ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Управление эмоциями

, 2006

Многозальные кинотеатры в Петербурге борются не между собой, а за привлечение зрителя на общий рынок

Активность петербургских операторов торговой недвижимости породила бум строительства многозальных кинотеатров. Игрокам рынка кинопоказа выгоднее открывать залы в торгово-развлекательных комплексах, чем конкурировать с торговыми девелоперами за земельные участки. Ярким примером такой выгоды стало партнерство сегодняшнего лидера петербургского рынка кинопоказа – сети «Кронверк Синема» – с крупнейшим оператором торговой недвижимости «Адамант». В результате сотрудничества киносеть буквально взяла Петербург в кольцо: за четыре года «Кронверк» открыл шесть многозальных кинотеатров в спальных районах города.

По мнению экспертов, появление большого числа кинотеатров нового типа довольно быстро приведет к вытеснению однозальных. Шансы на выживание есть лишь у исторически значимых объектов, да и то преимущественно у тех, что войдут в крупные сети кинотеатров. Однако не за горами и конкуренция между самими «многозальниками». Победа ждет тех из них, кто научится, по выражению игроков этого рынка, «управлению эмоциями» петербургского зрителя.

Локомотив отрасли

Рост числа многозальных кинотеатров на петербургском рынке продолжается несколько лет. За первое полугодие 2006 года в городе открылось три новых крупных киноцентра, в результате число кинозалов увеличилось на 20 экранов. По подсчетам исследовательской компании «Невафильм Research», с середины 2005 года по середину 2006-го число кинозалов в Петербурге возросло на 64,2%. Сейчас в городе работают 88 экранов в 23 кинотеатрах.

«Многозальники» (от 4 до 8 экранов – миниплексы, от 8 до 15 экранов – мультиплексы) стали новой формой современного кинотеатра, которой специалисты безоговорочно отдают будущее. «Мультиплексы – это локомотив всей отрасли кинопоказа, и альтернативы ему нет», – утверждает заместитель генерального директора федеральной киносети «Синема-Парк» Кирилл Иванов. Большое число экранов позволяет киноцентру разнообразить репертуар, дольше держать фильмы в прокате, проводить гибкую ценовую политику и в конечном счете полнее удовлетворять вкусы кинолюбителей.

Эпоху сетевых «многозальников» открыл в Петербурге двухзальный киноцентр NEO, построенный в 2002 году. Инвестором при строительстве выступил Банкирский дом Санкт-Петербурга, до последнего времени владевший сетью кинотеатров «Кронверк Синема». Если NEO был создан с нуля в отдельном здании (пристроенном к торговому центру «Балтийский»), то в дальнейшем большинство многозальных кинотеатров размещались уже в самих торгово-развлекательных комплексах. Из 88 кинозалов Петербурга 58 располагаются в торговых центрах.

«Сотрудничать с операторами торговой недвижимости сейчас гораздо разумнее, чем бороться с ними за земельные участки, – говорит директор „Кронверк Синема“ Эдуард Пичугин. – Девелопер берет на себя все заботы по строительству и инженерному обеспечению здания, а мы можем заниматься непосредственно кинопоказом».

В последнее время на российском рынке наметилась тенденция к строительству отдельно стоящих зданий для мультиплексов, как это принято на Западе. Но пока таких проектов крайне мало: слишком велики обременения, которые должен понести кинооператор при самостоятельном возведении здания.

Товарищество соперников

Несмотря на продолжительный рост, петербургский рынок кинотеатров далек от насыщения. По подсчетам аналитиков «Невафильм Research», городу необходимо примерно 200 экранов. Судя по поведению игроков федерального масштаба, они тоже считают, что в Петербурге существуют резервы роста. За последние годы в городе обосновались пять из десяти лидирующих в России сетей. Каждая из них планирует открыть два-три объекта, о вхождении на рынок думают и другие федеральные игроки. «Сейчас мы получаем от петербургских девелоперов в три раза больше предложений о сотрудничестве, чем нам нужно», – говорит генеральный директор федеральной компании «Каро-Фильм» Игорь Ильчук.

Главный фактор успеха в бизнесе кинопоказа – грамотный выбор места для будущего объекта. «Питер – не Лондон и не Париж, в городе есть масса пятен, где можно разместиться, – считает Кирилл Иванов. – Часть производств, которые раньше находились в черте города, выводятся оттуда. Было бы глупо не использовать эти площадки для привлечения инвестиций. Поэтому мы можем развивать бизнес даже в центре Петербурга и близких к центру районах».

Ту же мысль высказывает заместитель генерального директора федеральной киносети «Роскино» Виталий Бурутин. По его словам, «Петербург еще не так перегрет, как Москва. Я не могу сказать, что мы толкаемся локтями. Собираясь открывать кинотеатр в определенном месте, мы сверяемся с намерениями конкурентов и затем совместно корректируем наши планы».

Эдуард Пичугин даже благодарен соперникам. «Пока мы еще не столько конкурируем, сколько работаем друг на друга, – отмечает он. – Реклама нового фильма, размещенная в центре города, косвенным образом работает на меня. Зрители, которые живут в спальных районах, с большой вероятностью придут смотреть этот фильм в один из моих кинотеатров, а не поедут в центр».

Сила «цифр»

Ситуация относительно мирного сосуществования игроков, по всей видимости, продлится недолго. «По моему мнению, в ближайшее время в городе появится еще пять-семь сильных объектов и после этого начнут страдать ранее открытые кинотеатры, – говорит Кирилл Иванов. – Для них это не останется незамеченным. Начнется подавление слабых».

В самой слабой позиции находятся, конечно, однозальные кинотеатры. Никто не сомневается, что мультиплексы будут их теснить. Особенно острые проблемы у «однозальников» возникнут тогда, когда начнется тотальный переход многозальных сетей на новые технологии. Такой переход планируют сразу несколько крупных игроков: «Синема-Парк», «Кронверк Синема» и «Каро-Фильм». Речь идет в первую очередь о цифровых проекторах.

За «цифрой» будущее: она обеспечивает высокое качество изображения, существенно упрощает технологические процессы и, наконец, дает возможность в любое время перейти на технологии 3D, для которых пока просто недостаточно контента. «В России внедрение этих технологий будет идти параллельно с Европой, – комментирует директор компании „Невафильм“ Олег Березин. – Россия начала строить свои мультиплексы позже, используя лучшие западные концепции, весь накопленный там опыт. Западные киноэксперты признают, что уровень дизайна и технической оснащенности наших кинотеатров ничуть не ниже, чем в Европе».

Для однозальных кинотеатров технологический бум на рынке – большой минус, поскольку переоснащение потребует непомерных для них затрат. Впрочем, речь не идет о полном исчезновении традиционных кинотеатров. «Посмотрите на Лондон – там никто не оплакивает малые кинотеатры, – комментирует Кирилл Иванов. – Они переключаются на показ авторского кино. Некоторые из них успешно играют роль локального кинотеатра для небольшого района. Наконец, для англичан важна привычка: в моей семье три-четыре поколения ходили именно в этот кинотеатр, и я буду сюда ходить».

«Пока мы еще не столько конкурируем, сколько работаем друг на друга»

Привычка – одно из ключевых слов. Наибольшие шансы на выживание имеют кинотеатры с историей, вроде «Художественного» в Москве или «Авроры» в Петербурге, а также небольшие объекты, вошедшие в состав крупных сетей. «Управление петербургским „Колизеем“ существенно отличается от управления „многозальниками“ в нашей сети, – говорит Игорь Ильчук. – Здесь мы показываем лишь основные фильмы; ленты ограниченного показа в таком объекте поставить сложно, и фильм остается в прокате сравнительно недолго». Но Ильчук подчеркивает: «„Колизей“ для нас очень важен, и мы, безусловно, будем его развивать».

Фастфуд и авторская кухня

Ужесточение конкуренции должно привести к расколу среди «многозальников». Более или менее однотипные сформируют своего рода кинофастфуд, где все будет просто, быстро и недорого. С другой стороны, появятся кинотеатры, которые можно сравнить с хорошими авторскими ресторанами. Их владельцы будут придавать большое значение дизайну помещений, техническому оснащению залов, подбору репертуара. «Уже сегодня посещение двух кинотеатров сети „Мираж Синема“ – на Большом проспекте Петроградской стороны и в торговом центре „Гулливер“ – оставляет совершенно разное впечатление», – отмечает Олег Березин.

О разнообразии в репертуарной, а также ценовой политике киносетей, которое будет все заметнее, говорит генеральный менеджер московской компании «Формула кино» Андрей Терешок. По его словам, «в нашей сети есть несколько кинозалов, где мы приучаем зрителя к авторскому кино, арт-хаусу по тем же ценам, что и в других кинотеатрах. Да и кинотеатры со стандартным репертуаром управляются по-разному. Есть „Стрела“ напротив Министерства иностранных дел, где билет стоит тысячу рублей. Есть 12-зальный кинотеатр на МКАД, куда едут чуть ли не со всей Москвы, потому что ценовая политика там совершенно иная». Как поясняет Терешок, «низкая цена не означает, что в кинотеатре плохое оборудование. Просто мы понимаем, что в этом месте для обеспечения нормальной посещаемости нужно по-другому работать с ценами».

Неуловимый зритель

Конкуренция друг с другом – не единственная проблема, с которой столкнутся игроки рынка в ближайшее время. У них есть общая забота – неразвитость в современной России культуры массового отдыха. В СССР кино действительно было «важнейшим из искусств». В конце 1980-х годов среднестатистический житель СССР ежегодно ходил в кино 12-13 раз. К середине 1990-х годов посещаемость кинотеатров в стране упала в 35-40 раз: в 1996 году этот показатель опустился до рекордно низкой отметки в 0,25 посещений за год. Сегодня индустрия проката сталкивается с последствиями этого провала.

«Среднестатистический россиянин, собираясь отдохнуть с друзьями, скорее предпочтет поехать жарить шашлыки, а не пойти в кино, – сетует Кирилл Иванов. – Люди не привыкли куда-то вместе ходить». Надо сказать, что культура кинопросмотров возрождается, но гораздо медленнее, чем строятся кинотеатры. Стратегическая задача операторов кинотеатров – возрождать эту культуру. «Основная работа по привлечению зрителя в кинотеатры состоит в том, чтобы донести до него, что, собственно, будет происходить, – говорит Андрей Терешок. – И это не только наше дело, прокатчик тоже должен этим заниматься, организуя хорошую рекламную кампанию. Кроме того, надо создавать в кинотеатрах игровые зоны, проводить тематические вечеринки, акции». Как он резюмирует, «основные усилия нужно приложить к тому, чтобы зритель пришел в кино хотя бы в первый раз. Побывав в современном мультиплексе, человек вряд ли разочаруется».

«Грамотный менеджмент в нашей сфере во многом определяется способностью управлять эмоциями зрителя, – рассуждает Эдуард Пичугин. – Здесь можно провести сравнение с ресторанным бизнесом. Как грамотно управлять рестораном? Хорошая кухня, приятная атмосфера, доброжелательный персонал. Сыграет любая „фишка“, которая даст посетителю приятные эмоции».

Пока мультиплексов сравнительно мало, проблема инертности зрителя не так остра. Но при сохранении высоких темпов ввода в строй новых кинотеатров посетителей на всех не хватит. С другой стороны, само расширение бизнеса мультиплексов – важный фактор активизации зрительского интереса. Чем чаще люди видят киноафиши, чем ближе к их жилищам оказываются кинотеатры, чем больший выбор фильмов предоставляется, тем больше поклонников вербует киноиндустрия. Поэтому усилия операторов мультиплексов по управлению эмоциями будут ложиться в благодарную почву. Оценивая перспективы роста российского рынка кинопроката, аналитики сходятся во мнении, что у него большая емкость. Как считают представители кинопроката, потенциально это второй или третий рынок после Северной Америки или Китая.

Санкт-Петербург

«Эксперт Северо-Запад» №34 (288)
«Эксперт» в Telegram
Поставить «Нравится» журналу «Эксперт»
Рекомендуют 94 тыс. человек



    Реклама



    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама