ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Культура

Два в одном

2005

Живопись московских галерей - резче, экспрессивнее, пестрее. Мы - сдержаннее, суше

В Манеже прошел Фестиваль галерей - художественных салонов, торгующих картинами. Первый раз он был проведен в 1990 году, тогда же подобное мероприятие случилось и в Москве. Но в Москве выставки галерей стали регулярны, а у нас захирели. В прошлом году в Манеже провели второй фестиваль, нынче - третий. Ежегодный оборот московского фестиваля - миллион долларов, у нас едва ли набежит 20 тысяч. В Москве за место на выставке галерея платит 10 тысяч долларов, у нас - 500. Столица и провинция, что скажешь. Вздох.

Салон и авангард

В этом году на фестивале было представлено десять галерей, из них четыре - московских, шесть - петербургских. Галереям отвели место по периметру Манежа. В центре же и на втором этаже была расположена другая выставка - "Диалоги. XIV международная биеннале современного искусства". Картины, скульптуры, инсталляции, фотографии.

Идея сочетания этих выставок такая. Есть раздражающее зрителя искусство - искусство дерзкого эксперимента, авангарда. Оно в центре и наверху. А по бокам - искусство отстоявшееся и устоявшееся. Рассчитанное на вкусы, желания, потребности зрителя. Искусство салона, галереи. Одно без другого существовать не может. Салон и галерея усваивают экспериментаторство и эпатаж. Нужное принимают, ненужное отбрасывают. Зрители, привыкшие к новым приемам, не возмущаются, а живо интересуются, когда новые приемы перемещаются из авангарда в галерею. Приблизительно так объяснил мне сочетание двух выставок один из инициаторов Фестиваля галерей искусствовед Дмитрий Северюхин.

Это - великолепное схематическое рассуждение, только оно не соответствует тому, что можно было увидеть на двух выставках в одном Манеже. Между нынешним салоном и нынешним авангардом просто невозможно провести грань. Вероятно, у зрителей современных картин не осталось такого органа, чтобы его можно было эпатировать. Современный квалифицированный зритель согласно кивнет и у абстрактной композиции, и у фантастического сюрреалистического полотна.

Актуальное искусство

Впрочем, вру... Есть искусство, которое по определению не вписывается в салон, в художественную галерею. Его можно поддерживать, но купить невозможно, ибо оно однократно. Это так называемое актуальное искусство, использующее необычные материалы. Рассчитанное на шок, на мгновенное удивление. Когда удивление проходит, подобное искусство умирает.

Это - всевозможные инсталляции и перформансы. На втором этаже Манежа, скажем, Тери Хейно, художница из Финляндии, выпотрошила спитые чайные пакетики и склеила из них целую стену, целый такой огромный пояс. По цвету и фактуре эта ржаво-золотистая кольчуга или чешуя напоминает оформление нижней станции "Площадь Александра Невского". Конечно, будь Тери Хейно чуть отважнее или чуть последовательнее, она под чайными пакетиками налила бы гигантскую лужу. Так сказать, "Стена чая и ее последствия", но кто ж такое купит, даже без последствий?


Будь Тери Хейно отважнее, она под чайными пакетиками налила бы гигантскую лужу

А вот инсталляция Марии Пирили и Петри Нуутинен "Камера обскура" вполне конвертируема. Не знаю, как она сделана технологически, но попытаюсь описать результат: плотно занавешенное окно, перед ним серый экран, на этом экране множество маленьких перевернутых очень ярких отражений улицы. Обычная улица превращается во что-то яркое, волшебное, перевернутое.

Создатели инсталляции словно бы спрашивают у зрителя: "А что такое искусство вообще? Наверное, способность увидеть привычный мир перевернутым, ярким, сказочным, непривычным. Разве не так?" Видимо. Во всяком случае, великий кинематографист Хичкок так объяснял, что такое, по его мнению, драма: "Драма - это жизнь, из которой удалено все скучное". Вот и искусство, наверное, укладывается в ту же формулировку: "Мир, из которого удалено все скучное".

Что такое искусство?

Собственно говоря, с этого и начинаются выставки. Посетителя встречает стена, завешанная листками с однотипной фломастеровой надписью: "Искусство". На листках записано разными почерками, что же такое искусство. Подобным образом искусствоведка Розвита Штейнхоф уже опросила 23 тыс. человек в Германии, Италии, Шанхае и Нью-Йорке. Теперь вот опрашивает нас, жителей города на Неве. Каждый посетитель Манежа может взять фломастер и написать на белом листке, что такое, по его мнению, искусство.

Было интересно читать. Четверо разными почерками на разных листках, не сговариваясь, написали: "Искусство - это я". Один догадался им ответить: "Искусство - это ты". Кто-то срифмовал: "Искусство - жидкость. Мы - сосуд. Он тут вовек не будет пуст". Кто-то нарисовал свою смешную кривоносую очкастую рожу на фоне Петропавловки, кто-то процитировал Пикассо: "Искусство - ложь, помогающая обнаружить правду", а кто-то сформулировал странно, но верно: "Искусство - то, чего нет".

Питерское и московское

Если разница между "Диалогами" и Фестивалем галерей почти незаметна, то разница между московскими и питерскими галереями куда как ощутима. Верно писал в свое время московский поэт Давид Самойлов: "А мы пестрей, а мы восточней". Живопись московских галерей - резче, экспрессивнее, пестрее. Мы - сдержаннее, суше. И если понимать под салонной живописью ту, что освобождается от крайностей, смягчает резкости художнического высказывания, то наши галереи - салоннее.

В галерее "Домашняя коллекция", например, выставлены городские пейзажи Ларисы Голубевой. Дымчатые, нежные, женственные, при том, что рисует она скудный каменный мир и явно испытала влияние художников "арефьевского круга". Но это живопись "арефьевского круга", приспособленная для салона.


Картины Ларисы Голубевой нежные, женственные, при том что рисует она скудный каменный мир

Ровно напротив "Домашней коллекции" разместилась московская галерея "Arslonga.ru". Там выставлены совсем не резкие, скорее инфантильные, напоминающие иллюстрации Трауготтов полуфантастические венецианские полотна Александра Воцмуша. Но у него - никакой печальной лирической дымки. Ясность, четкость, даже эксцентрика. Чего стоит дама в кринолине, мчащаяся за другой дамой с узким и тонким клинком в руке.

Нельзя сказать, чтобы в питерских галереях вовсе чуждались шуток или эксцентрики: воздух современного искусства таков, что здесь не обойдешься без издевки, если угодно - карикатуры. Среди всевозможных живописных и скульптурных шуток мне больше всего понравилась шутка Хачатура Белого. Инсталляция "Портрет Сальватора Дали", выставленная в питерской "Галерее Тонино Гуэрра".

Большая деревянная доска, к которой прикреплен вниз головой и клешнями белый гипсовый омар. Из клешней завиваются вверх длиннющие усы, свитые из гнедого лошадиного волоса. Во-первых, похож. Во-вторых, живописен. В-третьих, портрету Дали так идет быть составленным из белого омара и конского волоса!

Я поинтересовался у художника, откуда конский волос? Неужели из бабушкиного кресла наковырял? Художник объяснил мне, что волосы - из хвоста коня по кличке Гарик, принадлежащего леснику из псковской деревни Крупп. Вроде бы лесами вокруг этой деревни когда-то владел немецкий промышленник по фамилии Крупп. Я возликовал: "Усы Сальватора Дали, сплетенные из волос коня Гарика, проживающего в псковской деревне Крупп!". Это же - сюрреалистическое стихотворение.

Театральность

А если серьезно - мне более всего понравилось на выставке полотно того же Хачатура Белого, посвященное Сервантесу. Это - натюрморт, писанный белыми, черными и серыми красками. Цветы, фрукты, вазы и бокалы - все бело-черное или перламутрово-серое. И вот что удивительно: натюрморт - пышен, праздничен. Он - театрален, в самом лучшем смысле этого слова. Театральность, сюжетность так же востребованы современной российской живописью, как и анекдотичность, издевательская или сентиментальная карикатурность.

Здесь снова становится заметна разница между московскими и питерскими галереями. Разные сюжетности, разная театральность.

В питерской галерее "Форум" выставлена картина Ирины Бирули "Бессонница". Облупленная стена, на стене - отражение оконного переплета с прозрачной такой занавеской, чуть вздутой ветром. К стене пододвинут стол, на столе - пепельница, забитая окурками. Один еще дымится. Все предметы обычны, непритязательны, даже убоги, но изображены они удивительно красиво. Они опоэтизированы по-настоящему. Единственное, что портит картину, так это название.Оно - нарочито. Оно за уши втягивает зрителя в сюжет. А зачем? Пусть бы сам зритель решил, что перед ним - "Бессонница", "Рассвет", "Совесть", "Одиночество" или "Окно, стена, окурки". Ирина Бируля - великолепная театральная художница, поэтому она выстроила картину, как декорацию, сыграла, как пьесу. Все вещи исполнили свои роли ясно, четко и строго.

А вот картина Кати Марголис, выставленная в галерее москвича Лаврушина, столь же сюжетна, театральна, но куда более эксцентрична. Называется она "Память". Грязновато-коричневый фон, вглядываясь в который, обнаруживаешь детские и женские лица, падающие листья, не то тучи, не то лужи, таз с бельем - словом, зябкую, слякотную осень. Но если будешь вглядываться дальше, то увидишь среди лиц, листьев, туч и луж письмо, нацарапанное карандашом, аккуратным детским почерком: мол, дорогая мама, нельзя ли мне взять щенка собаки тети Ани. Этот щенок - такса. Мы ему уже дали имя...

И далее - вся полагающаяся по этому случаю слезогонка. Вот это по-московски. Не просто женская печаль слякотной, зябкой осенью, а еще и собаку ребенку не подарили - чтобы зритель всхлипнул и расстроился. Это все равно как Ирина Бируля поместила бы на своем полотне "Бессонница" клочок письма: "Дорогая! Не жди! Уехал на заседание малого Совнаркома. Твой суслик". Нет, такой настырности от нас, питерских, не дождетесь. Хватит и "Бессонницы".

«Эксперт Северо-Запад» №33 (238)
«Эксперт» в Telegram
Поставить «Нравится» журналу «Эксперт»
Рекомендуют 94 тыс. человек



    Реклама



    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама