Проблемное преимущество

Спецвыпуск
Москва, 05.12.2005
«Эксперт Северо-Запад» №46 (251)
Открывая собственные медицинские центры, страховщики сталкиваются с проблемой эффективности их использования

Когда в конце 1990-х - начале 2000-х годов ведущие страховые компании (СК), работающие на петербургском рынке добровольного медицинского страхования (ДМС), начали один за другим открывать собственные медицинские центры, экономическая и маркетинговая целесообразность этого решения оценивалась экспертами скептически. К примеру, компания BusinessVision в своем исследовании медицинского рынка города в начале 2004 года прогнозировала: "Наиболее вероятно, что через несколько лет многие медицинские центры (страховых компаний) будут либо переданы в управление, либо проданы профессионалам рынка медицинских услуг".

Предсказание не сбылось. Напротив, СК демонстрируют тенденцию к расширению медицинских мощностей, видя в собственных медцентрах инструмент оптимизации затрат и повышения сервисной составляющей услуг, предоставляемых страхователю.

Прилив сил

Первым этапом в истории медцентров петербургских страховых компаний можно считать период с 1998-го по 2004 год, когда все лидеры петербургского рынка ДМС обзавелись теми или иными медицинскими мощностями. Сначала, как правило, создавалась небольшая компания для оказания квартирной врачебной помощи застрахованным, так как рыночная цена услуги была несообразно высока. Затем в головных офисах СК или на площадях, арендованных в лечебных учреждениях, стали открываться консультационные кабинеты, в которых принимали терапевт, невропатолог, педиатр, кардиолог, массажист. Иногда к ним добавлялись кабинет гинеколога, УЗИ, небольшая лаборатория. По такой схеме открыли свои медцентры "РОСНО" - в 1998 году, "Капитал-полис Согласие" и "Русский мир" - в 2001-м, "Медэкспресс" - в 2002-м, "Прогресс-Нева" - в 2004-м. Иную концепцию избрала только СК "РЕСО-гарантия": компания инвестировала средства в строительство одной из крупнейших частных клиник города, "Скандинавии", став ее акционером и получив особые условия доступа к мощностям этой клиники.

Часть "страховых" медцентров вышли в 2005 году на новый этап развития, характеризующийся количественным и качественным расширением возможностей по обслуживанию пациентов. В конце ноября сразу две компании - " Медэкспресс" и " Капитал-полис Согласие" - презентовали обновленные медицинские центры. СК "Капитал-полис Согласие", вложив в приобретение здания, ремонт и закупку оборудования порядка 2 млн долларов, расширила площадь лечебного учреждения вдвое и теперь может обслуживать до 100 пациентов в день. "В настоящее время прием в две смены ведут врачи семи специальностей. В течение ближайших двух лет планируем отреставрировать второй этаж здания и открыть в нашем центре физиотерапевтическое, стоматологическое отделения и дневной стационар", - делится планами генеральный директор "Капитал-полис Согласие" Алексей Кузнецов.

СК "Медэкспресс" также расширила медицинский центр примерно вдвое: теперь он может принимать до 500 пациентов в день, но стоимость проекта этой компании не превысила 700 тыс. долларов. "Один из соучредителей СК "Медэкспресс" - "Северо-Западный Телеком" передал нашему медцентру в аренду площади ведомственной поликлиники, находящейся в смежном здании. На удвоившейся площади мы смогли организовать прием значительно большего числа врачей разных медицинских специальностей. Центр "Медэкспресс" вместе с площадями поликлиники получил рентгеновский кабинет и хорошо оснащенную лабораторию. Экономический эффект от слияния двух лечебных учреждений выразился в том, что, исключив дублирующие функции, в первую очередь - административные, мы существенно сократим затраты", - рассказывает исполнительный директор МЦ "Медэкспресс" Алиса Шумилова.

Решив "территориальную" проблему благодаря соучредителю, МЦ "Медэкспресс" смог направить серьезные средства (около 250 тыс. долларов) на закупку нового медицинского оборудования. Он первым из "страховых" медицинских центров оборудовал операционную, приобрел установку для эндовидеохирургии и заявил о развитии хирургического направления.

Медцентр "РОСНО" выбрал иной путь развития - экстенсивный. "Наш медцентр открывает свои подразделения на крупных предприятиях, являющихся корпоративными клиентами СК "РОСНО", так как это входит в условия программы страхования. Уже действуют медицинские и процедурные кабинеты на предприятии "Филип Моррис Ижора", Киришской ГРЭС, в петербургском офисе МТС, на Всеволожском предприятии "Нокиан Тайерс". Сейчас готовимся обслуживать новый договор с заводом "Тинькофф" в Пушкине", - рассказывает генеральный директор МЦ "РОСНО" Петрос Кароян. Помимо этого "РОСНО" в текущем году улучшил свои "жилищные" условия - арендовал и отремонтировал более комфортное помещение рядом с прежним местом дислокации.

Похоже, стремление к наращиванию мощностей будет сохраняться. В "Русском мире", "РОСНО" и "Прогресс-Неве" подтвердили, что вскоре собираются расширять диагностическую базу и перечень медицинских услуг, предоставляемых в их центрах. В более отдаленной перспективе медцентром собирается обзавестись "РЕСО-гарантия", открыв его в районе с наименее развитой медицинской инфраструктурой - в Приморском. Недавно пришедшая в город СК "Согаз" заявляет, что в течение трех лет освоит порядка 40 млн долларов и откроет в Центральном районе Петербурга крупную многопрофильную клинику.

Латание "дыры"

"Проще и, возможно, правильнее было бы работать на принципах аутсорсинга, покупая медицинские услуги на рынке. Но пока это невозможно", - говорит Алексей Кузнецов. Медицинский рынок Петербурга не в состоянии полностью удовлетворить запросы страховщиков. Немногочисленные частные клиники и хорошо оснащенные ведомственные лечебные учреждения (ЛУ) предлагают качественные медицинские услуги и сервис на высоком уровне, но по немалой цене. Лечебные учреждения этой категории включаются страховщиками в VIP и элитные страховые программы, качественные и дорогие, спрос на которые весьма ограничен. Массовым спросом по-прежнему пользуются недорогие страховые программы, в рамках которых предоставляют свои услуги государственные и муниципальные ЛУ. Но умеренная цена уравновешивается раздражающим "советским" сервисом, что вызывает все больше нареканий со стороны клиентов. Таким образом, главное предназначение собственных центров СК - латание "дыры", образовавшейся на медицинском рынке на месте среднего ценового сегмента.

Одновременно медицинские центры (МЦ) помогают страховщикам решить ряд экономических проблем. "Наличие собственного медицинского центра позволяет страховой компании не только поддерживать планку сервиса предоставляемых медицинских услуг, но также управлять издержками. Мы частично защищены от постоянного роста тарифов на рынке медицинских услуг", - поясняет заместитель генерального директора общества страхования жизни "Прогресс-Нева" Андрей Майданик.

Кроме того, собственные лечебные мощности спасают от одной беды, которая, по словам страховщиков, практически неизбежна при приобретении услуг на рынке, - от гипердиагностики и неоправданных избыточных назначений.

Не было печали

Расправляясь с одним блоком проблем, компании - учредители медцентров взамен приобретают ряд новых. Прежде всего, экономическая успешность этих проектов неоднозначна (мы не рассматриваем в этом ряду клинику "Скандинавия", принципиально отличающуюся по своей бизнес-концепции).

Собственно, говорить о самостоятельной экономической деятельности медицинских центров можно лишь в тех случаях, когда они дистанцированы от страхового бизнеса и ориентированы на работу на рынке. Это относится к МЦ "Куратор" (СК "Прогресс-Нева") и МЦ "РОСНО", который готовится сменить в следующем году название, чтобы получить возможность привлекать к сотрудничеству другие СК.

Но в тех случаях, когда медцентры обслуживают исключительно клиентов учредителя, от лечебного учреждения не ждут сверхприбылей. Руководители СК подчеркивают, что данные проекты являются не самостоятельным направлением бизнеса, но инструментом, помогающим решить проблемы, возникшие в ходе основной деятельности компании. "Мы готовы к тому, что медцентр не сможет сразу полностью загрузить расширенные мощности и на первом этапе страховой компании придется оказывать ему финансовую поддержку", - поясняет Алексей Кузнецов.

Непросто увязать такие разнонаправленные интересы, как прибыльная работа медцентра и стремление страховщика "управлять тарифами" на его услуги. Бесконечно удерживать рост цен на услуги собственного медицинского центра невозможно, особенно в тех случаях, когда ставится задача его развития. Инвестиции в повышение комфортности центра и расширение медицинских услуг, как правило, сводят на нет дельту между "внутрикорпоративными" тарифами и среднерыночными ценами. Таким образом, экономическая целесообразность лечения пациентов на медицинских мощностях страховой компании очевидна отнюдь не всегда: СК, несмотря на наличие собственных медицинских центров, вынуждены включать в самые дешевые страховые программы государственные лечебные учреждения.

Наконец, медцентр из сильного конкурентного преимущества может превратиться в тяжелое бремя для СК. Необходимость загружать собственные медицинские мощности заставляет страховщиков приоритетно продвигать программы, в которых МЦ является базовым лечебным учреждением. Но даже в тех случаях, когда клиент застрахован по программе, предусматривающей свободный выбор учреждения и врача, диспетчер, скорее всего, постарается тактично навязать услуги "своего" центра. И чем больше центр, тем больше проблем будет возникать с обеспечением клиентского потока. Так, для загрузки скромных мощностей "Русского мира" пока довольно 35% от числа застрахованных в СК. Удвоившие свои мощности "Капитал-полис Согласие" и "Медэкспресс" говорят о необходимости выйти на уровень 55-65% застрахованных.

"Ситуация двоякая. С одной стороны, наличие собственного медицинского центра приносит страховой компании очевидные финансовые выгоды. С другой стороны, этот же фактор наносит урон ее привлекательности в глазах клиентов, которые по тем или иным причинам желают лечиться в разных лечебных учреждениях города. Мы тщательно взвесим "за" и "против", прежде чем принять окончательное решение об открытии лечебного учреждения, полностью принадлежащего нашей компании", - говорит руководитель департамента медицинского страхования СК "РЕСО-гарантия" Оксана Попова.

Санкт-Петербург

Добровольное медицинское страхование, итоги первого полугодия 2005 года

У партнеров

    Реклама