ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Общество

Мейнстрим, осмысленный и беспощадный

2006

Российские политические партии имеют единственный шанс заручиться поддержкой населения – если впишутся в мейнстрим общественной жизни, основанный на массовом спросе населения на защиту своих потребительских прав

По мере того как иссякает интерес россиян к программам и концепциям политических партий, заметно возрастает их готовность отстаивать свои права и интересы в самых разных сферах. Причем граждане реагируют весьма оперативно. Взять хотя бы последний пример: не успело федеральное правительство утвердить проект строительства Орловского тоннеля под Невой, как жители соседних домов тут же объединились в его публичной критике. Впрочем, в последнее время ни одна крупная стройка в Петербурге не избежала критического, но осмысленного анализа горожан – именно анализа, а не инфантильного бунта. Граждане ведут себя весьма рационально – почти везде созданы общественные организации, которые не только предъявляют властям факты нарушения законных интересов жителей, но и предлагают альтернативные решения, нередко поражающие своим высоким качеством.

Нечто похожее происходит и в сфере более простых, бытовых проблем. Если раньше потребители предпочитали не связываться с жилищными организациями, предоставляющими некачественные услуги, или магазинами, продающими бракованные товары, то теперь они все чаще решаются вступать с ними в борьбу. Эту усиливающуюся тенденцию я наблюдаю даже среди своих – обычно таких смирных – знакомых. Одни, много лет терпевшие издевательства жилконторы, затеяли против жилищников судебный процесс. Другие, которым продали явно бракованный мобильный телефон и отказывались вернуть деньги, вместо того чтобы, как раньше, плюнуть и купить новый, начали ходить по инстанциям, доказывая свою правоту. Третьи в аналогичной ситуации подали в суд на магазин. И что интересно – как-то сам собой рассеивается миф о безнадежности такой борьбы. Люди, воевавшие с жилконторой, без особого труда выиграли суд. Пострадавшие покупатели мобильника хотя еще и не добились своего, но продолжают упорно бороться.

Такая осмысленная активность на бытовом уровне резко контрастирует с их поведением в сфере политики, где они демонстрируют обидную дремучесть. На первый взгляд это странно, но если подумать, то все логично. Подобно тому как российским компаниям трудно работать из-за отсутствия кредитной истории, российское общество не может нормально самоорганизоваться из-за объективного отсутствия политической истории. За 75 лет советской власти навыки организации общественной жизни у россиян были утеряны. Сейчас нам приходится вырабатывать их заново, практически с нуля. Конечно, этот процесс идет естественным путем – от простого к сложному. Вначале мы осознаем самые простые, бытовые свои интересы и приобретаем навыки их защиты. Потом придет понимание более сложных интересов, например связей между уровнем пенсий, зарплат и расходованием казенных средств на оборону и т.п.

Между прочим, процесс естественного обретения россиянами навыков общественной жизни неизбежно катализирует и соответствующие политические процессы. Общественные организации, образуемые сейчас для решения бытовых проблем, как и во всех странах, развивавшихся естественным путем, без тоталитарного искривления, в какой-то момент начнут приобретать политический силуэт и, развиваясь, неизбежно примут вид современных политических партий. Такая перспектива дает шанс нынешним псевдопартиям с пользой для себя и граждан ускорить неизбежный процесс. Для этого им нужно сейчас грамотно встраиваться в мейнстрим.

И такая возможность есть. Не имея навыков защиты бытовых интересов, элементарной юридической грамотности, наши граждане испытывают большие проблемы при вхождении в общество потребления. Формально у нас много правозащитных организаций в потребительской сфере. Реальная практика показывает, что толку от них мало. Мои друзья, боровшиеся с жилконторой, пытались обращаться в некоторые подобные организации, но потерпели неудачу. Юристы Ассоциации ЖСК, ЖК и ТСЖ (как, впрочем, и других аналогичных организаций) работают с председателями объединений жильцов, а помогать отдельным гражданам не могут. В Союзе потребителей России их отослали к платному юристу, который тоже особой помощи не оказал, хотя и попросил за визит немалые деньги. В результате моим друзьям пришлось бороться самостоятельно. Как и тем, кто воевал с продавцом телефонов: правозащитники заявили им, что не могут организовать квалифицированную экспертизу мобильника (мол, в Петербурге нет независимой от торговцев экспертизы такого рода товаров).

Для партий (особенно правых, у левых с этим несколько лучше), которые сейчас лихорадочно ищут способы достучаться до сердец россиян, организация эффективной защиты прав потребителей могла бы стать хорошим способом преодолеть кризис доверия. И здесь уже не надо ничего изобретать: метод, избранный Союзом потребителей России с его брошюрами-шпаргалками, объясняющими, куда и в какой форме следует писать заявления, претензии и жалобы при типичных нарушениях прав потребителей, представляется весьма перспективным. Следует только модернизировать этот метод. Как показывает опыт моих друзей, одних шпаргалок недостаточно – людям надо еще помогать правильно ими пользоваться. И не посылать их к платному юристу, а иметь в штате своих, бесплатных. Чтобы привлечь симпатии масс, деятельность организаций, построенных по типу Союза потребителей России, должна стать настоящим конвейером конкретной помощи.

Этот метод привлечения симпатий населения, во-первых, естественный (что обязательно для появления настоящей политической партии), а во-вторых, хорошо укладывается в либеральную идеологию, не просто ставящую интересы индивидуума во главу угла, но предусматривающую организацию жизни страны на основе механизмов гражданского общества. И эти механизмы необходимо развивать не лекциями о пользе демократии, а конкретными действиями, эффективно помогающими россиянам отстаивать интересы, которые они сами считают сейчас для себя наиболее важными и готовы за них бороться. Пока же партийные лидеры по-прежнему пытаются привлечь россиян рецептами решения глобальных проблем или обличением власть предержащих. Это понятно: спасать человечество проще, чем соседа. Но на этом пути им явно ничего не светит.

«Эксперт Северо-Запад» №34 (288)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама



    Самозанятым помогут заявить о себе

    Альфа-Банк первым представил мобильное приложение для самозанятых

    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама