Связать одной цепью

Москва, 05.12.2005
«Эксперт Северо-Запад» №46 (251)
Власти Петербурга начали реформу системы обращения бытовых отходов. Предстоит не только заменить устаревшие технологии, но и по-новому выстроить всю производственную цепочку

В Петербурге достаточно незаметно началась, пожалуй, одна из самых необходимых городу реформ - модернизация системы обращения коммунальных отходов. Сфера обращения с городскими отходами, как, впрочем, и вся жилищная сфера, отстала от жизни лет на 20, в течение которых ей вообще не уделяли внимания, и сейчас представляет собой рудимент советской эпохи. Между тем за прошедшее время радикально изменились как структура, так и объем твердых бытовых отходов (ТБО), образуемых городом. Кроме того, среди потребителей услуг по вывозу ТБО увеличивается доля частных организаций (объединений собственников жилья, коммерческих организаций) и их отношения с перевозчиками по факту неподконтрольны государству.

Разговоры о необходимости принципиально поменять в этой отрасли как организационно-финансовые схемы, так и технологии, а также отношение общества к проблеме утилизации бытовых отходов велись уже достаточно давно (см. "Эксперт С-З" 7 от 18 февраля 2002 года). Однако если при этом и предлагались конкретные проекты ("Эксперт С-З" 22 от 10 июня 2002 года), то за ними стояли скорее коммерческие интересы отдельных лиц или групп, нежели стремление коренным образом перестроить всю производственную цепочку и сделать ее прозрачной и эффективной. "Ныне существующая система абсолютно беспомощна и приведет город и область к экологической катастрофе. В то же время компании, работающие в этой отрасли, не заинтересованы в переменах", - говорит Юрий Антонов, президент "Петербургской топливной компании", которая предлагает городскому правительству взять на себя вопросы управления всей системой вывоза и переработки ТБО.

Неудобное наследство

Все, кому приходилось заниматься ТБО, отмечают две основные проблемы - отсутствие единой системы учета и контроля и необходимость менять технологию обращения с отходами. На практике это означает, что систему нужно отстраивать заново от начала до конца - от сбора мусора в жилых домах и отношения к этому вопросу населения (через упорядочивание вывоза) до решительного изменения концепции утилизации ТБО. Кроме того, вероятно, придется менять систему тарифов на вывоз и утилизацию мусора.

Пока что система выглядит следующим образом. Если домами управляют городские ОАО "Жилкомсервис", за вывоз ТБО отвечает Жилищный комитет. Как правило, его структуры заключают договоры с предприятиями "Автопарк 1 Спецтранс" и "Автопарк 6 Спецтранс". По словам заместителя председателя Жилищного комитета Георгия Бардашева, с 2006 года Жилищный комитет начнет проводить среди перевозчиков тендеры на вывоз ТБО. Объединения собственников жилья, частные управляющие компании, а также все коммерческие организации (магазины, кафе, офисы и т.п.) вольны выбрать любую из 200 существующих в Петербурге фирм - перевозчиков мусора.

Смольный продекларировал создание единой управляющей компании, однако ни форма собственности, ни перечень ее полномочий пока не определены

Как отмечает заместитель председателя КЭРППиТ Екатерина Голоулина, в этой сфере пока что нет должного контроля. Негосударственные организации, стремясь уменьшить затраты, нередко подбрасывают свой мусор в контейнеры жилых домов либо ищут перевозчика, предлагающего явно заниженные цены на свои услуги. Такие перевозчики в накладе, конечно, не остаются: чтобы снизить затраты, они норовят не довозить мусор до оборудованного полигона, а сваливают его где придется. В результате из 6,5 млн кубометров ТБО, ежегодно производимых городом, не менее 10% оказывается на обочинах дорог, хотя их вывоз на свалку был оплачен. Впрочем, замечает координатор проектов "Greenpeace Россия" Игорь Бабанин, 6,5 млн кубометров - цифра весьма условная, как и все результаты измерения количества мусора в единицах объема.

Требует обновления и следующая стадия работы с отходами - утилизация. Основная часть городских отходов просто сваливается на двух существующих полигонах, близких к переполнению, а около 25% отвозится на два мусороперерабатывающих завода, технологии которых безнадежно устарели. Как утверждает Игорь Бабанин, и на завод, и на полигон везется смешанный мусор, содержащий и неразлагаемые, и опасные вещества.

Мусороперерабатывающие заводы были созданы в 1970-е годы, и единственная применяемая здесь технология - компостирование - была рассчитана на другую структуру мусора, в которой преобладали органические отходы. Тогда это была действительно переработка: полученный компост использовался в садово-парковом хозяйстве города и пригородных совхозах. Сейчас значительную долю в структуре ТБО составляет упаковка из неорганических материалов, зачастую содержащая вредные вещества, и полученная масса просто захоранивается.

Власть земли

Всем давно очевидно, что описанная система себя полностью изжила. Однако менять ее власти не торопились. Лишь в августе 2005 года правительством города была принята Концепция обращения с твердыми коммунальными отходами в Санкт-Петербурге на 2005-2014 годы. В документе объективно описано и проанализировано нынешнее положение дел в отрасли.

Реформа, предложенная Концепцией и реализуемая сейчас, на самом деле революционна: она декларирует переход от складирования отходов к их полноценной вторичной переработке. И в пользу такого подхода выдвигаются не только природоохранные, но и вполне экономические аргументы. "Земля - самый дорогой ресурс, - говорит Екатерина Голоулина, - а чем более глубокой будет переработка отходов, тем меньше территории потребуется для их захоронения".

Зеленые цепочки
Реформа, предложенная Концепцией обращения с твердыми коммунальными отходами, на самом деле революционна: она декларирует переход от складирования отходов к их полноценной вторичной переработке

По различным оценкам, от 35 до 50% городских ТБО являются, по сути дела, вторичным сырьем, пригодным для дальнейшей переработки. В Петербурге и окрестностях уже есть предприятия, готовые приобретать отходы и производить востребованную на рынке продукцию (бумагу из макулатуры, тротуарную плитку из переработанных ПЭТ-бутылок). "Есть новаторы, которые привезли технологии из Юго-Восточной Азии, Европы, создали их сами. Если они почувствуют, что рынок растет, что есть устойчивый канал поступления сырья, они расширят производство", - уверен Юрий Антонов. По его мнению, именно это звено в цепи работы с отходами со временем станет источником инвестиций в отрасль. Проблема, однако, в том, замечает Георгий Бардашев, что такие предприятия не в состоянии заниматься сбором сырья.

Эту задачу взял на себя город. Для извлечения максимального количества вторсырья необходим раздельный сбор мусора. Первый эксперимент, проведенный Greenpeace совместно с "Автопарком 1 Спецтранс", показал, что жители города даже без пропагандистских усилий властей, в принципе, готовы усложнить сбор мусора в своей квартире. В середине 2005 года Жилищный комитет начал оснащать город контейнерами для раздельного сбора ТБО.

"У нас есть программа по развитию селективного сбора, и мы видим, что он эффективен", - свидетельствует Георгий Бардашев. Кроме того, в городе возрождается система пунктов сбора вторичного сырья. Пока открыто 23, а всего планируется создать сеть из 150 пунктов. "Мы видим, что люди несут вторсырье", - говорит Бардашев.

Игорь Бабанин полагает, что эффект от внедрения раздельного сбора ТБО был бы гораздо заметнее, если бы власти города не только оснащали контейнерные площадки новыми бачками, но и вели активную пропаганду нового метода обращения с отходами. Однако Георгий Бардашев полагает, что вначале нужно создать условия для раздельного сбора мусора на всей территории города, иначе вся пропаганда пойдет насмарку.

Чтобы труды жителей не пропали даром и разделенный мусор не оказался на несанкционированной свалке, власти города намерены ужесточить требования к транспортным компаниям. "В 2006 году мы планируем активно внедрять единую систему контроля за перемещением мусоровозов, чтобы отслеживать маршрут движения, время, места забора и сброса и весовые показатели. В идеале, только оснащенные такой системой транспортные средства будут допускаться к работе на рынке", - говорит Георгий Бардашев.

Под усиленным контролем мусор будет вывозиться на заводы для дальнейшей сортировки и переработки. Оба существующих в городе мусороперерабатывающих завода (сейчас их мощность - около 1,5 млн куб. м в год) будут серьезно реконструированы, а после 2009 года к ним добавятся еще два новых. Общая мощность четырех заводов составит примерно 8 млн куб. м в год, при этом, согласно прогнозам, общий объем твердых коммунальных отходов в городе к 2014 году превысит 12,7 млн куб. м. Около половины этого объема станет вторичным сырьем. Что делать с другой половиной, пока не решено, однако в мире существует множество технологий: компостирование очищенной органики, прессовка с последующим захоронением, использование в качестве топлива для котельных и т.д.

Как собрать паззл?

Все перечисленные меры - в лучшем случае половина дела. Чтобы модернизация отдельных звеньев дала эффект, нужно соединить их в цепь. Решение этой задачи еще впереди. И каким оно будет, власти представляют себе пока лишь в общих чертах. В Концепции продекларировано создание единой управляющей компании, однако перечень ее полномочий не определен.

Ранее председатель Жилищного комитета Юнис Лукманов заявлял, что управляющая компания, вероятно, будет создана как акционерное общество со стопроцентным участием государства. Георгий Бардашев приводит пример Хельсинки, где единая государственная управляющая компания обеспечивает договоры со всеми абонентами, домами, группами жителей, муниципалитетами, проводит тендер и заключает договор подряда с четырьмя частными компаниями на пять лет - срок, позволяющий частникам окупить инвестиции.

Юрий Антонов, напротив, агитирует за частный бизнес. Он полагает, что заставить механизм эффективно работать можно лишь с привлечением одной или нескольких частных компаний в качестве генерального подрядчика. "Компания-генподрядчик должна контролировать всю ситуацию, работать с властью над разработкой тарифной политики, скажем, на период в десять лет, законов города о дотациях, тоже не менее чем на десять лет. Тогда можно будет спланировать этот бизнес. В самую сложную часть - утилизацию - придут деньги, и она со временем станет главным источником доходов. Но это возможно только в том случае, если ситуация будет прозрачна", - говорит Юрий Антонов.

Вопрос о допуске частного бизнеса в сферу управления отходами пока окончательно не решен. По словам Екатерины Голоулиной, на монополию в сфере услуг государство вовсе не претендует. Первоочередные цели, ради достижения которых создается единая управляющая компания, - сбор и систематизация информации и контроль за соблюдением правил игры на рынке. "Выполнение этих функций в наших условиях - безусловно, государственная функция, - уверена Голоулина. - Если же компания будет координировать действия игроков, проводить сертификацию, она может быть создана в форме саморегулируемой организации".

Прежде всего, управляющая компания должна наладить систему учета договоров потребителей услуг (жителей и организаций) и перевозчиков. Если в едином центре будет собираться и сопоставляться информация о том, кто с кем заключил договор и сколько за это заплатил, станет легче решить проблемы несанкционированных свалок. Управляющая компания сможет проанализировать себестоимость услуги и составить план изменения тарифной политики, способствующий приходу частного капитала в то или иное звено отрасли. "Так, при необходимости можно перераспределить тарифы, снизив рентабельность вывоза мусора и увеличив рентабельность переработки", - говорит Екатерина Голоулина.

Реформа обращения с отходами находится только в начальной стадии. Совершенно очевидно, она встретит сопротивление всех, кому удобно нынешнее положение вещей, кто извлекает свою выгоду из непрозрачности всех звеньев цепи. Вполне возможно, по ходу реформы отдельные положения Концепции претерпят изменения. Но начало положено и это внушает оптимизм.

Санкт-Петербург

У партнеров

    Реклама