проекты века"
    Содержание:
    Реклама