ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Интервью

Мы все участники движения

, 2005

Леонид Шац: "Я бы не противопоставлял отечественные банки и западные. Есть определенные вещи, которые не зависят от происхождения капитала, они - глобальны"

В уходящем году российский банковский рынок гораздо быстрее двигался в направлении частного клиента. К счастью, не только на словах: за этот год банки существенно снизили ставки по кредитам для частных заемщиков, активно предлагали кредитные карты, открыли десятки новых отделений, активизировали свою рекламу.

Естественно, на этом фоне стратегия бессменного лидера рынка стала объектом всеобщего внимания: как чувствует себя Сбербанк? Стремительный рост курса акций Сбербанка в этом году - положительная оценка со стороны профессионалов. Но что стоит за этим результатом и, главное, какие усилия собирается предпринимать банк для удержания завоеванных позиций? О том, как текущая ситуация в Сбербанке видится изнутри, о багаже, с которым крупнейший банк страны встречает 2006 год, обозреватель "Эксперта С-З" беседовал с председателем Северо-Западного банка Сбербанка России Леонидом Шацем.

- Чем вам запомнится 2005 год?

- Я не могу выделить что-то одно, сверхпримечательное. Происходило множество событий, которые по отдельности, в принципе, особо значимыми не являются. Но если сложить их в единое целое, получается, что без каждого такого события картина была бы совершенно иной.

Для начала, банк не снижает динамики развития, которая была задана в последние годы. Я считаю, кстати, что это совершенно нормальная ситуация. В прошлом году мы плавно и быстро перешагнули планку в 100 млрд рублей по объему привлеченных вкладов. Сейчас этот показатель вырос еще на 30-40%. С одной стороны, просто цифры. А с другой стороны, за прошедший период времени кто только не предрекал, что едва заработает система страхования вкладов, от Сбербанка останутся пух и перья. Мы видим, что динамика притока средств частных клиентов показывает совершенно обратное. Аргументы тех, кто считает, что доминировать на рынке Сбербанку позволяет наличие каких-то нерыночных механизмов, полностью исчерпаны. Второй момент - продолжался достаточно уверенный рост кредитного портфеля. Сегодня у нас самый большой кредитный портфель в Северо-Западном регионе. Скажем, в ноябре он составлял порядка 87 млрд рублей, а к концу года, думаю, мы вплотную приблизимся к 100 млрд рублей в кредитном портфеле.

- Растет ли доля кредитов, выданных непетербургским заемщикам в этом году? И можно ли это рассматривать как определенный показатель деловой активности за пределами Петербурга?

- Кредитный портфель во всех регионах растет. Конечно, львиная доля все равно - это Петербург и Ленинградская область. Но в портфелях регионов появляются объемные кредиты, соизмеримые с теми, что получают солидные компании в Петербурге. С помощью Сбербанка каждый регион Северо-Запада сегодня получает достаточно серьезный объем средств. Причем наблюдается хорошая тенденция - те средства, которые привлечены на территории региона, фактически там же и размещены. Это очень важно и показательно.

- Какова ситуация с потребительским кредитованием?

- Портфель потребительского кредитования усиленно растет, и особо нужно подчеркнуть: уже достаточно значимую роль играет сегмент долгосрочного кредитования. В первую очередь речь идет о так называемом ипотечном кредитовании. Так называемом - потому, что схемы наших банков несколько отличаются от классического определения ипотеки. Так вот, за этот год мы очень серьезно сдвинулись в вопросе кредитования покупки жилья. Причем не только на вторичном, но и на первичном рынке. Уже заключены соглашения с рядом застройщиков, готовятся новые. На начало декабря сумма кредитов, выданных по такого рода соглашениям, превышала 200 млн рублей. Еще в октябре, при старте этой программы, мы говорили о 30 млн рублей.

Мы серьезно подходим к вопросу потребительского кредитования и продолжаем увеличивать количество точек, где наши клиенты будут получать уже готовые решения. При этом мы не передавали свои права на кредитование торговым сетям, как делают некоторые банки, и не будем передавать.

- Почему?

- Потому что считаем, что это неправильный подход. Кредитовать все-таки должны банки, а не торговые сети. Но в любом случае мы будем делать наши точки сбыта все более доступными для клиентов. С одной стороны, это, конечно, интенсивное использование филиальной сети. На сегодняшний день только в Петербурге существует 98 точек, где персонал не только занимается приемом документов, но фактически принимает решения и организовывает финансирование. С другой стороны, есть предложения от тех же торговых сетей, и мы будем их сейчас отрабатывать. Нам предлагают открыть офисы Сбербанка в крупных торговых комплексах, которые будут оказывать максимальное количество услуг для частных лиц.

Какие еще значимые события произошли в этом году? Мы завершаем масштабный проект по автоматизации банка. Как и планировали, работа будет полностью завершена в 2006 году. Преимущества, которые при этом возникнут, наглядны и неоспоримы. Это возможность обслуживания вне привязки к месту жительства. В любом отделении банка клиент сможет получить доступ к любым типам услуг. Кроме того, будем активно продвигать услуги, связанные с бесконтактным обслуживанием - таким, которое не требует участия нашего персонала.

- Если помните, о внедрении таких услуг мы говорили еще два года назад. Почему реализация проекта идет так медленно?

- Объясню. Все, что касается так называемых коммунальных, или сервисных, платежей, в первую очередь определяется не желанием банка и его клиента. Проблемы связаны с межведомственными отношениями, с тем, в пользу кого заключаются договора и принимаются те или иные платежи. Необходимо единое форматирование бланков, квитанций, согласование сроков перечисления и так далее. Эта работа, безусловно, идет, но не так быстро, как хотелось бы. Планы в этом отношении у нас обширные.

- Как вы формулируете основные задачи банка на ближайшую перспективу? Каковы основные вызовы, в какой сфере они лежат? Физические лица? Юридические лица? Иностранные конкуренты? Национальные конкуренты? Автоматизация? Или все-таки маркетинг, какой-то клиентский формат? Поиск собственного лица?

- Собственное лицо - это, конечно, да. Банк свое лицо не хочет потерять. Стратегия же развития направлена на удержание исконных клиентов. Банк не собирается узко специализироваться на чем-то одном, например уйти с рынка корпоративной клиентуры или работать только на рынке частных клиентов. Сбербанк остается универсальным банком. Это основная цель, основной постулат, на котором мы строим свою работу. Все остальное - тактические вопросы.

Развивая основной постулат, мы уже не первый год движемся по пути клиентоориентированной технологии работы. В этом направлении настройки, если можно так сказать, проводятся постоянно, но постепенно. Причем настройки как внутренние, так и внешние. Например, изменение имиджа, над этим мы все время работаем. Уходим от того, что нам всегда приписывали, - застарелые, неповоротливые сберкассы, не умеющие реагировать на рыночные изменения. Более того, пользующиеся нерыночными возможностями банка. Я с этого начал и повторяю: аргументов, доказывающих наличие нерыночных возможностей у Сбербанка, не осталось. Наоборот, считаю, теперь мы можем заявлять, что с нами нерыночно обходятся. Я имею в виду наши взносы в систему страхования вкладов: соизмеримы они с другими банками или нет?!

- Что вы подразумеваете под понятием "клиентоориентированная технология" помимо ухода от имиджа советских сберкасс?

- Конечно, имидж - это только надводная часть айсберга. Основные подвижки сосредоточены в технологии общения с клиентами. Есть сегменты, или целые группы клиентов, которые проанализированы банком с точки зрения потребностей в той или иной продуктовой линейке. И это знание соответствующим образом отрабатывается. Мы ушли от так называемого продуктового сбыта, задача состоит в том, чтобы применять комплексный подход в обслуживании.

Например, как бывало: клиент кредит получил, проект сделал, проценты заплатил... и все. Сейчас банк предлагает множество сопутствующих услуг. Не только кредитование, но и расчетно-кассовое обслуживание, зарплатный проект, инкассацию и так далее. Вот это и есть клиентоориентированная модель. С этой моделью связана и внутренняя перестройка, которая происходит в банке. Причем в будущем процесс будет только активизироваться.

Впрочем, признаюсь, мы еще далеко не удовлетворены теми результатами, которые сегодня показываем. Я уверен, и вся наша команда уверена, что у банка есть достаточно большой объем резервов.

- Кого вы считаете для себя более важным и опасным конкурентом? Западные банки? Российские банки, в том числе и государственные?

- Честно говоря, я бы не противопоставлял отечественные банки и западные. Есть определенные вещи, которые не зависят от происхождения капитала, они - глобальны. Например, массированный вход на рынок потребительского кредитования... Каждый участник рынка выбирает для себя стратегию. Бывает и такой подход: любыми средствами войти, а дальше оглянуться, подсчитать. Мы наблюдаем подобные примеры. Впрочем, я считаю, что у нас с западными конкурентами неравные условия. Первое и главное - стоимость ресурсов. У нас дороже, у них дешевле. Надеюсь, что в будущем этот перекос выправится, все зависит от уровня инфляции... Пока разница в пять раз, о каких равных возможностях можно говорить?

А в остальном... ну, входят новые участники на рынок. Счастья им и здоровья, успехов в работе, как говорится. Мне лично интересен тот анализ, который они для себя провели... Мы же прекрасно представляем все составляющие расходной части, скажем, по рынку банковской розницы. Прекрасно понимаем, что такое розница и во что она обходится банку. Если условия всех участников будут равны, время покажет, кто останется на этом рынке, а кто - нет. Вот, говорят, в лице Внешторгбанка у нас появился опасный соперник. Но Внешторгбанку тоже надо проблемы свои решать: войти на этот рынок, организовать сеть. Это очень затратная работа. Я, например, понимаю, каких это потребует расходов. И поэтому ясно, что на все уйдет время.

Второй вопрос - о каком рынке идет речь? Россия-то большая! Да, в крупнейших городах концентрация участников рынка может быть сегодня существенна. В Москве, Петербурге, еще ряде регионов все толкаются. А что с селом? А что с малыми городами? Там же концентрации нет. Пожалуйста, вперед! Не видно только, чтобы все бросились туда... Я считаю также, нельзя говорить: этот конкурент особо опасен, а этот - менее. Мы все - участники движения. Это как на автомобильной трассе: каждый может вносить в движение что-то от себя, в том числе и элементы хаоса.

Санкт-Петербург

«Эксперт Северо-Запад» №48 (253)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама



    Самозанятым помогут заявить о себе

    Альфа-Банк первым представил мобильное приложение для самозанятых

    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама