Война в зародыше

Русский бизнес
Москва, 21.09.2006
«Эксперт Северо-Запад» №34 (288)
На петербургском рынке зоомагазинов активно формируются сети, но у одиночных торговых точек есть все шансы выжить

На петербургском рынке зоомагазинов наблюдается оживление: он меняется количественно – заметно растет число торговых точек – и качественно – наметилась конкуренция форматов. Хотя первые петербургские сети, торгующие товарами для животных, появились еще в 1990-х годах, до недавнего времени они не занимали доминирующего положения. Позиции малого семейного бизнеса на этом рынке были довольно прочными. Сейчас становится ясно, что зоомагазинам-одиночкам придется потесниться.

Впрочем, обострение конкуренции – еще не смертный приговор для одиночных магазинов. История западных рынков показывает, что практически в любом секторе торговли и сферы услуг у одиночек есть шансы противостоять сетям. В частности, в сегменте торговли зоотоварами существует немало способов выделиться на фоне конкурентов. Одиночным зоомагазинам надо только отказаться от работы по принципу «все для всех».

Как создавали формат

Конкуренция форматов – новость для петербургского рынка. Гораздо раньше здесь проявилось соперничество между производителями разных видов зоотоваров – кормов, витаминов, аксессуаров и так далее. К данному моменту ассортимент стал весьма широким, появились узнаваемые марки как отечественных, так и зарубежных производителей. Это обстоятельство во многом обусловило становление торговых сетей.

Сетевой розничный бизнес в торговле зоотоварами, как правило, не начинался с нуля, в него приходили компании из смежных отраслей. Активные импортеры, которые уже проработали на рынке 10-15 лет, смогли мобилизовать достаточные ресурсы для открытия сетей. Одновременно развивали свои сети дистрибуторы, или, как их называют в зообизнесе, сервисные компании-оптовики, которые скупали товар у импортеров, аккумулировали его на своем складе и централизованно снабжали розницу.

«Импортер заинтересован в создании собственной управляемой розничной сети, чтобы стабилизировать сбыт именно своей продукции. Наверное, эта ситуация типична для любого рынка», – отмечает директор оптовой компании «Живой уголок» Дмитрий Першин.

Ценовой фактор

«Пока конкуренция среди зоомагазинов не слишком заметна», – полагает коммерческий директор по рознице сети магазинов «Золотая рыбка» Наталья Соловьева. По мнению исполнительного директора сети магазинов «Леопольд» Виктории Тумановой, конкуренция все же чувствуется, однако возможностей для роста еще достаточно. Характерно, что, говоря о конкуренции, представители сетей рассматривают только другие сети. Маленькие одиночные магазины даже в совокупности сетевики уже не считают серьезным конкурентом.

Несмотря на ясность того, что перемены неизбежны, рынок зоотоваров все еще слабоструктурирован. Представители компаний затрудняются определить как объем петербургского рынка в целом, так и свою долю на нем. В условиях, когда для роста требуется не слишком много усилий и еще не произошло лобового столкновения с конкурентами, компании не слишком задумываются о стратегии продвижения. Даже те магазины, которые фактически представляют собой единую сеть, не всегда имеют единое оформление и название. Например, владелец одной из крупнейших сетей компания «Иванко» продвигает под маркой «Зоомаркет „Ле’мурр“» только часть своих магазинов.

  Фото — Александр Крупнов
Фото — Александр Крупнов

В отсутствие внятного позиционирования сети могут активно использовать другое средство освоения рынка – ценовую борьбу. Здесь сетевики имеют неоспоримые преимущества хотя бы потому, что их основатели поставляют продукцию и им, и одиночным магазинам.

В России около половины всех расходов населения на домашних животных составляют затраты на корма. Объем рынка кормов, по данным РБК, составляет около 300 млн долларов в год. Самый крупный сегмент рынка – благодатная почва для ценовой войны. И как нельзя кстати для сетей большинство их владельцев являются именно поставщиками корма. Маленьким магазинам уже сейчас приходится приобретать товар на менее выгодных условиях.

Небойкое место

Одиночные магазины, как правило, могут позволить себе лишь небольшие помещения, часто расположенные не в лучших местах. Постоянный рост арендных ставок в Петербурге дополнительно ослабляет их положение. Между тем все игроки стремятся предоставить покупателю довольно широкий ассортимент товаров. Как следствие, торговые площади малых магазинов оказываются перегружены товаром. Покупателю приходится пробираться к прилавку, буквально перепрыгивая через мешки с кормом и дома для кошек. Если в магазине не удалось сделать хорошую систему вентиляции, к неудобствам добавляется специфический запах дешевых развесных кормов. Разумеется, все это снижает привлекательность небольших магазинов.

Говоря о конкуренции, представители сетей рассматривают только другие сети. Маленькие одиночные магазины уже не считаются серьезными конкурентами

Стоит отметить, что принцип выбора места, общий для большинства сетей, пока тоже не выработан. Так, по словам Натальи Соловьевой, ее компания принимает решение разместить магазин в каком-либо районе и затем выбирает помещение, не отдавая заметного предпочтения определенному типу помещений. Компания «Иванко» большую часть своих магазинов открывает в торговых комплексах и в прикассовой зоне гипермаркетов, ориентируясь на большой поток покупателей. Сеть «Леопольд» этот принцип отвергает. «От магазинов в торговых центрах не слишком большая отдача, и хотя там действительно большой поток покупателей, это не наш клиент», – говорит Виктория Туманова.

Таким образом, удачно подобранные, отвечающие современным стандартам помещения могли бы стать одним из козырей сетей, но сети не спешат им воспользоваться. Такая медлительность играет на руку одиночкам.

Дифференцируйся или уходи

Небольшие семейные магазины сохранятся, полагает Дмитрий Першин. Его мнение подтверждается мировой практикой. Семейные зоомагазины до сих пор есть и в Европе, и даже на одном из самых развитых рынков зоотоваров – в США (доля сетевого ритейла составляет только около 40%).

По мнению Дмитрия Першина, преимуществом маленьких магазинов может стать индивидуальный подход к покупателю. В зообизнесе это весьма значимое обстоятельство. Как отмечают участники рынка, при продаже товаров для «младших», то есть для детей и животных, немаловажно создать в отношениях продавца и покупателя доверительную атмосферу. Люди относятся к покупкам для питомцев подчас более ответственно, чем к приобретениям для себя: ведь животное целиком зависит от хозяина. Советы хорошо знакомого продавца, обмен репликами с ним может быть важнее цен и даже широты ассортимента.

Но индивидуального подхода к покупателю еще недостаточно. Становится очевидным, что по мере роста конкуренции игроки рынка зоотоваров должны будут отказаться от доминирующего ныне принципа «все для всех», когда большинство магазинов предлагает похожий ассортимент кормов, витаминных добавок, средств для ухода, иногда добавляя к нему аквариумных рыб, реже – птиц и грызунов. Для успеха на конкурентном рынке станет необходимо дифференцироваться, вырабатывая в чем-то уникальную ассортиментную политику.

Способов дифференциации – множество. В отличие от сетей, малые магазины способны осваивать узкие, но привлекательные для определенного круга покупателей ниши, например обеспечить глубокий ассортимент комбинезонов для собак, средств по уходу за хорьками и шиншиллами, держать которых стало модно, либо сформировать достойное предложение земноводных и насекомых.

К расположению магазина тоже стоит подойти творчески. Торговая точка, открытая по соседству с ветеринарной клиникой, груминговым салоном (салон для стрижки собак или кошек перед выставками), клубом собаководов, и формирование ассортимента в соответствии со спецификой места, безусловно, даст определенный эффект. Пока настоящая конкуренция только началась, у каждого малого магазина есть возможность найти свою «фишку».

Кстати, будущее сетей тоже небезоблачно. Примерно через год-полтора наступит этап весьма сильного соперничества между ними. Сеть не может делать ставки на нишевые продукты: она должна обеспечить себе большой поток покупателей, то есть вынуждена следовать массовым вкусам. Преимуществ, которые обеспечат победу сети в борьбе с другими сетями, в общем немного: минимальные цены и максимально удачное расположение магазинов.

Санкт-Петербург

Основные игроки петербургского рынка зоотоваров

Сейчас в Петербурге около 300 зоомагазинов. Доля сетей на этом рынке (по количеству магазинов) составляет около 40%.

Компании – владельцы крупнейших сетей:

«Агидис» – три магазина (основной профиль – импорт и оптовые продажи зоотоваров, импорт аквариумных рыб).

«Аквариумы» – три магазина (специализированная розничная сеть).

 «Биосфера» – девять магазинов под маркой «Вака» и четыре павильона (производство, импорт и оптовые продажи зоотоваров).

«Валта» – три магазина под маркой «38 попугаев» (федеральная оптовая сеть по продаже зоотоваров).

«Золотая рыбка» – 16 магазинов (производство, импорт и оптовые продажи зоотоваров).

«Иванко» – 15 зоомаркетов под маркой «Ле’мурр» и 14 зоомагазинов (производство, импорт и оптовые продажи).

«Критц» – 14 магазинов под маркой «Леопольд» (производство аксессуаров, импорт и оптовые продажи зоотоваров).

«Зоотовары» – 16 магазинов.

«Товары для животных» – 15 магазинов.

«Серкос-запад» – девять магазинов под марками Eukanuba и Eucanuba-Iams (импорт и оптовые продажи кормов).

Как не рассыпать мусор по дороге
Возможности для построения эффективной системы обращения с отходами в стране есть. Но нам придется преодолеть давление групп лоббистов, преследующих противоположные цели, снять растущие протестные настроения в обществе и выстроить на всех уровнях четкое понимание, куда и как мы идем
В ожидании вала банкротств
Банкротства девелоперов и обманутые дольщики еще не один год будут определять повестку дня рынка жилищного строительства. После запрета долевого строительства проблем станет еще больше
Очень, очень плохой банк
ЦБ собрал все токсичные активы из «Открытия», Промсвязьбанка и Бинбанка в одном месте и рассчитывает избавиться от них за пять лет. Однако качество активов таково, что их придется либо продавать буквально за бесценок, либо списывать

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №34 (288) 18 сентября 2006
    Электроэнергетика
    Содержание:
    Как не рассыпать мусор по дороге
    Возможности для построения эффективной системы обращения с отходами в стране есть. Но нам придется преодолеть давление групп лоббистов, преследующих противоположные цели, снять растущие протестные настроения в обществе и выстроить на всех уровнях четкое понимание, куда и как мы идем
    В ожидании вала банкротств
    Банкротства девелоперов и обманутые дольщики еще не один год будут определять повестку дня рынка жилищного строительства. После запрета долевого строительства проблем станет еще больше
    Очень, очень плохой банк
    ЦБ собрал все токсичные активы из «Открытия», Промсвязьбанка и Бинбанка в одном месте и рассчитывает избавиться от них за пять лет. Однако качество активов таково, что их придется либо продавать буквально за бесценок, либо списывать
    Реклама