Национальная ориентация

Русский бизнес
Москва, 21.08.2006
«Эксперт Северо-Запад» №29-30 (282)
“Мы бы с удовольствием ушли с западного рынка”, - говорит генеральный директор “ФосАгро АГ” Максим Волков

Крупные федеральные холдинги существенно влияют не только на экономику, но также на политику и социальную жизнь многих территорий Северо-Запада (см. "Это их крест*".) Их деятельность в регионе мы рассматриваем в проекте «ФПГ на Северо-Западе». Один из наиболее влиятельных федеральных игроков – холдинг «ФосАгро», оборот которого в прошлом году превысил 1,4 млрд долларов. Это вертикально интегрированная компания, осуществляющая полный цикл производства, от добычи фосфатного сырья до выпуска удобрений, кормовых фосфатов, фосфорной кислоты. Сейчас «ФосАгро» реализует на Северо-Западе ряд инвестиционных проектов. Об этих проектах и о ситуации на рынках, где работает холдинг, корреспонденту «Эксперта С-З» рассказывает генеральный директор управляющей компании «ФосАгро АГ» Максим Волков.

Второй в мире

– Насколько сильна конкуренция на тех рынках, где работает «ФосАгро»?

– На мировом рынке минеральных удобрений конкуренция усиливается за счет появления новых производств. В основном заводы строятся в странах ЮгоВосточной Азии, а также в Саудовской Аравии. Эти государства близки к основным источникам ресурсов – газа, фосфорсодержащего сырья, а также имеют преимущество – дешевую рабочую силу. Ужесточение конкуренции заставляет часть производителей за рубежом укрупняться, остальные вынуждены сворачивать свое производство.

Мы удерживаем позиции, занимая второе место в мировом рейтинге компаний своей специализации: по объемам производства фосфорсодержащих удобрений нас превосходит только компания Mosaic из США. Это наш глобальный конкурент. Сейчас доля «ФосАгро» на мировом рынке минеральных удобрений составляет порядка 8%. На протяжении последних лет она почти неизменна, меняются только наши доли в различных странах.

– Конкуренция на российском рынке тоже обостряется?

– Нет, отечественный рынок, по сути, статичен. Сейчас на нем доминируют вертикально интегрированные компании – «ФосАгро» и «Еврохим». Остальные отечественные производители обеспечивают незначительную долю рынка. В объеме внутреннего потребления удобрений доля «ФосАгро» – около 30%. Нашим конкурентом в сегменте фосфорсодержащих удобрений является только «Еврохим». В сегменте азотных удобрений помимо «Еврохима» с нами конкурируют «Куйбышевазот» и «Россошанские минудобрения».

– Ожидаете ли вы появления в России агрохимических предприятий с иностранным капиталом?

– Приход иностранных компаний в ближайшее время не ожидается. Как и пять-десять лет назад, недостаток платежеспособного спроса – основная проблема российского рынка. Спрос на удобрения в сельском хозяйстве постепенно увеличивается, но не теми темпами, какими бы нам хотелось. К сожалению, по уровню внесения удобрений в почву Россия по-прежнему в разы отстает от развитых стран. Конечно, в таких условиях иностранцы в наш рынок инвестировать не будут. Они ждут, пока изменится ситуация.

Заточен под Россию

– В прошлом году «ФосАгро» произвело свыше 4 млн тонн фосфорсодержащих удобрений. Как распределился этот объем между экспортом и поставками отечественному потребителю?

– На внутренний рынок мы поставляем порядка 1 млн тонн собственных удобрений, остальное – на экспорт в Европу и страны Латинской Америки. Тем не менее внутренний рынок является для нас приоритетным. Расположение наших производственных площадок с точки зрения логистики оптимально для работы именно в России. Производство на предприятиях «ФосАгро» ежегодно увеличивается, и дополнительный объем продукции реализуется преимущественно на внутреннем рынке и в странах СНГ. Экспорт нам нужен, чтобы обеспечивать необходимую загрузку производства.

– Таким образом, если понадобится увеличить поставки на внутренний рынок, «ФосАгро» готово сделать это путем сокращения экспорта?

– Мы с удовольствием уйдем с западного рынка. Зачем везти наши удобрения за тысячи километров, туда, где местный производитель заведомо имеет преимущества? Безусловно, спокойнее и логичнее ориентироваться на удовлетворение спроса внутри России. Другое дело, что пока уровень этого спроса, как я уже отметил, недостаточен. Соответственно, отказавшись от экспорта, мы не сможем работать рентабельно.

– Существующая сеть дистрибуции «ФосАгро» обеспечивает увеличение поставок на внутренний рынок?

– Сейчас мощности «ФосАгро» позволяют единовременно хранить порядка 400 тыс. тонн удобрений. Пока этого достаточно, но мы готовы к дальнейшему расширению сети дистрибуции, если этого потребует рынок. Замечу, что продукция «ФосАгро» конкурирует с продукцией других производителей в нашей же сети. Через нее ежегодно проходит около 300 тыс. тонн удобрений, произведенных не на наших предприятиях.

В обеспечение роста

– Сколько компания инвестирует в развитие в 2006 году?

– В 2006 году, как и в 2005?м, объем инвестиций составит около 3,5 млрд рублей.

– «ФосАгро» уже анонсировало крупные проекты по увеличению выпуска аммиака на «Череповецком азоте» и строительству на «Апатите» комплекса по переработке нефелинового концентрата. Есть ли другие проекты, реализуемые компанией?

– Один из последних проектов связан с прокладкой второго аммиакопровода между двумя нашими предприятиями – «Череповецким азотом» и «Аммофосом». Этот проект реализуется в обеспечение роста предприятий. Его оценочная стоимость – 1 млн долларов.

Существующая сейчас между предприятиями «труба» не обеспечивает необходимых объемов перекачки: потребность «Аммофоса» в аммиаке превышает 1 тыс. тонн в сутки, а по действующему проводу можно перекачать не более 790 тонн. Остающийся аммиак мы вынуждены перевозить по железной дороге, теряя время и отвлекая ресурсы.

Дополнительная поставка потребовалась после того, как в прошлом году «Аммофос» увеличил объемы переработки апатитового концентрата с 2,49 до 2,63 млн тонн. Соответственно, на предприятии выросло потребление аммиака. В следующем году уровень переработки концентрата превысит 2,63 млн тонн, поэтому вложения в проект вполне оправданны.

Также мы приступили к реализации проекта по обновлению парка вагонов?минераловозов, которым оперирует «ФосАгро». Уже инвестировано порядка 25 млн долларов в закупку 550 новых вагонов. Мы заменяем устаревшие вагоны, арендуемые у ОАО «Российские железные дороги» (РЖД), на современные «хопперы». Проект реализуется в партнерстве с лизинговой компанией Международного московского банка.

Вагоны будут производиться на украинском Стахановском вагоностроительном заводе. Год назад мы брали в оперативный лизинг аналогичную партию «хопперов», выпущенных этим предприятием, и остались довольны результатом. До конца года будет профинансировано строительство еще 400 новых вагонов. В отличие от строительства аммиакопровода, покупка новых вагонов не принесет сиюминутной выгоды. Вместе с тем это вклад в долгосрочную устойчивость компании.

– Вагоны так важны для устойчивости производителя удобрений?

– Наша дочерняя структура «ФосАгро-Транс» ежегодно обслуживает грузопоток в 20 млн тонн. Поскольку входящие в «ФосАгро» предприятия территориально удалены друг от друга, транспортно-логистическая составляющая значительно влияет и на себестоимость продукции, и на производственный процесс. Поэтому для компании стратегически важно не допускать каких-либо сбоев в транспортировке грузов. Соответственно, мы очень внимательно следим за обновлением нашего железнодорожного парка.

В продолжение темы проектов скажу, что весной было подписано многостороннее соглашение между правительством Мурманской области, РАО «ЕЭС России», Территориальной генерирующей компанией №1 и «ФосАгро» о строительстве 17-километровой тепловой магистрали, которая соединит принадлежащую «Апатиту» Апатитскую ТЭЦ с котельной города Кировска. Реализация проекта позволит не только увеличить выработку тепловой энергии на ТЭЦ, но и снизит потребление городом дорогостоящего топочного мазута, который сжигается в котельной. 

Санкт-Петербург

Справка
Холдинг «ФосАгро» начал формироваться в 1998 году. Основным его активом стал комбинат «Апатит» (город Апатит, Мурманская область), выкупленный у группы Menatep. Продукция «Апатита» – апатитовый концентрат – является сырьем для других предприятий холдинга, выпускающих минеральные удобрения. В 2001 году к «ФосАгро» присоединилось крупнейшее в России предприятие по производству фосфорсодержащих удобрений – «Аммофос» (город Череповец, Вологодская область), а в 2004-м – «Череповецкий азот», который первым в России освоил выпуск взрывобезопасной аммиачной селитры.

В данный момент в «ФосАгро» вместе с перечисленными компаниями входят «Балаковские минеральные удобрения» (Балаково, Саратовская область), транспортно-экспедиторская компания «ФосАгро-Транс», специализированные сбытовые организации «ФосАгр-Маркетинг» и «ФосАгро-Регион». Управляет предприятиями холдинга компания «ФосАгро АГ».

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №29-30 (282) 21 августа 2006
    Индустрия туризма
    Содержание:
    Ищем себя на карте

    В России уже существует шесть особых экономических зон, скоро к ним прибавятся еще несколько туристско-рекреационных ОЭЗ. Претендуют на создание туристских зон и регионы Северо-Запада

    Реклама