Союз нерыночных инициатив

Москва, 05.12.2005
«Эксперт Северо-Запад» №46 (251)
Молокозаводы Ленобласти проигрывают конкурентам. В борьбе за выживание они все больше уповают на госрегулирование цен и административный ресурс

Ужесточение конкурентной борьбы за рынки сырья и сбыта заставляет молокоперерабатывающие предприятия Ленобласти объединять усилия для достижения общих целей. Основные их проблемы связаны с дефицитом молочного сырья (и как следствие - простоем мощностей) и неспособностью всерьез заинтересовать своей продукцией розничные сети. С опозданием осознав, что в одиночку проблем не решить, десять областных молокозаводов зарегистрировали Союз молокоперерабатывающих предприятий (СМП). Вернуть утраченные позиции членам союза вряд ли удастся, но сохранить за собой те или иные ниши им вполне по силам. К сожалению, опыт прежних лет показывает, что директора молокозаводов - слабые переговорщики и лоббисты собственных интересов.

Показательный пример: ранее в Ленобласти руководители молокозаводов дважды пытались решать насущные проблемы, объединившись в союзы, но всякий раз безуспешно: согласованной работы не получилось. До очередной попытки объединения дожили не все. В реестре Комитета по агропромышленному комплексу Ленобласти зарегистрировано 26 молокоперерабатывающих предприятий. Сегодня из них работают только 18, остальные по разным причинам приостановили свою деятельность.

Молоко - Ленобласти

Фактическая загрузка молокоперерабатывающих мощностей в области не превышает 50%. Основной причиной такого положения дел в СМП считают нехватку молочного сырья на областном рынке. В его дефиците руководители областных предприятий обвиняют коллег из соседних областей и Санкт-Петербурга, которые готовы платить за сырое молоко дороже. По словам начальника отдела развития пищевой, перерабатывающей промышленности и рыночной инфраструктуры администрации Ленобласти Александра Варенова, местные фермы за год дают порядка 500 тыс. тонн сырого молока, из которых только 30% (140-150 тыс. тонн) перерабатывается в области. "Более 70% сырья уходит за пределы региона", - говорит Варенов.

Чтобы прекратить "утечку" сырья, руководство союза пытается убедить директоров молочных хозяйств продавать сырое молоко по единой, согласованной с областными молокозаводами цене. "Условия приобретения сырого молока должны быть одинаковы для любого покупателя", - уверен президент ОАО "Севзапмолоко" Игорь Подлипенцев. Такая форма сотрудничества вряд ли устроит животноводов: постоянно растущий спрос на продукцию позволяет им увеличивать выручку (в первом полугодии закупочные цены на молокосырье выросли в среднем на 5%), и "замораживание" цен для них - это недополученная прибыль. "Цены на сырое молоко надо поднимать, а не фиксировать и тем более снижать, - говорит аналитик ИК "Атон" Алексей Языков. - Иначе это приведет только к усилению дефицита сырья, так как у животноводов не будет средств на модернизацию производства и увеличение поголовья скота".

Тем не менее в СМП всерьез рассчитывают, что молочную отрасль региона в перспективе удастся вернуть в систему госрегулирования закупочных цен. Для этого союз готов выйти с законодательной инициативой в федеральные органы власти. По словам гендиректора ОАО "Ленптицепром" Юрия Трусова, госрегулирование - это обычное дело для развитых зарубежных стран, либо через прямое установление цены, либо через квотирование объемов молока. "В свободной рыночной ситуации сельское хозяйство - неимоверно тяжелое дело, требующее постоянных денежных вливаний", - уверяет Юрий Трусов.

Молоко в сетях

Вооружившись новыми законами, участники СМП рассчитывают вступить в борьбу с "диктатом" розничных сетей. Больше всего их не устраивают обязательная плата за возможность стать поставщиком ритейлера (так называемые входные бонусы) и задержки платежей сверх договорного срока за поставленную продукцию. "Необходимо вносить поправки в Закон о конкуренции, ограничивающий ценовую дискриминацию со стороны сетей", - говорит Игорь Подлипенцев.

Члены СМП мало верят в то, что им удастся договориться с сетями, поэтому рассчитывают убедить городских чиновников прописать в договорах аренды земли обязанность ритейлеров продавать продукцию местных производителей с ограниченной наценкой. Инициатива пищевиков пришлась не по душе торговцам, которые называют ее антирыночной.

За последние несколько лет в городе существенно изменились формы розничной торговли. Если три года назад доля сетей и гипермаркетов не превышала одной трети, то сегодня на них приходится более 40%. В ближайшие два года сети возьмут на себя до 60% объема торговли продовольствием, остальное равными долями достанется рынкам и "магазинам у дома". Реализация продукции через сети - наиболее эффективный и перспективный канал сбыта для региональных молокозаводов и практически единственная возможность развиваться дальше, однако сделать это самостоятельно они не в силах: сетевики предпочитают работать с крупными поставщиками.

Аналитик ИК "Финам" Ольга Самарец считает, что молкомбинаты пошли по неправильному, нерыночному пути. "Если сети обяжут реализовывать продукцию местных производителей, вряд ли это поможет молокозаводам в долгосрочном плане, при условии что товар сам по себе будет оставаться неконкурентоспособным", - рассуждает Самарец. Молокозаводы должны направить усилия не на борьбу с сетями, а на развитие и модернизацию собственного производства, улучшение качества продукции, ее продвижение, снижение издержек, советуют в "Финаме". "Идеальный вариант - сделать так, чтобы сети были заинтересованы в реализации местной продукции. Естественно, не всем производителям это под силу, возможно, кому-то придется уйти с рынка или "продаться" более крупным конкурентам", - считает Ольга Самарец.

Шанс остается

Сегодня многие российские молокоперерабатывающие предприятия расширяют свои мощности, строя новые и покупая действующие фермы. Однако в Ленобласти не заметно особой активности по выстраиванию замкнутого цикла от производства до переработки молока. "Все лучшие молочные хозяйства в области уже раскуплены, к тому же у нас нет средств на такие сделки", - объясняет гендиректор ОАО "Кингисеппский молочный комбинат" Владимир Яковченко.

Мировой опыт рыночной экономики учит, что у небольших производителей есть всего два пути для выживания в конкурентной борьбе. Первый заключается в том, чтобы сосредоточить все ресурсы на освоении узкоспециализированной рыночной ниши, которая неинтересна крупным компаниям. Второй путь - объединившись на тех или иных условиях, повысить свою рыночную массу.

Видимо, понимая бесперспективность апелляций к власти, областные производители молочной продукции как раз и выбрали путь ассоциативного объединения. В СМП уже решили, что станут продвигать через сети не весь свой ассортимент продукции, а сконцентрируют усилия на четырех-пяти "ударных" позициях под единым брендом. Планируется на общие деньги вести маркетинговую и рекламную политику, совместно контролировать качество продукции. Объединение сбытовой стратегии - безусловно, более конструктивный путь выживания, чем попытки идти против законов рынка.

Санкт-Петербург

У партнеров

    Реклама