ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Двойной стандарт

2005

Верность администрации Петербурга декларируемым либеральным принципам - условие эффективной экономической политики и конструктивных взаимоотношений с бизнесом

Стиль управленческой культуры администрации Петербурга после избрания губернатором Валентины Матвиенко претерпел позитивные изменения. Руководители Смольного заявляют, что понимают заинтересованность бизнеса в прозрачных и справедливых процедурах распределения городских ресурсов (прежде всего земли и других объектов недвижимости), в обеспечении понятных и предсказуемых условий доступа на рынки и соблюдении принципов честной конкуренции. И в некоторых случаях действуют в соответствии с этими установками.

Но зачастую декларируемые властью принципы ею же бесцеремонно нарушаются. Подобная непоследовательность, оправдываемая, к примеру, ссылками на некие имиджевые или политические интересы Петербурга (зачастую сомнительные), наносит городу ощутимый экономический ущерб и создает условия для административных злоупотреблений. Ослабляется доверие к власти - одно из важнейших условий благоприятного инвестиционного, предпринимательского климата.

Стратегическая ловушка

Одним из приоритетов политики Смольного является административная поддержка стратегических инвесторов (СИ) - тех, кто осуществляет проекты стоимостью порядка 3 млрд рублей. Поддержка эта осуществляется в двух направлениях. Во-первых, Комитет по инвестициям и стратегическим проектам (КИСП) обеспечивает таким инвесторам режим "одного окна", что, безусловно, следует приветствовать. А вот второе направление поддержки - предоставление СИ еще и весомых организационных и материальных преференций - вызывает массу вопросов.

"Стратеги" получают земельные участки и здания целевым назначением, в обход конкурсных процедур. Более того, правительство обычно уменьшает для них плату за право заключения инвестиционного договора и снижает стоимость аренды земельных участков (относительно действующих методик и нормативов). При этом складывается впечатление, что главная цель администрации - извлечь максимальный пропагандистский эффект от проектов. Экономической же их эффективности с точки зрения интересов города уделяется, на наш взгляд, недостаточно внимания. Подчас политические решения опережают детальную проработку экономических условий проектов, четкое определение взаимных обязательств и цену вопроса для города. Закрытость и непрозрачность предварительных договоренностей с потенциальными инвесторами усугубляют картину. В итоге стратегические проекты оказываются не столь привлекательными в экономическом отношении, как это представлялось на этапе торжественных церемоний подписания меморандумов и протоколов о намерениях.

Странная арифметика

Так, например, Смольный, несомненно, поступил разумно, приняв предложение китайских инвесторов вложить 1,25 млрд долларов в создание мегакомплекса "Балтийская жемчужина" ("БЖ") на заброшенной территории между Финским заливом и Петергофским шоссе. При этом политический подтекст проекта, в котором наибольшую заинтересованность проявила именно китайская сторона (власти Поднебесной, санкционировав вложение средств подконтрольными государству компаниями, рассматривают строительство "БЖ" как важнейшую имиджевую акцию - первый такого рода масштабный проект в Европе), следовало использовать с максимальной выгодой для города. Однако произошло скорее обратное.

Наверное, оправданно решение предоставить целевым назначением участок площадью 168 га инвестору, готовому взяться за комплексное освоение всей территории (к тому же других претендентов тогда не было). Но другие условия, предоставленные инвестору, с точки зрения интересов Петербурга не кажутся оптимальными.

Правительство Петербурга своим постановлением определило размер арендной платы за землю всего в 10 млн долларов. Такую низкую цену председатель КИСП Максим Соколов объясняет следующим образом: "Первоначально предполагалось, что город сам будет строить объекты социальной инфраструктуры на территории "БЖ". Но затем было решено, что инвесторы целиком построят квартал и передадут городу объекты социальной инфраструктуры, а также все инженерные сети и коммуникации. Право на застройку участка в его сегодняшнем состоянии было оценено в 250 млн долларов. Около 40 млн долларов будет стоить социальная инфраструктура, 200 млн - объекты инженерной инфраструктуры, улично-дорожной сети, мостов, обустройство каналов и набережных. Когда мы все это вычли, осталась сумма 10 млн долларов. Мы считаем, что на инвесторов ложится очень значительная нагрузка".

Тут следует отметить два обстоятельства. Во-первых, город согласился взять большую часть платы "натурой", хотя сразу после своего избрания губернатором Валентина Матвиенко, по понятным причинам, потребовала прекратить подобные взаимозачеты в сфере строительства. Максим Соколов утверждает, что в данном случае расчеты точны и "голая" земля действительно стоит не более 10 млн долларов. Однако для сравнения заметим, что за последний год ГУ "Фонд имущества Санкт-Петербурга" продало на торгах 51 га участков по "короткому пакету" (т.е. тоже инженерно не подготовленных) за 110 млн долларов - в 36 раз дороже! Это второе обстоятельство важно потому, что 10 млн долларов платы за землю "БЖ" - по сути, единственный реальный доход бюджета от проекта. Ведь неизвестно, какие налоги на прибыль будут выплачивать застройщик при продаже квартир (да и позволит ли к 2008-2010 годам ситуация на рынке реализовывать жилье с ощутимой прибылью), а также торгово-развлекательный и гостиничный бизнес, который разместится в "БЖ".

Отвлечение ресурсов

Нарушения властью ею же декларируемых принципов, оправдываемые ссылками на некие имиджевые или политические интересы Петербурга, наносят городу ощутимый экономический ущерб

Преувеличенными оказались и заверения Смольного, что китайские партнеры берут на себя решение всех проблем инженерного обеспечения - вплоть до строительства головных источников и магистральных сетей. В конечном счете специально для нужд "БЖ" городу пришлось форсировать строительство Юго-Западной ТЭЦ. Хотя средства инвестируют ОАО "Газпром" и московская корпорация " Синтез", город потратил на эту ТЭЦ самый дефицитный сейчас свой ресурс - организационный (см. "Тормозная система", "Эксперт С-З", 22 от 13-19 июня 2005 года). А мог бы направить его на ускорение решения других тормозящих экономическое развитие инфраструктурных проблем, о которых мы в свое время подробно рассказывали (см. интервью с Александром Бобровым, "Эксперт С-З", 40 от 25-31 октября 2004 года). Не факт, что концентрация усилий на обслуживании одного проекта, к тому же, по нашему мнению, недостаточно хорошо просчитанного, даст большую отдачу для города, чем развитие инфраструктуры для множества проектов помельче. Во всяком случае, что касается земельных платежей, то мелкие проекты, как показано выше, во много раз более выгодны городу.

Помимо ТЭЦ город будет строить газопровод и водовод к территории "БЖ". Тут, похоже, даже средства будут бюджетными, хотя их хронически не хватает для развития городской инфраструктуры. Предполагается, что китайские инвесторы внесут плату за подключение. Однако размер этой платы до сих пор неизвестен.

Серьезное отвлечение городских ресурсов, как организационных, так и бюджетных, потребовал и другой амбициозный проект - строительство завода корпорации Toyota в промзоне Шушары. Город, внезапно перекроив свои программы капвложений (и тем самым, возможно, нарушив планы других инвесторов, рассчитывавших на реализацию этих программ при планировании своего бизнеса), в авральном порядке начал готовить для Toyota территорию в Шушарах. Между тем экономическая выгода для Петербурга и в этом случае, похоже, просчитана плохо. Более того, есть основания считать, что она и не рассчитывалась вовсе.

Сумму, которую Toyota заплатит за выделенный участок земли (220 га), в Смольном отказываются называть до сих пор. В то же время стоимость выполняемых городом работ по инженерной подготовке территории и подходов к ней может достичь 100 млн долларов, что соизмеримо с объемом инвестиций Toyota в строительство завода. Председатель Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Александр Бобров оценивает необходимые вложения примерно в 2 млрд рублей. В Комитете по благоустройству и дорожному хозяйству говорят, кроме того, о расходах на дорожную инфраструктуру в размере более 1 млрд рублей. В какой части все эти работы будут профинансированы инвестором, неизвестно, ибо никаких официальных договоров с Toyota по этому поводу до сих пор не заключено: работы ведутся в рамках протоколов еженедельных рабочих совещаний представителей администрации и инвестора.

Заискивать не стоит

Беспорядочная деятельность Смольного, нарушающая как декларируемые принципы экономической политики, так и элементарные правила менеджмента, обосновывается неоспоримыми, на взгляд чиновников, достоинствами проекта ООО Toyota Motor Manufacturing Russia - "самого крупного инвестиционного проекта за всю историю Петербурга", имеющего к тому же "огромное имиджевое значение" (мол, его реализация кардинально улучшит инвестиционную привлекательность Петербурга). Между тем и то и другое неверно.

Холдинг "Северсталь-групп" инвестирует сейчас в создание "Ижорского трубного завода" свыше 400 млн долларов, то есть почти в три раза больше, чем Toyota (около 140 млн долларов). Что касается имиджевого значения проекта для Петербурга, то оно будет не таким уж большим, ибо главное в этом смысле (в той же сфере автопрома) уже сделано в ходе весьма успешной реализации проекта ЗАО "Форд-Всеволожск". То, что этот проект осуществлен в Ленобласти, а не в Петербурге, не имеет значения: участники мировых рынков воспринимают город и область, в общем-то, как единый регион. Что касается перспектив, связанных с локализацией в Петербурге автосборки, то опыт того же проекта Ford показывает, что серьезную экономическую выгоду от нее мы получим еще не скоро.

Поднятый Смольным пиаровский ажиотаж вокруг прихода концерна Toyota в Шушары страдает какой-то местечковой амбициозностью. Власти Петербурга должны не заискивать перед инвесторами с популярными именами, а тщательно анализировать коммерческую выгоду их проектов для города. Потенциал Петербурга (в том числе удобная логистика, наличие квалифицированных кадров, рынков сбыта и т.д.) позволяет сохранять достоинство во взаимоотношениях с любыми инвесторами.

Шлейф преференций

Концентрация усилий на обслуживании стратегических проектов, как правило, недостаточно хорошо просчитанных, навряд ли принесет городу больше пользы, чем развитие инфраструктуры для множества проектов помельче

Помимо преференций самим стратегическим инвесторам приоритетное внимание к их проектам приводит к раздаче подарков и другим структурам, чьи интересы при этом затрагиваются. Так, в связи с проектом "БЖ" город взвалил на себя бремя по перебазированию яхт-клуба "Балтиец". Взамен участка в 8 га клуб получает территорию в 18 га рядом с "БЖ", причем договор аренды оформлен на 10 лет (вместо обычных трех). Город согласился оплатить расходы "Балтийца" по перемещению яхт, катеров, рундуков, гаражей, занимается формированием новой территории и акватории, строительством дамбы, молов.

Рецидивы прошлого

Многие решения Смольного явно игнорируют приобретенный городом за последний год положительный опыт предоставления земельных участков и других объектов недвижимости на открытых торгах.

Так, трудно обосновать заботой об интересах города факт выставления на торги одним суперлотом сразу 30 участков под АЗС (поначалу власти пытались вообще обойти процедуру аукциона). За 10 млн 279 тыс. долларов (почти по стартовой цене) победителем стала НК "ЛУКОЙЛ": по мнению большинства участников рынка, в расчете на нее и был сформирован этот лот. Как отмечает председатель Нефтяного клуба Петербурга Олег Ашихмин, были собраны наиболее привлекательные участки, при этом сформулированные городом условия торгов сводили на нет принцип конкурсности.

Результат - потери городского бюджета. Продажа пятен под АЗС в розницу могла привлечь к торгам большее количество участников, что отразилось бы на конечных ценах. В этой закономерности чиновники могли убедиться на примере состоявшихся ранее торгов. Цены одиночных участков возрастали в два-шесть раз, достигая 1 млн долларов за пятно (средняя же цена на участки, полученные НК "ЛУКОЙЛ", составила 330 тыс. долларов).

Утверждения чиновников о целесообразности прихода на рынок стратегического инвестора в лице вертикально интегрированной нефтяной компании грешат лукавством. В Петербурге уже успешно работают "Татнефть", "Башнефть", Neste, "Славнефть". Не срабатывают в данном случае и доводы о скидках для оптового покупателя. Участки для АЗС - товар штучный и дефицитный, и он в любом случае был бы востребован десятком различных компаний. Возможно, губернатор надеялась, что в знак благодарности НК "ЛУКОЙЛ" отреставрирует особняк барона Штиглица на Английской набережной, вложив 37 млн долларов. Но нефтяники отказались.

Некоторые эпизоды в практике Смольного при всем желании не замаскировать ссылками на внимание к инвесторам. Откровенным разбазариванием земельных ресурсов является раздача коммерсантам без конкурсов и по цене ниже рыночной 40 участков под строительство теннисных кортов (подробнее см. "Аут!", "Эксперт С-З", 23 от 20-26 июня 2005 года). Странные исключения из практики торгов встречаются и в случаях предоставления инвесторам известных, раскрученных объектов недвижимости. Другой колоритный пример - продажа городом контрольного пакета акций ЗАО "ТФ ДЛТ". Возможно, чиновники, подбирая лазейку в законе, думали, что город только выиграет, если имущественный комплекс и бренд ДЛТ перейдет в собственность московской компании Mercury (одного из российских лидеров торговли предметами роскоши и совладельца московского универмага ЦУМ). Но, как полагают эксперты, в случае проведения торгов город мог выручить и более 17,5 млн долларов. Проведение честных аукционов уже доказало свою эффективность. Так, при продаже гостиниц "Москва" и "Октябрьская" итоговые цены выросли соответственно в 2,5 и 4,5 раза и достигли 40 и 50 млн долларов! Всего же грамотная реализация на торгах принадлежащих городу гостиниц принесла в бюджет 4,3 млрд рублей.

Методом "наезда"

Дефекты управленческого стиля администрации проявляются и в решениях, препятствующих созданию в городе конкурентной рыночной среды, прозрачных правил игры для бизнеса.

Мировой опыт свидетельствует: честные, открытые, публичные процедуры принятия решений всегда выгоднее, чем кулуарные комбинации и поиски законодательных лазеек для "индивидуальных подходов"

Доступ предпринимателей к системе городских закупок - важнейший показатель. Большинство участников рынка заинтересовано, чтобы в полном объеме применялись процедуры открытых торгов (а не методы запроса котировок или закупок у единственного источника). Однако доля конкурсов при распределении горзаказа по-прежнему невелика (порядка 20%). Ряд инициатив КЭРППиТ по системному совершенствованию механизма закупок (см. "Эксперт С-З", 30-31 от 23-29 августа 2004 года) до сих пор не реализован из-за сопротивления внутри Смольного. Экономия свыше 2 млрд рублей, уже полученная за этот год, - отрадный факт. Но она обеспечивается в основном при заключении крупных контрактов, а не в ходе массовых закупок (на суммы до 5 млн рублей).

На фоне деклараций о поддержке малого бизнеса чиновники продолжают кампанию по ликвидации остановочных павильонов с торговыми модулями. Удаление с остановок порядка 1300 ларьков, многие из которых были недавно приобретены владельцами в расчете на стабильную перспективу (стоимость павильонов - 10-15 тыс. долларов) - серьезный удар по малому предпринимательству. Адекватную замену в виде новых мест для торговли удается получить далеко не всем. При этом Смольный не приводит серьезных обоснований, почему мелкорозничная торговля на остановках (приносящая в бюджет около 3 млн долларов налогов в год и обеспечивающая работой несколько тысяч горожан) должна вытесняться в интересах рекламного бизнеса.

Некоторые сомнительные инициативы Смольного, направленные на передел рынков или ухудшение условий для отдельных видов бизнеса, удалось пресечь только благодаря активным выступлениям предпринимательского сообщества.

В частности, Комитет по транспорту был вынужден отменить условия конкурса на право обслуживания автобусных маршрутов, которые обеспечивали бы доминирующее положение на рынке коммерческих перевозок ГУП "Пассажиравтотранс". Для четырех десятков средних и малых компаний подобное "оздоровление рынка" означало бы либо прекращение деятельности, либо невыгодную работу в качестве субподрядчиков. Впрочем, похоже, осенью чиновники попытаются взять реванш. Конкурсные условия вновь выстраиваются в расчете на крупные компании.

Нефтетрейдеры сорвали попытки ГУП "Городской центр размещения рекламы" установить плату за информационные щиты на территории АЗС как за рекламоносители. На их стороне выступил КУГИ, с которым заключаются договоры аренды земельных участков. В свою очередь, КУГИ попытался заставить владельцев прогулочно-экскурсионных судов платить аренду за использование спусков на набережных из расчета 11 месяцев в год, хотя сезон длится всего около пяти месяцев. Протесты речных перевозчиков и вмешательство губернатора остановили фискальный абсурд (правда, в порядке компромисса судовладельцы согласились на шесть месяцев).

Беспроигрышный выбор

Несомненно, нарушения заявляемых принципов и подходов, непоследовательность в проведении собственной политики дискредитируют работу администрации Петербурга. В этом смысле особенно тревожным симптомом являются примитивно грубые действия Смольного в отношении Уставного суда, который за последний год неоднократно оказывался независимым арбитром, ограничивающим чиновничий произвол. Стремясь превратить Уставный суд в управляемый орган, администрация уничтожает важный институт гражданского общества и часть механизма сдержек и противовесов во властно-политической системе Петербурга.

Привлечение в город стратегических инвесторов не должно превращаться в навязчивую самоцель. Прежде всего нужно создавать единые для всего бизнеса благоприятные условия - действительно понятные и прозрачные правила игры. Во всех случаях, в том числе при отборе стратегических проектов, следует применять конкурсные процедуры, общественные обсуждения, независимые экспертизы, допускать к участию в процессе депутатов ЗакСа. Готова ли к этому исполнительная власть, покажет, к примеру, обещанный Смольным переход к формированию Адресной инвестиционной программы на основе конкурсного отбора приоритетных для города проектов. Не менее важно и то, чтобы правительство все-таки поддержало проект Инвестиционного кодекса, который вскоре будет принят депутатами в итоговом третьем чтении.

Администрация Петербурга не должна забывать: честные, открытые, публичные процедуры принятия решений всегда выгоднее, чем кулуарные комбинации и поиски законодательных лазеек для "индивидуальных подходов". Об этом свидетельствует опыт цивилизованных государств. Будет эффективен такой подход и для развития Петербурга - как отдельных сегментов рынка, так и экономики в целом. Фирменным стилем петербургских властей должна стать способность не только декларировать правильные принципы, но и реализовывать их на практике.

Санкт-Петербург

«Эксперт Северо-Запад» №33 (238)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама



    Самозанятым помогут заявить о себе

    Альфа-Банк первым представил мобильное приложение для самозанятых

    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама