Погоня за равновесием

Москва, 05.12.2005
«Эксперт Северо-Запад» №46 (251)
Предложение на рынке банковских займов для среднего бизнеса все активнее догоняет спрос. Во многом это заслуга московских кредитных организаций, "разогревших" этот сектор

Дальнейшее снижение банковской маржи вынуждает кредитные организации искать подходы к освоению тех секторов, которые еще два-три года назад не удостаивались должного внимания. Резкое ужесточение конкуренции на рынке ритейла, в частности в потребительском кредитовании, - наглядный тому пример. Что же касается работы с юридическими лицами, то еще в прошлом году наметилось смещение интереса банков от крупной клиентуры, которая к тому моменту была уже практически поделена, к предприятиям среднего и даже малого бизнеса (см. материал "От большого к малому", "Эксперт С-З", 46 за 2004 год). В нынешнем году тенденция укрепилась. В первую очередь это коснулось расширения кредитования, являющегося для банков лучшим способом "зацепиться" за клиента.

По мнению наблюдателей, усиление конкуренции в сегменте кредитования среднего бизнеса произошло во многом благодаря активизации на петербургском рынке столичных и западных кредитных организаций. Приходя в Петербург, они отдают себе отчет в том, что крупных заемщиков здесь единицы, что у них, как правило, уже сложились отношения с определенным кругом банков и для смены ориентиров нужны веские мотивы. И поскольку "голубые фишки" местного уровня поделены, московские банки вынуждены начинать бизнес с предложений предприятиям, имеющим не очень большой оборот. Одной из составляющих этого предложения, разумеется, является кредитование. В свою очередь, петербургские банки "подтягиваются" к более агрессивным московским. Их конкурентное преимущество - возможность гибко относиться к нуждам и интересам заемщика.

Кто за кем бегает?

Насколько спрос на кредиты для среднего бизнеса сбалансирован с предложением? Банкиры расходятся в оценках, но большинство полагает, что пока скорее предприятие, желающее получить кредит, бегает за банком.

"Финансовый рынок сейчас растет бурными темпами. Наиболее заметно это в экономически развитых регионах, и в первую очередь в Москве и Петербурге. Концентрация банков и финансовых компаний в этих городах максимальна, поэтому может сложиться впечатление, что предложение финансовых ресурсов превышает спрос. На самом деле это не совсем так", - говорит директор петербургского филиала Банка Москвы Павел Лавров. "До удовлетворения потребностей рынка кредитными ресурсами еще далеко", - соглашается начальник управления кредитных операций петербургского филиала Номос-банка Сергей Пиляк.

То, что средний бизнес кредитуется дороже, чем крупный, является дополнительным фактором, обуславливающим интерес банков к этой категории заемщиков. Однако и риски при кредитовании менее известных предприятий выше. Не секрет, что средние предприятия зачастую ведут двойную бухгалтерию, не всегда планируют свои объемы сбыта, себестоимость и управление запасами в долгосрочной перспективе. Широко практикуются те или иные способы ухода от налогов, которые проблематично учесть при оценке банком возможности предоставления инвестиционного кредита.

"Можно сказать, что за средним заемщиком, имеющим устойчивое финансовое состояние, банки бегают сами, т.е. предложение кредитных продуктов для таких клиентов способно полностью удовлетворить спрос и, вероятно, даже превысить его. Соответственно, чем хуже финансовое состояние предприятия, чем менее прозрачна его деятельность, тем меньше вероятность удовлетворения его спроса на кредиты", - говорит начальник управления кредитования Северо-Западной региональной дирекции банка " Уралсиб" Константин Миалович. "Часть неудовлетворенного спроса формируют те предприятия, которые в настоящий момент или не соответствуют критериям кредитоспособности, или с переменным успехом стараются привлекать средства на небанковском финансовом рынке", - подтверждает заместитель начальника кредитного управления петербургского филиала Альфа-банка Николай Вихров.

Тенденции - в пользу заемщиков

Однако все банкиры сходятся во мнении, что конкурентная борьба за качественного среднего заемщика в 2005 году возросла. Это отразилось в увеличении сумм и сроков кредитования, снижении процентных ставок, сокращении сроков рассмотрения заявок (в ряде банков - до двух-трех дней). В ближайшей и среднесрочной перспективе подобные тенденции сохранятся.

Константин Миалович прогнозирует, что дальнейшие события в сфере кредитования среднего бизнеса будут развиваться по двум направлениям: кредитные продукты для средних клиентов, которые по масштабам своей деятельности ближе к малым, стандартизуются, а для растущих средних компаний, которые приближаются к крупным, условия кредитования, наоборот, станут более гибкими и индивидуальными.

Так, видимо, полагают не только в "Уралсибе", поэтому все больше банков вводят специальные программы кредитования среднего бизнеса. Собственные спецпрограммы есть, например, у Райффайзенбанка, Международного Московского банка (ММБ), Внешторгбанка, Банка Москвы и др. Пилотные проекты в 2005 году были запущены, в частности, Альфа-банком и Росбанком.

Кредитные организации, которые не имеют специальной программы кредитования среднего бизнеса, объясняют ее отсутствие тем, что их предложения и так ориентированы на средних клиентов, поскольку спецпрограммы более актуальны для малого бизнеса, а крупные клиенты требуют VIP-подхода. Однако сейчас банки, как имеющие программы кредитования среднего бизнеса, так и не имеющие их, ведут постоянный мониторинг ситуации на рынке и приспосабливают свои кредитные продукты к его требованиям.

Большинство опрошенных корреспондентом "Эксперта С-З" представителей банков подтвердили, что у них в последние год-два проводился пересмотр кредитной политики в сторону смягчения критериев и упрощения процедур кредитования, в той мере, конечно, насколько это возможно с учетом ограничений Центробанка, с одной стороны, и требований собственной системы риск-менеджмента - с другой. Например, Санкт-Петербургский банк реконструкции и развития (СПБРР) стал производить экспресс-оценку возможности предоставления ссуды клиенту в день подачи минимального пакета документов. Ряд банков (Промышленно-строительный банк, Банк Москвы, Внешторгбанк и др.) увеличили филиалам лимиты кредитования, что позволяет избежать процедуры прохождения заявок через головной офис. И практически все банки заявили о либерализации подходов к определению кредитоспособности заемщика.

Условия предоставления кредита средним компаниям различаются довольно сильно. Так, Райффайзенбанк в рамках своей программы кредитует такие предприятия на суммы от 100 тыс. долларов, а в Альфа-банке минимальная сумма составляет 500 тыс. долларов.

Верхний предел суммы кредита среднему бизнесу - 5-6 млн долларов. Сроки предоставления кредита в большинстве банков составляют один-три года (в ряде случаев - с возможностью пролонгации), некоторые банки (Балтинвестбанк, Альфа-банк и др.) заключают договоры на период до пяти лет. Ставки по кредитам сильно меняются, в зависимости от вида и срока конкретного кредитного продукта - от 12 до 18-20%, а в среднем находятся на уровне 14-17% годовых.

Наиболее востребованным у среднего бизнеса кредитным продуктом, по мнению специалистов, по-прежнему является кредитная линия на пополнение оборотных средств. Кроме того, эксперты Альфа-банка отмечают увеличение доли заявок на проектное финансирование, а представители Банка Москвы и Номос-банка говорят о достаточно высоком спросе на банковские гарантии.

Чужой может стать своим

В большинстве банков условием получения кредита является обязательный перевод части оборотов компании в банк-кредитор. "Поскольку для банка наиболее интересно комплексное обслуживание клиента и, соответственно, увеличение доли комиссионных доходов", - поясняет Константин Миалович. "Если клиент не выполняет условия соглашения об объеме проводимых через банк операций, применяется повышенная процентная ставка. Таким образом, клиент самостоятельно определяет ценовые условия и стоимость ресурсов", - говорит генеральный управляющий петербургского филиала ММБ Александр Конышков.

Некоторые кредитные организации, главным образом петербургские, подходят к "чужому" клиенту еще более гибко. "Мы не требуем от заемщиков обязательного перехода на обслуживание к нам, - говорит вице-президент СПБРР Светлана Гальченко. - И это вовсе не означает, что процентная ставка по кредиту для такого предприятия будет повышенной. Если клиент нам потенциально интересен и мы видим перспективы для развития долгосрочного сотрудничества, он получит кредит на общих условиях. Хотя в нашей практике есть случаи повышения на один-два пункта процентной ставки для клиентов других банков".

Альфа-банк также не требует, чтобы потенциальный заемщик становился его клиентом. "На процентную ставку это не влияет никаким образом", - добавляет начальник управления по работе с корпоративными клиентами петербургского филиала Альфа-банка Виктория Макухина.

Отдельный вопрос - стоимость залога и страхование заложенного имущества. Хотя требования к сумме залога снижаются и в ряде банков уже равны сумме запрашиваемого кредита, большинство кредитных организаций по старинке предпочитают залог, стоимость которого превышает размер кредита в полтора-два раза. Для установления столь жестких требований у банков есть веские причины. Согласно действующему законодательству, взыскание на обеспечение возможно только в судебном порядке, а главное - в случае банкротства должника у банка нет первоочередного права на залог. Соответственно, чем больше имущества находится в залоге у банка, тем меньшим будет риск возможных потерь.

Все опрошенные корреспондентом "Эксперта С-З" банки дают своим заемщикам указания по выбору компании, в которой необходимо застраховать заложенное имущество. Это означает, что если имущество уже застраховано в компании, которая не аккредитована банком, кредитор потребует перезаключить договор страхования. У одних банков перечень аккредитованных страховщиков может составлять две-три компании, у других - более десяти. Некоторые кредитные организации совместно со страховыми компаниями продвигают программы, в рамках которых клиенту предоставляются бонусы, например скидка на страховой тариф. Такие программы реализуются Райффайзенбанком и компанией "Альфастрахование", банком "Авангард" и Военно-страховой компанией и т.п.

Как избежать "красного света"?

Безусловным стоп-фактором, однозначным сигналом для отказа в предоставлении кредита помимо очевидных факторов (недостаточность залога, неудовлетворительное финансовое состояние и т.п.) могут также являться небезупречная кредитная история заемщика или репутация топ-менеджмента, наличие просроченной задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами, текущее судебное разбирательство, по которому предприятие выступает ответчиком, и т.п.

"Для нас стоп-факторами являются возбуждение дела о банкротстве, небольшой срок деятельности компании (менее шести месяцев), наличие в ее кредитной истории фактов просроченной задолженности перед банком в течение последнего полугода, а также судебное взыскание задолженности перед банком, - подчеркивает старший вице-президент, начальник управления по работе со средним бизнесом Внешторгбанка Вячеслав Воробьев. - Кроме того, стоп-факторами могут стать судебные иски к клиенту, в том числе претензии налоговых органов, в сумме превышающие 30% балансовой стоимости активов компании. По нашему мнению, это минимально необходимые условия, позволяющие исключить из числа потенциальных контрагентов те компании, которые испытывают серьезные трудности. Для всех остальных существует возможность рейтингования с последующим определением параметров кредитного лимита".

Вместе с тем отношение банков к указанным обстоятельствам напрямую зависит от масштабов деятельности компании, а также от "прописки" кредитной организации: чем крупнее банк и чем дальше от Петербурга расположен его головной офис, тем с большей вероятностью он откажет "проблемному" предприятию. Подобному заемщику прямая дорога в средние петербургские банки, которые, возможно, удовлетворят его кредитную заявку. Например, по словам начальника управления кредитования Балтинвестбанка Владимира Абросимова, его банк однозначно откажет только предприятию, находящемуся в ситуации комплексной стагнации бизнеса.

В отличие от московских коллег, петербургские банкиры сходятся во мнении, что идеальных кредитных историй вообще не бывает. "Отрицательная кредитная история - безусловно, фактор, негативно влияющий на одобрение заявки. Однако если указанные события носили кратковременный характер и не были связаны с неграмотным менеджментом либо недобросовестным поведением руководства компании, то это не является для нас стоп-фактором при принятии решения", - говорит начальник департамента кредитования Международного банка Санкт-Петербурга Максуд Купров.

Банки с петербургской "пропиской", в отличие от московских, толерантно подходят и к тем потенциальным заемщикам, которые являются ответчиками в арбитражных судебных процессах. "Если иск, предъявленный компании, укладывается в рамки ее текущей деятельности, кредитная заявка банком будет рассмотрена", - говорит Светлана Гальченко.

Зачастую и убыточность компании не является препятствием для кредитования. При оценке убытков банки готовы применять комплексный подход. Например, некоторые виды бизнеса имеют четко выраженный сезонный характер, поэтому при рассмотрении заявки предприятия изучается его финансовая деятельность за несколько лет. "В каждом случае необходимо искать причину происходящего: если мы видим, что убыточность временная и вызвана объективными причинами, заявку мы можем удовлетворить", - подчеркивает Максуд Купров.

На пользу реальному сектору

Иными словами, "разогрев" петербургский рынок кредитования среднего бизнеса, московские банки вынудили петербургских конкурентов искать более гибкие подходы к этой категории клиентов. В будущем году, по-видимому, предложение будет стремительно догонять спрос. Все это пойдет на пользу предприятиям среднего бизнеса, значительное число которых нуждается в обновлении основных средств и реализации инвестиционных проектов.

Санкт-Петербург

Кого считать средним?

У каждого банка свои критерии определения категории клиента. Так, начальник управления кредитования Балтинвестбанка Владимир Абросимов относит к средним те компании, которые имеют долю рынка более 5-10% в своем сегменте, но не являются монополистами на уровне государства. Годовой оборот предприятия, относящегося к категории среднего, по оценке большинства банков, может колебаться в пределах от 5 до 60 млн долларов и выше (например, Райффайзенбанк устанавливает верхнюю границу на уровне 25 млн долларов, Альфа-банк и Внешторгбанк - 100 млн долларов).

Этот диапазон применим в масштабах Северо-Запада исключительно для Санкт-Петербурга. В остальных регионах Северо-Запада предприятия с месячной выручкой 20-30 млн рублей (годовой, соответственно, 8-13 млн долларов) могут быть отнесены уже к крупным клиентам.

У партнеров

    Реклама