Заблудились в трех соснах

Тема недели
Москва, 13.02.2006
«Эксперт Северо-Запад» №6 (259)
Редакционная статья

То, что происходит в отечественных лесах, можно обозначить одним словом – разруха. В лесу две беды – переруб вдоль дорог общего пользования и недоруб на большей части лесных массивов, где никто не строит дорог и, соответственно, непонятно, как вывозить заготовленную древесину. Расчетная лесосека (научно обоснованная норма вырубки) осваивается в среднем по стране только на 20-25%. Обладая примерно четвертью мировых запасов леса, Россия осуществляет не более 2-3% мирового объема лесозаготовок…

Однако определить причины такой ситуации куда труднее, чем просто обозначить. На первый взгляд, главная причина – законодательный хаос. Конечно, любая сфера российской жизни регулируется не идеально. Но лесу особенно не повезло: в главном материале этого номера описано, как часто и нелогично менялось лесное законодательство только в течение последних двух лет. А поскольку изменения происходили и в предыдущие годы, то сегодня лишь квалифицированный эксперт понимает, кто и на что в лесу имеет право, кто за что отвечает.

Однако хаос в регулировании – только видимая причина бедственного положения лесного хозяйства России. Спрашиваем: чем вызван этот хаос? Эксперты, как правило, дают такой ответ: в процесс управления лесами вовлечено слишком много сторон – федеральное правительство и Госдума, региональные власти, крупный, средний и малый лесопромышленный бизнес (их интересы подчас противоположны), экологические организации и, наконец, общество, то есть граждане. Впрочем, поскольку гражданское общество в России дремлет, его пока можно вычеркнуть из списка – достаточно и других интересантов.

Среди множества аспектов, волнующих все группы влияния, следует выделить три ключевых. Кто может быть собственником лесных земель? На каком уровне власти сосредоточить полномочия по управлению лесами – федеральном, региональном, муниципальном? Наконец, как распределить обязанности по уходу за лесом, а также по созданию инфраструктуры (строительству лесных дорог) между пользователями, прежде всего бизнесом (хотя могут быть и другие пользователи), и государством? Группы влияния за долгие годы не пришли к консенсусу. Между тем ответы на эти вопросы и формируют национальную модель лесопользования.

Как показывает мировой опыт, априори правильной модели лесопользования не существует. Так, в Швеции 97% лесного фонда принадлежит бизнесу, частным лицам и церкви, в Финляндии 80% лесов находится в частной собственности. А в США 96% лесных территорий владеет государство… Несмотря на явные различия, во всех упомянутых странах высокий уровень эффективности использования лесных ресурсов: леса приносят хорошие доходы, при этом содержатся в порядке. Такая ситуация подтверждает известный принцип: работать можно практически при любых правилах игры, лишь бы они были внятно сформулированы и закреплены надолго.

Федеральная власть, выпустив закон №199, сменивший одноименный закон, подписанный в 2004 году, вроде бы ответила на один из трех главных вопросов. Права распоряжения, владения и пользования лесами передаются из федерального центра в регионы. Власти субъектов Федерации воспринимают перемены со сдержанным оптимизмом, и сдержанность отчасти обусловлена игрой слов, заключенной в законе. Три права – распоряжения, владения, пользования – вместе, по российскому Гражданскому кодексу, составляют право собственности. Тем не менее федеральное правительство не произнесло ни слова о передаче «на места» собственности на лес, оставив это право за собой. Получается промежуточный вариант реформы лесопользования, когда не вполне понятно, кто все-таки хозяин леса, каковы границы реальных полномочий регионов. Пока по факту, как показано в материалах темы номера, хозяева леса – браконьеры, во всем их организационном разнообразии.

Новый федеральный закон, наверное, принесет некоторую пользу, поскольку он может стимулировать реформы лесхозов, осуществление которых совершенно необходимо. Однако чтобы добиться не локальных, а радикальных улучшений, надо прекращать играть в слова и в отношении собственности на лес должна наступить ясность.

Как не рассыпать мусор по дороге
Возможности для построения эффективной системы обращения с отходами в стране есть. Но нам придется преодолеть давление групп лоббистов, преследующих противоположные цели, снять растущие протестные настроения в обществе и выстроить на всех уровнях четкое понимание, куда и как мы идем
В ожидании вала банкротств
Банкротства девелоперов и обманутые дольщики еще не один год будут определять повестку дня рынка жилищного строительства. После запрета долевого строительства проблем станет еще больше
Очень, очень плохой банк
ЦБ собрал все токсичные активы из «Открытия», Промсвязьбанка и Бинбанка в одном месте и рассчитывает избавиться от них за пять лет. Однако качество активов таково, что их придется либо продавать буквально за бесценок, либо списывать

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №6 (259) 13 февраля 2006
    Лесное хозяйство
    Содержание:
    Как не рассыпать мусор по дороге
    Возможности для построения эффективной системы обращения с отходами в стране есть. Но нам придется преодолеть давление групп лоббистов, преследующих противоположные цели, снять растущие протестные настроения в обществе и выстроить на всех уровнях четкое понимание, куда и как мы идем
    В ожидании вала банкротств
    Банкротства девелоперов и обманутые дольщики еще не один год будут определять повестку дня рынка жилищного строительства. После запрета долевого строительства проблем станет еще больше
    Очень, очень плохой банк
    ЦБ собрал все токсичные активы из «Открытия», Промсвязьбанка и Бинбанка в одном месте и рассчитывает избавиться от них за пять лет. Однако качество активов таково, что их придется либо продавать буквально за бесценок, либо списывать
    Реклама